КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории социальной мобильности
Групповая мобильность Она связана с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению национальных меньшинств и целого ряда групп, прежде не имевших признанного высокого положения. Переход к власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г. н. э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили свой социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и появлялась новая знать. П. Сорокин показал на огромном историческом материале, что причинами групповой мобильности были следующие факторы: · социальные революции; · иностранные интервенции, нашествия; · межгосударственные войны; · гражданские войны; · военные перевороты; · смена политических режимов; · замена старой конституции новой: · крестьянские восстания; · междоусобная борьба аристократических родов; · создание империи. Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы, стратификации. Интерес социологов к мобильности связан с несколькими проблемами. С. М. Липсет и Р.Бендикс полагали, что мобильность необходима для обеспечения стабильности современного индустриального общества, поскольку открытый доступ к позициям элиты позволяет способным и честолюбивым людям покидать низшие социальные уровни. Этим достигается эффект предохранительного клапана, уменьшающего вероятность революционных коллективных действий низших классов. Других исследователей больше волновали проблемы эффективности и справедливости в отношении социальной мобильности. По мнению П. Блау и О. Дункана, для успешного функционирования современных обществ необходима такая мобильность, когда выполнение наиболее важной работы предоставляется наиболее способным людям. Д. В. Гласе полагает, что справедливость в демократическом обществе зависит от структуры эгалитарных возможностей Важное место социальной мобильности отводили также различные теории индустриального общества. Концепция конвергенции, согласно которой все индустриальные общества по мере своего экономического развития движутся в направлении единой модели, указывает на следующие особенности мобильности в зрелых индустриальных обществах: ее высокий уровень; преимущественная направленность снизу вверх в силу постоянного развития структуры занятости; равенство возможностей для мобильности индивидов с различным социальным происхождением благодаря упрочению эгалитаризма: растущие рейтинги мобильности и увеличивающееся равенство возможностей. При этом предполагается, что различия между отдельными странами отражают различия в уровне экономического развития и со временем должны сократиться. Согласно теории правового процесса, развитие капиталистического индустриализма, напротив, ведет к деквалификации и пролетаризации, а затем и к массовой нисходящей мобильности работников, в особенности женщин. В соответствии с теориями межнационального различия, несмотря на дальнейшее развитие индустриализма, различия в мобильности населения разных стран будут сохраняться. В современных исследованиях социальной мобильности проводится важное различие между абсолютным и относительным уровнями мобильности. Абсолютный уровень означает процентную долю мобильных (или немобильных) индивидов в рамках некоторой исходной категории. Относительный уровень мобильности указывает на относительные Шансы доступа к различным классовым позициям для индивидов с различным классовым происхождением. С технической точки зрения относительные уровни мобильности рассматриваются как соотношения шансов и служат для измерения статистической независимости друг от друга категорий происхождения индивида и его мобильности. Например (в случае с интергенерационной мобильностью), соотношение, равное 1, указывает на полную статистическую независимость, которая, если бы она была возможна, означала бы «совершенную мобильность», «полную открытость» или то, что шансы индивидов достичь позиции определенной профессии или определенного класса абсолютно не зависят от фактора профессии или классовой принадлежности их родителей. Из-за различий в структуре занятости сравнивать уровни и образцы мобильности различных индустриальных обществ довольно трудно. Однако обращение к относительным уровням мобильности позволяет ослабить роль структурных различий и других специфических черт национальной экономической, демографической и политической истории при сравнительном анализе. Р. Эриксон и Дж. Голдторп, сравнив уровни мобильности на различных стадиях экономического развития двенадцати индустриальных стран, включая две страны государственного социализма, пришли к выводу о том, что относительные уровни мобильности их населения указывают на значительную близость степеней открытости и сходство образцов социальной подвижности в этих странах независимо от уровня экономического развития или типа экономической системы. Можно говорить о сходстве и статичности уровней относительной мобильности в индустриальных общствах.
Использованная литература: 1. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. - 512 с. 2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с. 3. Маркс К. Письмо к П. Б. Анненкову 28.12.1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. – 495 с. 4. Сорокин П. А Система социологии. М., 1993. Т. 1. 459 с.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |