Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность УР




Социальная сущность УР

Специфика управленческого решения

Характеристики решения

· Элемент множества альтернатив

· нормативный документ регламентирующий действия

· устные или письменные распоряжения

· регламентируемая последовательность действий

· реакция а раздражения

Управленческое решение- это творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению проблем на основе знаний, объективных законов и информации о его состоянии.

Составляющие решения:

· Субъект (инициатор, руководитель)

· Объект (исполнитель, подчиненный)

· Предмет (информация, тема, процесс)

· Цель подготовки и реализации

· Персонал, для которого реализуется решение

Сущность управленческих решений:

· Процесс управления организацией

· Управленческие решения

· Управленческие воздействия (относительно качества ресурсов, организации, применения и т.д.)

· Цели управления организацией

Структура решения:

· Форма и наименование

· Констатирующая часть (цели и причины)

· Информационная часть (комментарии и пояснения)

· Постановляющая часть (перечень заданий, главы, статьи и т.д.)

· Атрибуты ответственного лица (должность и др.)

Решение называется управленческим если оно разрабатывается для социальной системы и направлено на:

· Стратегическое планирование

· Управление деятельностью людей

· Управление человеческими ресурсами

· Управление производственной и обслуживающей деятельностью

· Управление внутренними и внешними коммуникациями, управленческое консультирование

Особенности УР:

· УР как результат анализа прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы

· УР как процесс – поиск, группировка, анализ информации

· УР как явление – план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение

· Экономическая - в требовании финансовых средств и затрат

· Организационная- разработка инструкций, полномочий

· Правовая – соблюдение уставных документов

· Технологическая- обеспечение техническими и информационными средствами

·

Управляющие воздействия -это действия руководителей, которые направлены на изменение управляемых факторов внешней и внутренней среды организации с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса.

Факторы УВ:

· Качество активных средств воздействия

· Способы применения активных средств

· Условия применения активных средств

· Выбор руководителем цели и значений управляемых факторов, которые предшествует управляющим воздействиям

Принятие управленческих решений чрезвычайно сложный процесс, который сопровождается психологическими, организационными и техническими трудностями.

 

Основные трудности при решении проблем:

· Слишком много информации (трата времени на поиски фактов, не выявлены ключевые данные);

· Нет перспективного планирования (осознается нехватка времени, недостаточность данных);

· Не распознаются полезные идеи: сомнения в собственных идеях игнорирование чужих

Типичные ошибки УР:

· Медлительность, отодвигание решения

· Недостаточный анализ возможных последствий

· Эгоцентризм в решениях(ориентация на себя и свою выгоду)

· Принятие решения по вдохновению, интуитивно

· Принятие решений на основе симпатий

· Уверенность в непогрешимости и отказ от здравых советов

· Нежелание учиться на ошибках

Формы предоставления решения:

· Акт- решение широкого круга государственных и общественных организаций

· Акцепт- (вторая сторона контракта, первая –оферта) решение о приёме предложения о сделке на предложенных в оферте условиях;

· Бюллетень решение руководителя о кратком сообщении подчиненным по поводу событий общественного значения;

· Декларация- торжественное программное заявление руководителя;

· Договор-решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей (договор о портфельных инвестициях, учредительный договор)

· Закон- решение высшей государственной власти, имеющий общеобязательный и непреложный характер(Конституция, закон об акционерных обществах);

· Заявление- официальное сообщение руководителя высшего ранга;

· Инструкция- решение устанавливающее порядок и способ выполнения действий;

· Контракт- подвид соглашения;

· Концепция- система взглядов руководителя;

· Модель- решение, включающее набор определённых элементов и связей;

· Норма- порядок действия в какой-либо области (норма права, норма повеления, норма отношений);

· Норматив- организаций, технологический, социальный показатель норм;

· Обзор- сжатое сообщение о процессах;

· Оферта- решение, обычно коммерческого характера, с предложением сделки(оферта на оптовую продажу масла);

· Перечень сообщений о порядке мероприятий

· План решение отражающее цели и задачи деятельности;

· Положение- решение представляющее набор правил и инструкций регламентирующих деятельность;

· Постановление- правовой акт выпускаемый органом власти (по статусу постановление высшего приказа);

· Правила- решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор устоявшихся норм поведения, внутренний распорядок;

· Пресс-релиз- спецбюллетень для срочной публикации в СМИ;

· Приказ-решение руководителя обеспеченного властью и обязательное для тсполнения подчиненным;

· Распоряжение- решение руководителя не наделенного административными функциями, связанно с технологическими вопросами;

· Соглашение- решение, формирующее позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности;

· Устав- набор правил, регулирующих деятельность организаций

 

Формы доведение решения до исполнителя:

· Выписка- фрагмент документа

· Деловая беседа- организованная руководителем встреча с подчинёнными для обмена мнениями по актуальной теме;

· Деловая игра (тренинг)- специально организованная деятельность на основе имитационных моделей;

· Заседание- узкопрофессиональные совещания для решения оргвопросов;

· Информационное письмо- набор уточняющих сведений к договору;

· Наставление- деловая беседа с целью передать опыт;

· Отчёт- решение специалиста о результатах работы;

· Предписание- официальное извещение должностному лицу о выполнении решения в срок.

