КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительный подход к оценке бизнеса
Сравнительный подход основан на анализе рыночной информации о ценах сделок с аналогичными объектами, и предполагает, что действительная ценность бизнеса определяется его стоимостью на достаточно развитом финансовом рынке. Основные базовые положения сравнительного подхода: 1. Цены сходных компаний (компаний-аналогов), используемые в процессе оценки, реально сформированы рынком и учитывают многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости (соотношения спроса и предложения, уровень риска вложений в акции компании, качество менеджмента, перспективы развития отрасли, финансовый рычаг и ликвидность, доступ к капиталу, конкретные особенности предприятия); 2. Вкладывая деньги в акции, инвестор покупает прежде всего будущий доход, стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен; 3. Так как цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, то на аналогичных предприятиях должны совпадать соотношения между их ценой и основными показателями деятельности ил финансовыми параметрами (прибылью, дивидендами, балансовой стоимостью активов).
Факторы, определяющие использование сравнительного подхода: 1) Наличие активного финансового рынка; 2) Открытость рынка и доступность информации; 3) Наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Преимущество сравнительного подхода в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения. Недостатки сравнительного подхода: 1. Сложность получения необходимой информации; 2. Учет в основном информации прошлых периодов, а не будущих; 3. Необходимость и сложность проведения корректировок.
Метод рынка капитала (компании-аналога)
Метод основан на информации финансового рынка о ценах акции аналогичных компаний. Применяется для оценки неконтрольного пакета акций. Этапы оценки бизнеса методом рынка капитала: 1. Отбор сопоставимых компаний: Осуществляется в три подэтапа: 1) Предварительный отбор предприятий по следующим (основным) критериям сопоставимости: a. Отраслевая принадлежность; b. Продуктовая группа; c. Доля продуктовой группы в общем объеме выпуска (она должна быть не меньше, чем у оцениваемой компании). 2) Уточнение списка. На данном этапе может возникнуть необходимость получения дополнительной информации по отобранным предприятиям, и список отобранных компаний может сократиться из-за недополучения или непредоставления необходимой информации. 3) Формирование окончательного списка компаний-аналогов: использование более жестких критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции, размер предприятия, структура капитала, рынки сбыта и закупок, стадия экономического развития, зависимость от одних и тех же экономических факторов, территориальное местоположение, степень зависимости от ФПГ, особенности применяемой системы БУ, перспективы роста, динамика доли предприятия на рынке, качество менеджмента). В отчете должно быть указано: 1) «Компания сопоставима с оцениваемой компанией по следующим характеристикам и может быть использована для расчета ценовых мультипликаторов»; 2) «Компания недостаточно сопоставима с оцениваемой компанией и не может быть использована для расчета мультипликаторов».
2. Финансовый анализ: Проводится в два этапа: 1) Анализ финансовых отчетов осуществляется с целью выяснения следующих параметров: a. Общей стоимости имущества; b. Стоимости иммобилизованных и мобильных средств; c. СК и ЗК; d. Выручки и прибыли.
2) Анализ финансовых коэффициентов оцениваемого предприятия и сопоставление их со среднеотраслевыми или лучшими значениями отрасли. 4 группы: a. Показатели ликвидности b. Показатели финансовой устойчивости c. Показатели рентабельности (активов, продаж, продукции) d. Показатели деловой активности Значение проведения финансового анализа: · Позволяет определить сопоставимость компаний; · Позволяет определить рейтинг оцениваемой компании и компаний-аналогов; · Позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному мультипликатору; · Является основной для внесения необходимых корректировок; · Позволяет определить финансовые риски.
3. Расчет ценовых мультипликаторов: Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия (или одной акции) и финансовой базой. Финансовая база – это измеритель, отражающий финансовые результаты деятельности компании (например, прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и др. показатели). Расчет ценового мультипликатора предполагает: 1) Расчет цен акции по кампаниям-аналогам; 2) Вычисление финансовой базы за определенный период или на дату оценки. Цена акции определяется: · ее ценой на последнюю отчетную дату, предшествующую дате оценки (с учетом анализа динамики цены акции за последний месяц); · или определяется как среднее значение между максимальным и минимальным значением за период (например, за последний месяц). Финансовая база может быть выбрана: 1) Как показатель финансовых результатов деятельности компании за последний отчетный год; 2) Как среднее значение за несколько лет. В зависимости от того, какая финансовая база выбрана, то типы мультипликатора могут быть следующими: · Интервальные мультипликаторы: o Цена/Прибыль; o Цена/Выручка; o Цена/Дивиденды; o Цена/Денежный поток. · Моментные мультипликаторы: o Цена/Балансовая стоимость активов; o Цена/Стоимость чистых активов. Ценовой мультипликатор рассчитывается по следующей формуле:
Цм – ценовой мультипликатор компании-аналога; Vан – рыночная стоимость компании-аналога; ФБан – финансовая база компании-аналога. Выбор наиболее целесообразного финансового показателя определяется с учетом особенностей каждой конкретной ситуации. Для получения объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно. Сфера применения и принципы использования ценовых мультипликаторов представлены в таблице 4.1.
4. Выбор величины мультипликаторов: 1) Статистический метод, который предполагает проведение анализа диапазона мультипликаторов одного вида по совокупности предприятий-аналогов и расчет значения мультипликатора как среднеарифметической величины либо как медианного значения; 2) Аналитический метод, который используется, как правило, при анализе мультипликаторов разного вида по одной компании-аналогу, и при котором величина мультипликатора определяется как средневзвешенная величина, где весовые коэффициенты определены с учетом степени доверия оценщика тому или иному мультипликатору.
Пример определения ценового мультипликатора стат. методом:
Далее нужно отбросить самое маленькое и самое большое значение (1,5 и 2,12).
5. Определение итоговой величины стоимости: Формирование итоговой величины стоимости состоит из трех этапов: 1) Определение предварительных результатов стоимости, полученных при использовании различных мультипликаторов.
ФБок – финансовая база оцениваемой компании. Количество акций компании-аналога, обращающихся на финансовом рынке: Nобр = N – Nвык – Nнеразм N – общее количество выпущенных акций компании-аналога; Nвык – количество акций, выкупленных компанией-аналогом у акционеров; Nнеразм – количество выпущенных, но не размещенных акций компании-аналога.
2) Согласование предварительных результатов стоимости, полученных при использовании различных видов ЦМ. Пример согласования предварительной величины стоимости:
Весовой коэффициент определяется с учетом следующих факторов схожести ОК и КА: · Методов учета товарно-материальных ценностей в себестоимости; · Методов начисления амортизации; · Структура капитала; · Наличие чрезвычайных расходов; · Структура активов.
3) Внесение итоговых поправок. Наиболее типичными являются следующие поправки: · Скидка при наличии непривлекательной диверсификации активов; · Корректировка на наличие нефункционирующих активов; · Корректировка на избыток или недостаток величины СОК; · Корректировка на страновой риск.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |