Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические функции

Социальные

Функции массовой коммуникации

1. Социальные функции. В основе социальных функций МК - потребности общества как целостной системы.

Поскольку в массовой коммуникации происходит общение больших социальных групп, в ней особенно важны такие функции, как информационная, образовательная, развлекательная.

2. Социально-психологические функции. Основаны на субъективных, психологических потребностях членов общества. Если СМК не будут учитывать желание людей и не будут удовлетворять их потребности, то они могут быть не приняты аудиторией.

- функции социальной ориенировки. Опирается на потребность аудитории в информации для должной ориентировки в широком мире социальных явлений. Массовая коммуникация неизменно расширяет и усложняет непосредственный социальный опыт индивида, доводя его до глобальных масштабов. МК создает "вторую реальность"

- функция участия реципиентов в формировании общественного мнения. Социальная активность реципиентов проявляется в форме различной обратной связи, функция форума, или "канала общественного участия".

- функция социальной идентификации с группой.

При этом важно отметить, что различные группы выполняют разную роль в развитии человека, человек по-разному воспринимает различные группы и их ценности, по-разному к ним относится. В окружение человека выделяются референтные и нереферентные группы.

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Реальные референтные группы: семья, рабочий коллектив, школьный класс, компания друзей…

Условные референтные группы: писатели, художники прошлых лет, значимые для того или иного человека; нации, классы, а также «пенсионеры», «рокеры», «золотая молодежь» и т.д.

Если в реальных группах происходит непосредственное общение людей, то в условной группе возможно общение опосредованное (например, через СМК). Люди, причисляющие себя к той или иной референтной группе, могут даже никогда не встречаться и напрямую не общаться между собой.

Так, человек может находить для себя образцы для подражания, модели поведения, соответствующие референтной группе, как в услвиях межличностного общения, так и при восприятии сообщений средств массовой коммуникации. Так, человек может себя причислить к группе "россиян", "изобретателей", "рокеров", "тем, кому за..." только на основании просмотра тематических телепередач или при общении через Интернет.

Референтные группы могут быть «положительными» и «отрицательными».

«Положительные» референтные группы – группы, с которыми индивид идентифицирует себя, членом которых хочет стать.

«Отрицательные» референтные группы – группы, вызывающие у индивида неприятие. Нормы таких групп воспринимаются как «антинормы».

СМК предоставляют человеку достаточно положительных и отрицательных примеров референтных групп: "менты", "бомжи", "россияне", "студенты", "автомобилисты", "панки", "эмо", "пенсионеры". Те или иные социальные группы могут при этом приподноситься по одним каналам со знаком "+", по другим - со знаком "-". Так, верующие люди могут предстать то чуть ли не святыми, а то - религиозными фанатиками. Молодежная группа может быть представлена то как "отвязные молодые люди, для которых нет ничего святого", то как "активные, яркие, креативные, ищущие тинэйджеры".

 

- функция контакта связана с потребностью человека в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Сообщения СМК создают предпосылки для установления контактов с отдаленными, совершенно незнакомыми людьми. Особенностью МК является то, что люди зачастую стремятся получать информацию СМК для того, чтобы потом обсудить со знакомыми (двуступенчатый характер массовой коммуникации).

Массовая коммуникация может даже заменять непосредственный контакт в условиях дефицита общения (для отдельных людей - пенсионеров, инвалидов... - например, смотрят телевизор, чтобы избежать чувство одиночества).

- функция самоутверждения и самопознания. - связана с попыткой найти косвенное подтверждение своих ценностей, взглядов людьми - развитие чувства собственного достоинства, гражданской ответственности.

- утилитарная функция (решение конкретных практических, в том числе, бытовых проблем.

- функция эмоциональной разрядки, или релаксации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Массовая коммуникация | Модель Шеннона - Уивера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.