Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кооперативное движение стран Запада в постиндустриальную эру

В 60-х годах ХХ столетия страны Запада, а также Япония вступили в стадию постиндустриального развития. В последние три десятилетия кооперативное движение в этих странах испытывало большие трудности в адаптации к быстро сменяющейся среде. Несмотря на то, что в 60-е годы продолжался стабильный рост кооперативного сектора экономики в мире как по числу членов, так и по объемам хозяйственной деятельности и темпам развития (таблица 5.5.) стали наблюдаться кризисные явления в кооперативном движении, которые коснулись, прежде всего, потребительской кооперации. В Англии, Франции, Германии и некоторых других европейских странах наметилось устойчивое отставание в темпах роста кооперативной розничной торговли от крупных частных оптово-розничных объединений.

 

Таблица 5.5 - Кооперативное движение в мире в 1958-1969гг.

 

Виды кооперативов Кол-во к-вов в (тыс.) Число членов (млн)
       
Потребительские 49,0   71,5 114,7
Кредитные, страховые 269,3   40,7 82,0
Сельскохозяйственные 101.9   19,9 39,7
Всего 479,5   198,5 267,8

 

Однако, в начале 60- годов в Англии, Франции, Германии и некоторых других европейских странах наметилось устойчивое отставание в темпах роста кооперативной розничной торговли от крупных капиталистических оптово-розничных объединений. Это не означало повсеместного свертывания деловой активности потребительских кооперативов. Динамика роста кооперативно-коммерческой деятельности продолжала оставаться практически на прежнем уровне. Но крупные торговые акционерные фирмы делали все значительно масштабнее и быстрее, привлекая огромные, по сравнению с кооперативами капиталовложения и высококвалифицированных специалистов маркетинга.
Естественно, что массовое вторжение на рубеже 60-х годов монополистического капитала на традиционные рынки сбыта потребительской кооперации существенно ослабило конкурентоспособность кооперативных хозяйственных предприятий. В результате в Европе (за неполным исключением скандинавских стран и с определенными национальными особенностями) возникла общая тенденция сокращения в относительных величинах кооперативной сферы торговли и услуг по сравнению с частным сектором. Это был поворотный пункт в развитии западноевропейской потребительской кооперации.

Содержанием этой тенденции стало:

1. Уменьшение доли кооперативной розничной торговли в общем товарообороте страны, например, с 1960-1985 гг. в Великобритании с 12 до 5 %; Бельгии с 25 до 11%; Финляндии с 33 до 30 %;

2. Ухудшение финансового положения, прекращение выдачи дивидендов, рост задолженности;

3. Почти повсеместное сокращение и старение членской базы кооперативов;

4. Падение социальной активности членов кооперативов, их интереса к деятельности своих обществ;

5. Сокращение участия рядовых членов в принятии жизненно важных решений, касающихся распределения прибыли, капиталовложений;

6. Усиливающиеся трения между профессиональным наемным персоналом – менеджерами и непрофессиональными управляющими – выборными представителями, членом правлений, уполномоченными (делегатами).

Каковы же основные причины упадка потребительских кооперативов?

Подъем экономики и жизненного уровня населения и структурные сдвиги в социальном составе общества (резкое увеличение более обеспеченных слоев, превращение капиталистических стран в общества массового потребления).
Частные торговые фирмы выдавали дивиденд в форме 10 % торговой скидки каждому покупателю одновременно с его покупкой за наличные, в то время как в кооперативах дивиденд «тощал» и выдавался раз в год.
В результате, традиционный имидж социально справедливой кооперативной торговли стал разрушаться. Потребительская кооперация начала утрачивать привлекательность для средних слоев и особенно для молодежи.

На ухудшение финансового положения потребительской кооперации оказал социальный состав ее членов, преимущественно пожилых рабочих, пенсионеров (особенно в Великобритании, Франции) с низкими доходами. Им присущи узость потребительского спроса и консерватизм в потреблении.
Низкие доходы приносила потребительской кооперации и торговля продовольственными товарами. Раздутость аппарата, неоперативность в принятии решений.

По мере общего ухудшения состояния дел в потребительской кооперации набирала силы тенденция «перестройки» ее организационных и хозяйственных структур. Она включала в себя форсирование концентрации структурных единиц и кооперативного капитала (слияние мелких и средних кооперативов и образование крупных региональных первичных обществ), объединение в таких странах как ФРГ, Швеция, Швейцария оптовых обществ и кооперативных союзов в единую центральную национальную организацию (как в Австрии «Конзум - Австрия», в которую вошли все потребительские общества и их союзы).

К общераспространенным перестроечным мерам 70-80 - х годов можно отнести также:

1. Мобилизацию собственных финансовых ресурсов (повышение минимального размера паевого взноса, снятия ограничений на их число, прекращение выдачи дивидендов на руки и зачисление из в счет паевых взносов или вкладов членов, выпуск облигаций, акций, образование специальных фондов сбережений);

2. Ускорение развития собственного производства и увеличение доли промышленных товаров в торговле как более доходных;

3. Расширение международного межкооперативного коммерческого сотрудничества в рамках Еврокооп, Интеркооп, Скандинавское кооперативное оптовое общество, Международная кооперативная нефтяная организация, Международный кооперативный банк);

4. Активизация политической деятельности и расширение сотрудничества с государственными органами и заинтересованными общественными организациями.

По мнению большинства ученых и практиков, основными глобальными направлениями «перестройки» потребительской кооперации остаются:

1. «Большое слияние», одна страна – один потребительский кооператив;

2. Создание смешанных кооперативно-акционерных обществ (ФРГ –КООПАГ», Швеция – концерн КД), где кооператив превращается в «Холдинг- компанию» учредителя и главного держателя акций, поручая всю коммерческую деятельность наемным менеджерам;

3. Диверсификация хозяйственной деятельности (развитие различных видов страхования, банковского дела, туризма, вспомогательного сельскохозяйственного производства и т.д.);

4. Сохранение и развитие традиционных мелких и крупных региональных потребительских обществ там, где они успешно функционируют (Дортмундский кооператив в ФРГ, Страстбургские кооперативы во Франции, потребительский кооператив в Норвегии – единое национальное кооперативное движение, где доля кооперативной торговли в общем товарообороте страны продолжает медленно увеличиваться, правда, за счет накопленных ранее сбережений);

5. Расширение сотрудничества с частным сектором, особенно с мелкими и средними частными торговцами, не интегрированными крупными

оптовиками в оптово-розничные многопрофильные группы, для упрочения позиций потребительских кооперативов в борьбе за приемлемые оптовые цены и условия поставок товаров. Именно множественность независимых частных магазинов и относительная отсталость материальной базы розничной торговли Италии и Японии позволяют потребительским кооперативам этих стран в целом сохранять свои позиции на рынке продовольственных и промышленных товаров;

6. Совершенствование управления, сведение до минимума бюрократии и предоставление разумной степени коммерческой свободы и гибкости на местном уровне.

На основании данных МКА и более подробной выборочной информации национальных кооперативных организаций можно с некоторой долей условности выявить следующие общие закономерности современного развития (60-90 гг) мирового кооперативного сектора экономики.

 

Таблица 5.6 - Кооперативное движение в мире в 1977 – 1992 гг.

 

Виды кооперативов Кол-во к-вов (тыс) Число членов (млн)
       
Потребительские        
Кредитные, страховые        
Сельскохозяйственные        
Всего        

 

Постепенное относительное сокращение кооперативного хозяйства (по числу участников, масштабам и объемам хозяйственной деятельности) в сфере розничной и оптовой торговли, что привело к утрате доминирующего положения потребительских кооперативов к концу 80-х годов среди других видов кооперативов.

Ускоренное развитие, начиная с 60-х годов кооперативного предпринимательства в сфере денежного обращения, приобретшее взрывной характер в конце 80-х годов - вторая общая закономерность развития кооперативного сектора экономики в мире, действующая последние три десятилетия. Это положение будет более очевидным ввиду того, что потребительские и кооперативы и др. занимались кредитованием и т.д.

Перемещение центра массового кооперативного движения из Европы в страны Азии, где в начале 90-х годов сосредоточено от 20 до 92 % членов базы различных видов кооперативов.

Четвертая и главная закономерность заключается в том, что кооперативный сектор, какие бы внутри него не происходили структурные передвижки, в целом являются уже «несущей конструкцией» (в соединении с частной и государственной) трехсекторной экономики абсолютного большинства стран мира.

Кооперативные формы хозяйствования и управления – не временное явление, вызванное необходимостью решать какие-то промежуточные, второстепенные задачи социально-экономического развития и не следствие политики социального маневрирования. Кооперативное предпринимательство это форма реализации коренных экономических интересов и психического склада определенных и больших групп людей в обществе каждой страны мира. Причем различные модификации нетрадиционного кооперативного предпринимательства можно отыскать во все времена развития человеческой цивилизации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кооперация в условиях индустриальной эры | Кооперация в Швеции в условиях рыночной экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.