Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный подход к оценке бизнеса




 

Сравнительный подход основан на анализе рыночной информации о ценах сделок с аналогичными объектами, и предполагает, что действительная ценность бизнеса определяется его стоимостью на достаточно развитом финансовом рынке.

Основные базовые положения сравнительного подхода:

1. Цены сходных компаний (компаний-аналогов), используемые в процессе оценки, реально сформированы рынком и учитывают многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости (соотношения спроса и предложения, уровень риска вложений в акции компании, качество менеджмента, перспективы развития отрасли, финансовый рычаг и ликвидность, доступ к капиталу, конкретные особенности предприятия);

2. Вкладывая деньги в акции, инвестор покупает прежде всего будущий доход, стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен;

3. Так как цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, то на аналогичных предприятиях должны совпадать соотношения между их ценой и основными показателями деятельности ил финансовыми параметрами (прибылью, дивидендами, балансовой стоимостью активов).

 

Факторы, определяющие использование сравнительного подхода:

1) Наличие активного финансового рынка;

2) Открытость рынка и доступность информации;

3) Наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.

Преимущество сравнительного подхода в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения.

Недостатки сравнительного подхода:

1. Сложность получения необходимой информации;

2. Учет в основном информации прошлых периодов, а не будущих;

3. Необходимость и сложность проведения корректировок.

 

Метод рынка капитала (компании-аналога)

 

Метод основан на информации финансового рынка о ценах акции аналогичных компаний. Применяется для оценки неконтрольного пакета акций.

Этапы оценки бизнеса методом рынка капитала:

1. Отбор сопоставимых компаний:

Осуществляется в три подэтапа:

1) Предварительный отбор предприятий по следующим (основным) критериям сопоставимости:

a. Отраслевая принадлежность;

b. Продуктовая группа;

c. Доля продуктовой группы в общем объеме выпуска (она должна быть не меньше, чем у оцениваемой компании).

2) Уточнение списка. На данном этапе может возникнуть необходимость получения дополнительной информации по отобранным предприятиям, и список отобранных компаний может сократиться из-за недополучения или непредоставления необходимой информации.

3) Формирование окончательного списка компаний-аналогов: использование более жестких критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции, размер предприятия, структура капитала, рынки сбыта и закупок, стадия экономического развития, зависимость от одних и тех же экономических факторов, территориальное местоположение, степень зависимости от ФПГ, особенности применяемой системы БУ, перспективы роста, динамика доли предприятия на рынке, качество менеджмента).

В отчете должно быть указано:

1) «Компания сопоставима с оцениваемой компанией по следующим характеристикам и может быть использована для расчета ценовых мультипликаторов»;

2) «Компания недостаточно сопоставима с оцениваемой компанией и не может быть использована для расчета мультипликаторов».

 

2. Финансовый анализ:

Проводится в два этапа:

1) Анализ финансовых отчетов осуществляется с целью выяснения следующих параметров:

a. Общей стоимости имущества;

b. Стоимости иммобилизованных и мобильных средств;

c. СК и ЗК;

d. Выручки и прибыли.

 

2) Анализ финансовых коэффициентов оцениваемого предприятия и сопоставление их со среднеотраслевыми или лучшими значениями отрасли. 4 группы:

a. Показатели ликвидности

b. Показатели финансовой устойчивости

c. Показатели рентабельности (активов, продаж, продукции)

d. Показатели деловой активности

Значение проведения финансового анализа:

· Позволяет определить сопоставимость компаний;

· Позволяет определить рейтинг оцениваемой компании и компаний-аналогов;

· Позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному мультипликатору;

· Является основной для внесения необходимых корректировок;

· Позволяет определить финансовые риски.

 

3. Расчет ценовых мультипликаторов:

Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия (или одной акции) и финансовой базой.

Финансовая база – это измеритель, отражающий финансовые результаты деятельности компании (например, прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и др. показатели).

Расчет ценового мультипликатора предполагает:

1) Расчет цен акции по кампаниям-аналогам;

2) Вычисление финансовой базы за определенный период или на дату оценки.

Цена акции определяется:

· ее ценой на последнюю отчетную дату, предшествующую дате оценки (с учетом анализа динамики цены акции за последний месяц);

· или определяется как среднее значение между максимальным и минимальным значением за период (например, за последний месяц).

Финансовая база может быть выбрана:

1) Как показатель финансовых результатов деятельности компании за последний отчетный год;

2) Как среднее значение за несколько лет.

В зависимости от того, какая финансовая база выбрана, то типы мультипликатора могут быть следующими:

· Интервальные мультипликаторы:

o Цена/Прибыль;

o Цена/Выручка;

o Цена/Дивиденды;

o Цена/Денежный поток.

· Моментные мультипликаторы:

o Цена/Балансовая стоимость активов;

o Цена/Стоимость чистых активов.

Ценовой мультипликатор рассчитывается по следующей формуле:

 

Цм – ценовой мультипликатор компании-аналога;

Vан – рыночная стоимость компании-аналога;

ФБан – финансовая база компании-аналога.

Выбор наиболее целесообразного финансового показателя определяется с учетом особенностей каждой конкретной ситуации. Для получения объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно.

Сфера применения и принципы использования ценовых мультипликаторов представлены в таблице 4.1.

 

4. Выбор величины мультипликаторов:

1) Статистический метод, который предполагает проведение анализа диапазона мультипликаторов одного вида по совокупности предприятий-аналогов и расчет значения мультипликатора как среднеарифметической величины либо как медианного значения;

2) Аналитический метод, который используется, как правило, при анализе мультипликаторов разного вида по одной компании-аналогу, и при котором величина мультипликатора определяется как средневзвешенная величина, где весовые коэффициенты определены с учетом степени доверия оценщика тому или иному мультипликатору.

 

Пример определения ценового мультипликатора стат. методом:

Компания-аналог Цена компании-аналога (тыс.руб.) Средняя чистая прибыль за год (тыс.руб.) Цена/Прибыль P/E
A   800,6 2,12
B   1000,3 1,86
C     1,82
D     1,5

Далее нужно отбросить самое маленькое и самое большое значение (1,5 и 2,12).

 

5. Определение итоговой величины стоимости:

Формирование итоговой величины стоимости состоит из трех этапов:

1) Определение предварительных результатов стоимости, полученных при использовании различных мультипликаторов.

 

ФБок – финансовая база оцениваемой компании.

Количество акций компании-аналога, обращающихся на финансовом рынке:

Nобр = N – Nвык – Nнеразм

N – общее количество выпущенных акций компании-аналога;

Nвык – количество акций, выкупленных компанией-аналогом у акционеров;

Nнеразм – количество выпущенных, но не размещенных акций компании-аналога.

 

2) Согласование предварительных результатов стоимости, полученных при использовании различных видов ЦМ.

Пример согласования предварительной величины стоимости:

Ценовой мультипликатор Предварительная стоимость, млн.руб. Весовой коэффициент ЦМ Взвешенный результат, млн.руб.
P/E   0,6  
P/CF   0,3 13,8
P/BV   0,1  
Итоговая величина стоимости     50,8

Весовой коэффициент определяется с учетом следующих факторов схожести ОК и КА:

· Методов учета товарно-материальных ценностей в себестоимости;

· Методов начисления амортизации;

· Структура капитала;

· Наличие чрезвычайных расходов;

· Структура активов.

 

3) Внесение итоговых поправок.

Наиболее типичными являются следующие поправки:

· Скидка при наличии непривлекательной диверсификации активов;

· Корректировка на наличие нефункционирующих активов;

· Корректировка на избыток или недостаток величины СОК;

· Корректировка на страновой риск.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.