КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность УР
Социальная сущность УР Специфика управленческого решения Характеристики решения · Элемент множества альтернатив · нормативный документ регламентирующий действия · устные или письменные распоряжения · регламентируемая последовательность действий · реакция а раздражения Управленческое решение- это творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению проблем на основе знаний, объективных законов и информации о его состоянии. Составляющие решения: · Субъект (инициатор, руководитель) · Объект (исполнитель, подчиненный) · Предмет (информация, тема, процесс) · Цель подготовки и реализации · Персонал, для которого реализуется решение Сущность управленческих решений: · Процесс управления организацией · Управленческие решения · Управленческие воздействия (относительно качества ресурсов, организации, применения и т.д.) · Цели управления организацией Структура решения: · Форма и наименование · Констатирующая часть (цели и причины) · Информационная часть (комментарии и пояснения) · Постановляющая часть (перечень заданий, главы, статьи и т.д.) · Атрибуты ответственного лица (должность и др.) Решение называется управленческим если оно разрабатывается для социальной системы и направлено на: · Стратегическое планирование · Управление деятельностью людей · Управление человеческими ресурсами · Управление производственной и обслуживающей деятельностью · Управление внутренними и внешними коммуникациями, управленческое консультирование Особенности УР: · УР как результат анализа прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы · УР как процесс – поиск, группировка, анализ информации · УР как явление – план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение · Экономическая - в требовании финансовых средств и затрат · Организационная- разработка инструкций, полномочий · Правовая – соблюдение уставных документов · Технологическая- обеспечение техническими и информационными средствами · Управляющие воздействия -это действия руководителей, которые направлены на изменение управляемых факторов внешней и внутренней среды организации с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса. Факторы УВ: · Качество активных средств воздействия · Способы применения активных средств · Условия применения активных средств · Выбор руководителем цели и значений управляемых факторов, которые предшествует управляющим воздействиям Принятие управленческих решений чрезвычайно сложный процесс, который сопровождается психологическими, организационными и техническими трудностями.
Основные трудности при решении проблем: · Слишком много информации (трата времени на поиски фактов, не выявлены ключевые данные); · Нет перспективного планирования (осознается нехватка времени, недостаточность данных); · Не распознаются полезные идеи: сомнения в собственных идеях игнорирование чужих Типичные ошибки УР: · Медлительность, отодвигание решения · Недостаточный анализ возможных последствий · Эгоцентризм в решениях(ориентация на себя и свою выгоду) · Принятие решения по вдохновению, интуитивно · Принятие решений на основе симпатий · Уверенность в непогрешимости и отказ от здравых советов · Нежелание учиться на ошибках Формы предоставления решения: · Акт- решение широкого круга государственных и общественных организаций · Акцепт- (вторая сторона контракта, первая –оферта) решение о приёме предложения о сделке на предложенных в оферте условиях; · Бюллетень решение руководителя о кратком сообщении подчиненным по поводу событий общественного значения; · Декларация- торжественное программное заявление руководителя; · Договор-решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей (договор о портфельных инвестициях, учредительный договор) · Закон- решение высшей государственной власти, имеющий общеобязательный и непреложный характер(Конституция, закон об акционерных обществах); · Заявление- официальное сообщение руководителя высшего ранга; · Инструкция- решение устанавливающее порядок и способ выполнения действий; · Контракт- подвид соглашения; · Концепция- система взглядов руководителя; · Модель- решение, включающее набор определённых элементов и связей; · Норма- порядок действия в какой-либо области (норма права, норма повеления, норма отношений); · Норматив- организаций, технологический, социальный показатель норм; · Обзор- сжатое сообщение о процессах; · Оферта- решение, обычно коммерческого характера, с предложением сделки(оферта на оптовую продажу масла); · Перечень сообщений о порядке мероприятий · План решение отражающее цели и задачи деятельности; · Положение- решение представляющее набор правил и инструкций регламентирующих деятельность; · Постановление- правовой акт выпускаемый органом власти (по статусу постановление высшего приказа); · Правила- решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор устоявшихся норм поведения, внутренний распорядок; · Пресс-релиз- спецбюллетень для срочной публикации в СМИ; · Приказ-решение руководителя обеспеченного властью и обязательное для тсполнения подчиненным; · Распоряжение- решение руководителя не наделенного административными функциями, связанно с технологическими вопросами; · Соглашение- решение, формирующее позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности; · Устав- набор правил, регулирующих деятельность организаций
Формы доведение решения до исполнителя: · Выписка- фрагмент документа · Деловая беседа- организованная руководителем встреча с подчинёнными для обмена мнениями по актуальной теме; · Деловая игра (тренинг)- специально организованная деятельность на основе имитационных моделей; · Заседание- узкопрофессиональные совещания для решения оргвопросов; · Информационное письмо- набор уточняющих сведений к договору; · Наставление- деловая беседа с целью передать опыт; · Отчёт- решение специалиста о результатах работы; · Предписание- официальное извещение должностному лицу о выполнении решения в срок. Документы регламентирующие УР: Основные правила оформления документов регламентируются в ГОСТе Р6.30-07 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации Требования к оформлению документов» Компьютерные технологии: · Новые информационные технологии- это сочетание современного программного обеспечения, а также современных приёмов делопроизводства: ü Основной предмет и продукт управленческого труда- информация. Она переходит в категорию товара и приобретает потребительную стоимость; ü Освобождается часть рабочего времени за счёт информационных систем управления и качественного получения информации; ü Руководитель имеет право выбирать лучшее решение; ü Увеличивается скорость сокращения мобильности управленского труда; ü Повышаются