Документы регламентирующие УР:

Основные правила оформления документов регламентируются в ГОСТе Р6.30-07 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации Требования к оформлению документов»

Компьютерные технологии:

· Новые информационные технологии- это сочетание современного программного обеспечения, а также современных приёмов делопроизводства:

ü Основной предмет и продукт управленческого труда- информация. Она переходит в категорию товара и приобретает потребительную стоимость;

ü Освобождается часть рабочего времени за счёт информационных систем управления и качественного получения информации;

ü Руководитель имеет право выбирать лучшее решение;

ü Увеличивается скорость сокращения мобильности управленского труда;

ü Повышаются риски от реализации УР за счёт быстроменяющейся информации;

ü Повышается комфортность формирования УР

Типы принимаемых управленческих решений:

· Запрограммированное решение- принимаются с помощью стандартных процедур и правил;

· Незапрограммированное- требует разработки новых процедур;

· Интуитивное решение- основаны на чувствах, ощущениях;

· Логическое решение- принимаются на основе опыта и логических суждений;

· Рациональное решение- принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций;

· Допустимые решения- удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике;

· Недопустимые решения- нереалистические решения;

· Неразумные решения- не приводящие к достижению цели управления;

· Удовлетворительные решения- приводящие к достижению цели управления

· Оптимальные решения- обеспещивающие максимальную степень достижения цели управления.

Источники УР:

1. Нравственная зрелость,

2. Творческие способности,

3. Организационные способности,

4. Способности к диагнозу,

5. Индивидуальные концепции,

6. Управленческие замыслы.

Направления развития теорий принятия решения:

· Эмпирически-реалистические теории (дескриптивные) описывают как принимаются решения.

· Нормативные теории- показывают как должны приниматься решения.

Формы доведения руководителя при принятии рещения:

· Исключающая (включающая)

· Метаколлегиальная

· Интегративно-коллегиальная

· Локально-коллегиальная

· Автономная

· Автократическая

Специфика управленческого решения:

· Решение называется управленческим, если оно разрабатывается для социальной системы и направлено на:

ü Стратегическое планирование;

ü Управление деятельностью людей

ü Управлению человеческими ресурсами

ü Управление производственной и обслуживающей деятельностью

ü Управление внутренними и внешними коммуникациями; управленческое консультирование

05.03

 

Этапы возникновения управленческой деятельности:

1. Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента» (начало XX века- конец 20-х годов), на основе рационализма. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф. Тейлора; «идеальной бюрократии» М. Вебер и науки администрирования А. Файоля.

2. Возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (30-е вторая половина 40-х годов) и выработка рекомендаций по поводу совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия членов организации управления, повышению эффективности лидерства.

3. Возникновение и развитие современных теорий управления с 50-х годов по настоящее время)- теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, использование в управлении системного подхода.

Категории управленческого персонала:

В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления:

· Руководители или линейные менеджеры(10% работников аппарата управления);

· Специалисты или функциональные менеджеры (60-70 % работников аппарата управления);

· Служащие аппарата управления (20-30 % работников аппарата управления)

Система управления

Понимаемая как целостно- организационное объединение, система управления характеризуется:

· Функциями и целями деятельности;

· Конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;

· Режим внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.)

· Правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и её элементов

Управленческая деятельность:

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определённой структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» Ли Якокка.

Специфика управленческой деятельности:

· В управленческой деятельности главными компонентами выступают либо люди, как члены различных организаций, организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы) представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами или объектами управления.

· Ключевыми категориями управления являются «организация», «субъект и объект управления»- организация представляет собой форму объединения групп людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или для упорядочения совместной деятельности.

· Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа, объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие

· Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и соц группа между субъектами и объектами управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние, при взаимном соответствии.

· Управление- непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организационную группу или на кого-либо из этих людей в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

«Предмет управленческой деятельности»

Управление как наука имеет присущий ей предмет.

Предметом науки управления являются управленческие отношения:

· Между субъектом и объектом управления;

· Между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;

· Между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Психологические особенности управленческой деятельности

Основные психологические особенности управленческой деятельности:

ü Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях иерархии;

ü Неалгоритмический, творческий характер деятельности осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки.

ü Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

ü Значительная роль коммуникативной функции

ü Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения

Управление как разновидность труда

Управленческая деятельность- особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности по решению стоящих перед ним задач. Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме.

Задачи управленческого персонала

Главная задача руководителей- общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в воздействии на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Их задача:

ü Принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности

ü Осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров

ü Координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.

Структура УП:

Руководители различаются по уровню управленческой иерархии, где функции управления специфичны:

· Высшее звено в большей степени определяет общее движение организации, её изменчивость и направления развития;

· Среднее- создаёт жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве относительной устойчивости и изменчивости элементов и связей;

· Низовое звено- обеспечивает постоянство и воспроизводство определенно заданных параметров элементов системы, их устойчивость.

Задачи специалистов в УД:

Специалисти аппарата управления- инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, психологи идр. Их задачи:

· Получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению;

· Разработка, на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений;

· Контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.