Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый контроль исполнительных органов власти




Финансовый контроль Президента РФ

Такой контроль осуществляется через Главное контрольное уп­равление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 16 марта 1996 г.

Государственный финансовый контроль не является единст­венным видом деятельности Главного контрольного управления Президента РФ, а осуществляется им в ходе контроля исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряже­ний Президента РФ.

Данный вид контроля осуществляется исполнительными органами государства и местного самоуправления общей и специальной компетенции.

При Правительстве РФ могут создаваться различные комис­сии, имеющие функции финансового контроля.

Контрольные полномочия органов исполнительной, власти общей компетенции предусмотрены в конституциях и ус­тавах субъектов РФ.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполни­тельной власти специальной компетенции, подразделяется на два вида:

а) финансовый контроль в отношении функционально подчиненных субъектов, т.е. по линии финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

б) финансовый контроль органов исполнительной власти в системе ведомства (ве­домственны й финансовый контроль).

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый, контроль в отношении функцио­нально подчиненных субъектов, относятся: Министерство финан­сов РФ и органы казначейства, Министерство по налогам и сборам РФ и подчиненные ему налоговые органы, а также таможенные органы и др.

Функции и права в сфере государственного финансового контроля Министерство финансов РФ осуществляет через свои структурные подразделения: Департамент финансового контроля и аудита, Главное управление федерального казначей­ства, а также контрольно-ревизионные органы Министерства фи­нансов РФ в субъектах РФ.

Территориальные контрольно-ревизионные органы осущест­вляют последующий финансовый контроль на территории соот­ветствующего субъекта РФ:

а) контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государ­ственных внебюджетных фондов;

б) проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций любых форм собственности по мотивированным пос­тановлениям правоохранительных органов;

в) контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управле­нием организаций, а также возмещение ими причиненного ущер­ба и т.д.

Структурным подразделением центрального аппарата Минфи­на России является Главное управление федерального казначей­ства. Оно возглавляет систему органов федерального казначейст­ва, которая складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в городах, районах и районах в городах. Одной из главных задач органов федерального казначейства является: контроль за исполнением федерального бюджета, а также за поступлением и использованием внебюджетных феде­ральных средств.

Министерство по налогам и сборам, а также подчиненные ему налоговые органы на уровне субъектов РФ также являются органами специальной компетенции, осуществляющими госу­дарственный финансовый контроль.

Правом контролировать соблюдение на­логового законодательства и по результатам составлять акты на­логовой проверки обладают таможенные органы.

Финансовый контроль органов исполнительной власти специ­альной компетенции имеет место и в системе ведомств и называ­ется ведомственным финансовым контролем.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют минис­терства, ведомства, в отношении подчиненных им организаций. Как правило, для этого в министерствах и ведомствах создаются специальные контрольно-ревизионные отделы, управления или группы. Вся контрольная деятельность министерств и ведомств в отношении подчиненных; организаций проходит под началом руководителя министерства и ведомства, а в ряде случаев и Пра­вительства РФ.

Государственный финансовый контроль осуществляют банки, когда наделены государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

 

 

4. Методы осуществления финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных способов, то есть методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ мате­риалов и другие.

 

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется двумя основными методами — проверка и ревизия. Использование метода финансового контроля зависит от компетенции государственного органа или органа мест­ного самоуправления, от времени осуществления финансового контроля относительно финансово-хозяйственной деятельности субъекта и т.д.

Проверка — это метод финансового контроля, предусматри­вающий исследование отдельных вопросов финансовой деятель­ности тех или иных субъектов на основе документов; получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов.

Из законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.

Тематические проверки — это изучение отдельных сторон фи­нансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.

Документальные проверки — это: изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основа­нии документов: балансов, счет, отчетов и др.

Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых орга­нов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и вы­ездная.

Камеральная налоговая проверка является разновиднос­тью документальной проверки, так как она проводится налого­вым органом по месту его нахождения на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также других докумен­тов, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения «руково­дителя (его заместителя) налогового органа не чаще одного роза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

Только проверка как метод финансового контроля имеет место в ходе осуществления предварительного и текущего финан­сового контроля. Во всех случаях такие проверки являются до­кументальными.

По результатам проверок, как правило, составляется акт, а в случае осуществления проверки Счетной палатой РФ — заключе­ние. В акте налоговой провер­ки должны быть указаны документы, подтверждающие факты налоговых правонарушений, а также предложения по уст­ранению выявленных, нарушений и применению санкций за на­рушения законодательства о налогах и сборах. Акт подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуаль­ным предпринимателем.

Ревизия — это всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии как метод государственного финансового контроля осуществляют: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионные органы Минфина России, контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств в отношении подчиненных организаций. Во всех случаях ревизия является методом последующего финан­сового контроля.

Ревизии подразделяются на:

= документальные и фактические,

= комплексные и тематические,

= плановые и внеплановые.

 

Комплексные ревизии охватывают всю финансово-хозяйст­венную деятельность ревизуемых объектов, а тематические затрагивают только отдельные стороны деятельности ревизуемого объ­екта. Плановые ревизии заранее планируются, а внеплановые осу­ществляются по случаю. Например, контрольно-ревизионные ор­ганы Минфина России по субъектам РФ осуществляют докумен­тальные ревизии по мотивированным постановлениям правоохра­нительных органов. Очевидно, что такие ревизии могут быть толь­ко внеплановыми.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нару­шения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приоб­щаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требованию.

 

 

Бюджетный процесс: рассмотрение и утверждение

1. Определение бюджетного процесса.

2. Принципы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса, их полномочия.

3. Составление проектов бюджетов.

4. Рассмотрение и утверждение бюджетов.

 

Определение бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

 

Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.

Задачами бюджетного процесса являются:

1) выявление материальных и финансовых ресурсов государства;

2) максимально приближенный к реальности расчет расходов и доходов бюджетов;

3) обеспечение сбалансированности бюджетов;

4) согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

5) осуществление бюджетного регулирования (перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней);

Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом.

Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса.

Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

Целями бюджетного планирования является:

§ Определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.

§ Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.

§ Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.

§ Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.

§ Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.

§ Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Принципы бюджетного процесса

 

Принципы бюджетного процесса:

1. Децентрализация – наличие в структуре нормативно-правовой базы бюджетного процесса норм, регулирующих общий порядок его осуществления, и в то же время возможность для субъектов РФ и муниципальных образований ввести свои особенности в организацию бюджетного процесса на своей территории.

2. Утверждение бюджета законодательным органом управления.

3. Наделение отдельных органов управления правом бюджетной инициативы.

4. Гласность – доступность и открытость для населения информации об осуществлении бюджетного процесса.

5. Реализация отдельными властями органами права вето при утверждении бюджета.

6. Четкая регламентация процедур бюджетного процесса.

7. Создание системы внутреннего и внешнего контроля за ходом бюджетного процесса.

Участники бюджетного процесса, их полномочия

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

 

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями.

К ним относятся:

§ Президент РФ;

§ органы законодательной и представительной власти;

§ органы исполнительной власти;

§ органы денежно-кредитного регулирования;

§ органы государственного и муниципального финансового контроля;

§ государственные внебюджетные фонды;

§ главные распорядители бюджетных средств;

§ другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;

§ бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных орга­нов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

Бюджетные процедуры, связанные с организацией бюджетного процесса, осуществляются различными государственными органами и бюджетополучателями, которые имеют соответствующие полномочия. К этим органам относятся финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного финансового контроля.

 

К финансовым органам относится министерство финансов РФ, федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и региональные и местные финансовые органы.

Денежно-кредитное регулирование осуществляет центральный банк РФ.

Государственный финансовый контроль возложен на счетную палату РФ, на контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований и на контрольные финансовые органы в федеральных, региональных и местных исполнительных органах.

Кроме этих органов в бюджетном процессе участвуют законодательные и исполнительные органы.

Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, утверждают налоговое и бюджетное законодательства, но при этом не имеют права выполнять функции по исполнению бюджета.

Органы исполнительной власти осуществляют составление проекта бюджета, выносят его на утверждение законодательных органов и исполняют бюджет. Они же составляют и предоставляют в законодательные органы отчет об исполнении бюджета, управляют государственным и муниципальным долгом, осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета и разрабатывают проекты законодательства в области бюджета и налогов.

Расходование денежных средств осуществляется через распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.

Распорядители бюджетных средств это государственные и муниципальные органы, которые распределяют бюджетные средства по бюджетополучателям. Это министерства, службы, агентства, а также другие ведомства, которые являются первыми получателями средств из бюджета.

Распорядители бюджетных средств определяют задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг бюджетополучателям, утверждают сметы доходов и расходов бюджетополучателей, составляют бюджетную роспись и распределяют лимиты бюджетных обязательств по бюджетополучателям. При этом они выполняют функции контроля за использованием бюджетных средств бюджетополучателями, а также непосредственно расходует бюджетные ресурсы на свое содержание.

По окончанию бюджетного года распорядитель бюджетных средств составляет отчет о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также составляет отчетную смету доходов и расходов по всем подведомственным бюджетополучателям.

 

Бюджетополучатели это бюджетные учреждения или другие организации, имеющие право на выделение им бюджетных средств и использования этих средств в соответствии с бюджетной росписью.

 

При этом бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной или местной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которых осуществляется на основе сметы доходов и расходов и финансируется из соответствующего бюджета.

 

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетополучатели имеют право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, имеют право на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств и право на компенсацию в случае недофинансирования бюджетных расходов.

При этом бюджетополучатели обязаны:

§ Своевременно подавать бюджетные заявки.

§ Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением

§ Своевременно составлять и предоставлять отчет и другие сведения об использовании бюджетных средств.

 

Составление проектов бюджетов

 

Бюджетный процесс включает следующие этапы:

1. Президент и его Администрация определяет цели бюджета и разрабатывает бюджетное послание;

2. На основании бюджетного послания Кабинет Министров РФ разрабатывает Государственный бюджет и вносит его на рассмотрение в Государственную Думу до 1 сентября;

3. Этот Государственный бюджет обсуждается в 4 чтениях, корректируется и утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием РФ;

4. Государственный бюджет подписывается Президентом РФ как закон;

5. Кабинет Министров РФ и органы государственного управления субъектов Федерации и областей исполняют бюджет РФ;

6. Счетная палата осуществляет мониторинг исполнения бюджета и представляет отчет в Государственную Думу;

7. Государственная Дума утверждает отчет об исполнении бюджета.

Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.

Бюджетное планирование решает задачу определения объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.

С 2008 г. в рамках реформы бюджетного процесса стали формироваться проекты трехлетних бюджетов, имеющих ряд существенных преимуществ. Утвердив ассигнования на 3 года, в следующем бюджетном году можно четко определить объем действующих обязательств и соответственно ресурсы для принятия новых. Главные распорядители бюджетных средств могут более обоснованно планировать результаты своей деятельности, возрастает их ответственность за эффективность использования бюджетных средств.

Бюджет на очередной финансовый год должен являться составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего бюджета, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, а с другой – позволяет вносить в них ежегодные корректировкам в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

Утверждение бюджета на 3 года не означает предопределенности структуры и объема доходов. В новой редакции БК РФ описан широко применяемый в международной практике принцип скользящей трехлетки, когда проектировки 2 и 3 года становятся основой для формирования показателей 1 и 2 года в следующем бюджетном цикле.

Таким образом, всегда есть возможность для реструктуризации действующих обязательств или принятия при наличии ресурсов новых обязательств – как минимум за счет зарезервированных условно утверждаемых расходов 2 и 3 года в размере не менее 5 % общего объема расходов в соответствующем году.

Это позволяет перейти к новому принципу бюджетного планирования: действующие обязательства, т.е. ранее принятые акты и решения, должны быть исполнены (отменены) и только затем следует принимать решения о новых обязательствах.

При формировании бюджета расходные обязательства должны быть разделены на действующие и принимаемые.

Объемы ассигнований, необходимые для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ, обусловленных действующими нормативными правовыми актами, представляют собой бюджет действующих обязательств.

 

Объемы ассигнований, необходимые для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ, обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, вводимыми или планируемыми к введению в планом периоде – бюджетом принимаемых обязательств.

 

К принимаемым обязательствам относятся:

§ Увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению.

§ Увеличение заработной платы, денежного довольствия.

§ Досрочное погашение государственного (муниципального) долга.

§ Увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ.

§ Новые бюджетные инвестиции.

§ Предоставление бюджетных кредитов.

Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики.

Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

Первая стадия – это составления проекта федерального бюджета.

Составление проекта бюджета является прерогативой Прави­тельства Российской Федерации, исполнительных органов вла­сти субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний. По их поручению проект бюджета разрабатывается Ми­нистерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами. Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы должны быть обес­печены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налого­вых органов и других учреждений.

Главным источником инфор­мации для составления проекта бюджета служит прогноз социаль­но-экономического развития государства или территории, кото­рый в свою очередь разрабатывается на основе данных экономи­ческого и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разра­ботке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период.

Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:

§ прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

§ основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории;

§ прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

§ нормативах финансовых затрат;

§ плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;

§ долгосрочных целевых программ.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерст­вом финансов РФ по поручению Правительства РФ.

Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6- для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций.

В задачу Министерства финансов входит разработка:

· проекта федерального бюджета;

· проектировок основных показателей федерального бюд­жета на среднесрочную перспективу, которые разрабаты­ваются на базе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза соци­ально-экономического развития России и сводного фи­нансового баланса;

· проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.).

 

Главная задача разработки проекта бюджета — определение объема денежных средств, централи­зуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогно­зом экономического и социального развития государства и тер­ритории.

 

Составление проекта идет в несколько этапов:

1. Прогнозирование социально-экономического развития РФ и подготовка сводных финансовых балансов. Этот этап осуществляется министерством экономического развития и торговли, которое составляет прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год и в этом прогнозе устанавливает основные параметры, необходимые для составления бюджета – объем ВВП на следующий год, темпы его роста, уровень инфляции, средний курс доллара к рублю, общий объем государственных услуг, предоставляемых федеральными органами на следующий год. Одновременно с этим составляется сводный финансовый баланс, в котором отражаются сводные доходы и расходы РФ по бюджетам и организациям. Сводный финансовый баланс составляется на три года, на год бюджета и на два следующих. Составляется он по укрупненным показателям бюджетной классификации. После одобрения Правительством РФ этих сценарных усло­вий Министерство финансов РФ разрабатывает основные харак­теристики доходов и расходов федерального бюджета на плани­руемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных раз­мерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу. Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу. Затем Министерство финансов РФ направляет основные ха­рактеристики по доходам и расходам федерального бюджета фе­деральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции методику формирования межбюджетных отношений Рос­сийской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.

2. Составление непосредственно проекта бюджета. Проект бюджета составляется на основе постановления правительства РФ, в котором указываются сроки составления федерального бюджета, порядок его составления и порядок предоставления министерству финансов необходимых документов от федеральных ведомств. Составляет проект министерство финансов РФ. Начинается составление в феврале-марте предшествующего года. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финан­сированию, и согласовывает объемы их финансирования в пла­новом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федера­ции, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти мате­риалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополни­тельных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесен­ными поправками рассматриваются у руководителей департа­ментов Министерства, а затем направляются в бюджетный де­партамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

Этот этап включает в себя два этапа:

§ Составление предварительного проекта федерального бюджета в соответствии с классификацией доходов и с функциональной классификацией расходов. Этот проект предоставляется федеральным ведомствам для ознакомления и субъектам РФ.

§ Составление окончательного проекта бюджета по всем подразделениям бюджетной классификации. Этот проект бюджета вместе с дополнительными документами предоставляется правительству РФ не позднее 15 июля текущего года. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финан­сированию, и согласовывает объемы их финансирования в пла­новом году и в среднесрочной перспективе. Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федера­ции, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти мате­риалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополни­тельных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесен­ными поправками рассматриваются у руководителей департа­ментов Министерства, а затем направляются в бюджетный де­партамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

Правительство рассматривает этот проект, и после корректировок передает его в государственную думу РФ не позднее 15 августа текущего года. Этот проект предоставляется также в счетную палату, в совет федерации и президент РФ. На первом этапе рассматривает этот проект только государственная дума. Предварительно проект проходит экспертизу в комитетах государственной думы и в счетной палате, а затем, после одобрения экспертизой, государственная дума рассматривает проект в четырех чтениях.

Функции по составлению, и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти.

Проекты территориальных бюджетов составляются финансо­выми органами субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований.

Для составления проектов бюджетов территориальные фи­нансовые органы имеют право на получение информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации полу­чают из Министерства финансов РФ следующие материалы:

§ предполагаемые изменения налогообложения;

§ расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объе­мы передаваемых соответствующих средств;

§ порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств;

§ субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъек­там РФ.

Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов субъектов Российской Федерации сле­дующие материалы:

§ предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;

§ порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;

§ субвенции и дотации, предполагаемые к передаче мест­ным бюджетам.

Порядок организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, прово­димым в Министерстве финансов РФ.

В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расхо­дов территориальных бюджетов территориальный исполнитель­ный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении соста­ва объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципаль­ного образования может вносить в вышестоящий исполнитель­ный орган власти предложения по изменению и уточнению про­ектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормати­вов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляе­мом протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная комиссия, решение которой доводится до сведения ниже­стоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное ре­шение принимается вышестоящим представительным органом власти.

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муници­пальных образований в целях составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансо­во-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти сле­дующие документы и материалы:

§ прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

§ основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального обра­зования на очередной год;

§ прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации и муниципального обра­зования на очередной год;

§ прогноз консолидированного бюджета субъекта Россий­ской Федерации на очередной год;

§ адресную инвестиционную программу на очередной год;

§ программу приватизации государственных предприятий на очередной год.

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов Российской Федерации подготавливают:

§ структуру внутреннего долга субъекта Российской Феде­рации и программу внутренних заимствований, преду­смотренных на планируемый год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

§ программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый год;

§ оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Рос­сийской Федерации за текущий год.

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета начинается с того, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе с указанными в ст.192 БК РФ вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ не позднее 26 августа текущего года. До 1 октября правительство и Банк России представляют в Государственную Думу дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ. В период парламентских каникул председатель Государственной Думы направляет проект в комитет Государственной Думы по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, Комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в счетную палату РФ на заключение.

Рассмотрение происходит обычно в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.

В первом чтении, которое должно состояться в течение 30 дней после предоставления в думу проекта бюджета, рассматривается концепция бюджета, доходы федерального бюджета по подразделениям бюджетной классификации, распределение доходов, поступающих из федеральных источником между федеральным и региональными бюджетами, общий объем расходов федерального бюджета и бюджетный результат.

Комитеты Государственной Думы направляют в комитет по бюджету заключение по законопроекту, предложение рекомендации о его принятии или отклонении. На основании заключения комитетов Думы бюджетный комитет готовит свое заключение по законопроекту и проект постановления. Думы о принятии в 1-м чтении федерального закона и об его характеристиках. Далее. Дума заслушивает доклад правительства РФ, комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета 1-го чтения, доклад председателя счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении законопроекта.

После утверждения бюджета в первом чтении Государственная дума не имеет права увеличивать расходы и бюджетный дефицит без положительного заключения правительства РФ.

По итогам первого чтения принимается и публикуется специальное постановление государственной думы, в котором отражаются основные параметры федерального бюджета.

В случае отклонения проекта Дума может:

1) передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ для разработки согласованного варианта;

2) вернуть проект правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

В течение 15 дней после принятия бюджета в первом чтении, проект бюджета рассматривается во втором чтении.

Во втором чтении государственная дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, а также размер фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В комитет по бюджету направляются поправки по расходам по разделам функциональной классификации, в соответствии с которыми комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Думы проект постановления о принятии во 2-м чтении закона и распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Если. Дума отклоняет проект закона во 2-м чтении, то она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

После этого бюджет рассматривается в третьем чтении, в течение 25 дней после его принятия во втором чтении. Предметом этого чтения является распределение средств бюджета по главным распорядителям, т.е. по ведомственной классификации, распределение средств фонда финансовой поддержки регионов по субъектам РФ и ряд программ, которые утверждаются в составе бюджета.

1) расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем 4-м уровням бюджетной классификации расходов бюджетов РФ;

2) распределение средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа;

3) расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инновационной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения на очередной фин. год в пределах расходов, утвержденных во 2-м чтении по разделам федерального бюджета программы предоставления гарантий пр-ва РФ на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

4) программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год, программы государственных внутренних заимствований, программу предоставления кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год, перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетам не предусмотрены средства на их реализацию. Рассмотрение поправок по предмету 1-го чтения проводится в комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования указанных комитетов совпадает.

В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете рассматривается в целом, подвергается редакционной правке и внесение каких либо поправок в доходы и расходы здесь не допускается. Проект должен быть рассмотрен не позднее 15 дней после его рассмотрения в третьем чтении. После принятия закона в четвертом чтении, он считается принятым полностью государственной думой. В течение 5 дней этот закон должен быть передан для рассмотрения в совет федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании не позднее чем в течение 14 дней со дня его получения из государственной думы. Совет федерации не имеет права изменять показатели бюджета, утвержденные государственной думой. Закон рассматривается на предмет его полного одобрения. Одобренный советом федерации закон в течение 5 дней направляется президенту РФ для подписи и обнародования. После публикации в официальной печати закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен.

На каждом этапе рассмотрения проекта бюджета проект может быть не утвержден или не одобрен. В этом случае он направляется либо в согласительную комиссию, либо возвращается правительству, либо государственной думе может быть поставлен вопрос о доверии к правительству и передачи составления бюджету новому правительству.

Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюд­жете на планируемый год Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных внебюджетных фондов, повышении минимального размера пенсии, о порядке индек­сации и перерасчета государственных пенсий, о повышении ми­нимального размера оплаты труда, о приостановке или отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществле­ния расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджете на планируемый год.

Если требуется внесение изменений и допол­нений в законодательные акты Российской Федерации о нало­гах, а также о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на планируемый год, то Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год вносит про­екты соответствующих федеральных законов.

Кроме того, до 1 октября года, предшествующего планируе­мому, Правительство РФ представляет в Государственную Думу:

1) оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета Российской Феде­рации за отчетный год;

2) программу предоставления средств федерального бюджета на планируемый год на возвратной основе по каждому виду рас­ходов и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший период текущего года;

3) поквартальное распределение доходов и расходов феде­рального бюджета на планируемый год.

Центральный банк Российской Федерации до 1 октября те­кущего года представляет в Государственную Думу проект ос­новных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год, предварительно со­гласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.