риски от реализации УР за счёт быстроменяющейся информации; ü Повышается комфортность формирования УР Типы принимаемых управленческих решений: · Запрограммированное решение- принимаются с помощью стандартных процедур и правил; · Незапрограммированное- требует разработки новых процедур; · Интуитивное решение- основаны на чувствах, ощущениях; · Логическое решение- принимаются на основе опыта и логических суждений; · Рациональное решение- принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций; · Допустимые решения- удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике; · Недопустимые решения- нереалистические решения; · Неразумные решения- не приводящие к достижению цели управления; · Удовлетворительные решения- приводящие к достижению цели управления · Оптимальные решения- обеспещивающие максимальную степень достижения цели управления. Источники УР: 1. Нравственная зрелость, 2. Творческие способности, 3. Организационные способности, 4. Способности к диагнозу, 5. Индивидуальные концепции, 6. Управленческие замыслы. Направления развития теорий принятия решения: · Эмпирически-реалистические теории (дескриптивные) описывают как принимаются решения. · Нормативные теории- показывают как должны приниматься решения. Формы доведения руководителя при принятии рещения: · Исключающая (включающая) · Метаколлегиальная · Интегративно-коллегиальная · Локально-коллегиальная · Автономная · Автократическая Специфика управленческого решения: · Решение называется управленческим, если оно разрабатывается для социальной системы и направлено на: ü Стратегическое планирование; ü Управление деятельностью людей ü Управлению человеческими ресурсами ü Управление производственной и обслуживающей деятельностью ü Управление внутренними и внешними коммуникациями; управленческое консультирование 05.03
Этапы возникновения управленческой деятельности: 1. Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента» (начало XX века- конец 20-х годов), на основе рационализма. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф. Тейлора; «идеальной бюрократии» М. Вебер и науки администрирования А. Файоля. 2. Возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (30-е вторая половина 40-х годов) и выработка рекомендаций по поводу совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия членов организации управления, повышению эффективности лидерства. 3. Возникновение и развитие современных теорий управления с 50-х годов по настоящее время)- теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, использование в управлении системного подхода. Категории управленческого персонала: В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления: · Руководители или линейные менеджеры(10% работников аппарата управления); · Специалисты или функциональные менеджеры (60-70 % работников аппарата управления); · Служащие аппарата управления (20-30 % работников аппарата управления) Система управления Понимаемая как целостно- организационное объединение, система управления характеризуется: · Функциями и целями деятельности; · Конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности; · Режим внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.) · Правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и её элементов Управленческая деятельность: Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определённой структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» Ли Якокка. Специфика управленческой деятельности: · В управленческой деятельности главными компонентами выступают либо люди, как члены различных организаций, организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы) представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами или объектами управления. · Ключевыми категориями управления являются «организация», «субъект и объект управления»- организация представляет собой форму объединения групп людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или для упорядочения совместной деятельности. · Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа, объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие · Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и соц группа между субъектами и объектами управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние, при взаимном соответствии. · Управление- непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организационную группу или на кого-либо из этих людей в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. «Предмет управленческой деятельности» Управление как наука имеет присущий ей предмет. Предметом науки управления являются управленческие отношения: · Между субъектом и объектом управления; · Между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач; · Между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления. Психологические особенности управленческой деятельности Основные психологические особенности управленческой деятельности: ü Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях иерархии; ü Неалгоритмический, творческий характер деятельности осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки. ü Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач; ü Значительная роль коммуникативной функции ü Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения Управление как разновидность труда Управленческая деятельность- особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности по решению стоящих перед ним задач. Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Задачи управленческого персонала Главная задача руководителей- общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в воздействии на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Их задача: ü Принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности ü Осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров ü Координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом. Структура УП: Руководители различаются по уровню управленческой иерархии, где функции управления специфичны: · Высшее звено в большей степени определяет общее движение организации, её изменчивость и направления развития; · Среднее- создаёт жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве относительной устойчивости и изменчивости элементов и связей; · Низовое звено- обеспечивает постоянство и воспроизводство определенно заданных параметров элементов системы, их устойчивость. Задачи специалистов в УД: Специалисти аппарата управления- инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, психологи идр. Их задачи: · Получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению; · Разработка, на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений; · Контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |