КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммерческие отношения в морской перевозке грузов
По предмету Практическое руководство «Коммерческая эксплуатация судна»
Сущность коммерческих взаимоотношений в судоходстве проявляется в следующем. Продавец товара заключает договор купли-продажи (поставки) с покупателем. В этом договоре содержатся и, так называемые, транспортные условия. Они определяют тот круг обязанностей, рисков и расходов по доставке товара, которые возлагаются на продавца и покупателя в зависимости от обусловленного договором места поставки. Допустим, что товар продан с условием места поставки в конкретном порту и продавец, как грузоотправитель, обязан погрузить товар на судно, которое в этом случае должно быть зафрахтовано и подано под погрузку покупателем, ставшим грузополучателем. С момента доставки в порт погрузки товар, уже в качестве груза, становится объектом морской перевозки (рис. 1). Грузоотправитель заключает договор с посредником — транспортно-экспедиторским предприятием, которое берет на себя обязанности организовать прием груза в порту от железной дороги (автотранспорта), складирование в ожидании погрузки и саму погрузку на судно. Здесь, мы видим, выполнение транспортно-экспедиторским предприятием договора поручения с оплатой всех производимых в порту операций за счет грузоотправителя. За эти услуги посреднического характера транспортно-экспедиторское предприятие получает от грузоотправителя обусловленное договором вознаграждение. В то же время грузополучатель предварительно должен заключить с судовладельцем при посредстве фрахтового брокера договор перевозки — чартер, содержащий, в частности, условия, определяющие время стоянки судна в порту погрузки, следовательно, и соответствующие расходы судовладельца по судну за это время. Судно при приходе в порт должно оплачивать портовые сборы и оказываемые ему услуги (лоцман, буксирная помощь и пр.). По соглашению с судовладельцем морской агент контролирует выполнение фрахтователем судна чартерных условий, продолжительности стоянки судна в порту, организует выполнение всех необходимых операций по оформлению прихода и отхода судна, содействует оказанию ему портом необходимых услуг, оплачивает за счет судовладельца, все расходы судна по сборам в порту и получает за свои услуги посреднического характера вознаграждение.
Рис. 1. Упрощенная схема взаимоотношений участников процесса перевозки грузов: договорно-коммерческие взаимоотношения; отношения оперативной подчиненности.Грузополучатель — покупатель товара — оплачивает судовладельцу за перевозку груза обусловленный чартером фрахт и, в свою очередь, в порту назначения пользуется платными услугами другого транспортно-экспедиторского предприятия, обеспечивающего организацию разгрузки судна, хранение и вывоз, груза из этого порта. Судовладелец в порту разгрузки судна пользуется платными услугами морского агента, выполняющего аналогичные посреднические операции в порту погрузки.В этом схематично представленном процессе морской перевозки груза четко выделяются две его стороны: Эксплуатационно-технологическая, эксплуатационно-коммерческая. Эксплуатационно-технологический аспект перевозочного процесса это непосредственное использование находящихся в распоряжении системы управления (пароходства, порта) технических средств морского транспорта. Технологический процесс перевозки начинается с момента прибытия груза в порт отправления и кончается в порту назначения вывозом из него, доставленного груза. Этот процесс включает подпроцессы и операции, совершаемые в порту (выгрузка груза из вагонов, доставка и укладка на складах, доставка к борту судна и погрузка в трюмы и пр.), а также операции, производимые судном (швартовка к причалу, подготовка трюмов, контроль приема и укладки грузов в трюмах, отшвартовка и выход в море для следования в порт назначения). Все эти операции организуются, технически нормируются и оперативно регулируются портовыми производственными подразделениями, а также эксплуатационно-командным аппаратом пароходства — судовладельца. Эксплуатационно-коммерческий аспект перевозочного процесса охватывает, прежде всего, оказание грузоотправителю, грузополучателю и судовладельцу ряда посреднических услуг. Судовладельцу и грузовладельцу-фрахтователю при заключении договора перевозки — чартера посреднические услуги оказывает фрахтовый брокер. Обслуживают суда в портах морские агенты. Все операции в портах по грузам организуют экспедиторские органы как посредники между грузовладельцем и портом. Коммерческая сторона организации самого перевозочного процесса проявляется в продаже судовладельцем фрахтователю продукции транспорта — перемещения, т. е. перевозки груза судном. Продукция транспорта — перемещение груза, как не имеющая вещественной формы, не может складироваться, и заключение договора о продаже ее судовладельцем на взаимосогласованных с потребителем - фрахтователем условиях происходит всегда до начала перевозочного процесса. Поэтому перед заключением договора перевозки как коммерческо-правового акта продажи продукции — перемещения необходима предварительная калькуляция себестоимости этой транспортной операции. Калькуляция же себестоимости перевозки основывается на достаточно детальном нормирование состава, времени всех технологических процессов, операций и расходов судна в вариантах условий рейса, обсуждаемых в процессе переговоров с фрахтователем. Особенностью морского транспорта является также и то, что цикл производственного процесса — рейс судна — выполняется между географически отдаленными портами, находящимися часто в различных странах. Возникает необходимость слежения, на основе поступающей информации, за выполнением судном технологических нормативов его загрузки, затрат времени на отдельные процессы и операции, за соблюдением как фрахтователем, так и судовладельцем своих обязательств по чартеру в отношении организации обработки судна в портах. Наконец, функцией коммерческого характера, при завершении процесса перевозки, является констатация степени выполнения фрахтователем, органами и посредническими организациями морского транспорта договорных условий - перевозки и оказания услуг для производства финальных расчетов по взаимным денежным обязательствам. Все эти процессы сопровождаются оформлением и обменом между участниками перевозки документированной информацией, значительный объем которой в грузовых документах приходится на стадию обработки судна в порту. Таким образом, содержание коммерческой работы на морском транспорте как функции управления перевозочным процессом составляет: - разработка договорных и односторонне устанавливаемых морским транспортом условий перевозки, определяющих взаимоотношения с клиентурой, с другими видами транспорта (правила перевозок грузов и пассажиров, генеральные соглашения, договоры-чартеры с отдельными фрахтователями); заключение договоров перевозки с клиентурой, договоров об оказании услуг клиентам и судам посредническими организациями (транспортно-экспедиторские органы, морские агенты, фрахтовые брокеры); - разработка и применение провозных плат и плат за операции и услуги, выполняемые в процессе перевозки грузов (пассажиров) — разработка грузовых и пассажирских тарифов, правил, их исчисления; разработка тарифов и плат за погрузочно-разгрузочные работы и различные услуги, оказываемые в портах; установление договорных фрахтовых ставок при отфрахтовании судов иностранным фрахтователям; - оформление перевозок: производство и оформление операции приема грузов от отправителей и сдачи их получателям; оформление транспортных документов при перевозке грузов и пассажиров; - контроль качества перевозки (сохранная и в установленные сроки доставка грузов) и рассмотрение претензий, возникающих при выполнении договора морской перевозки; - посреднические операции: организация транспортно-экспедиторской работы в морских портах по обслуживанию клиентуры и обработке грузов; организация агентского обслуживания судов в иностранных портах; организация отфрахтования и фрахтования иностранных судов; - страхование интересов пароходств в российском специализироном органе страховых операций и в зарубежных обществах судовладельцев по взаимному страхованию рисков (несохранность грузов, повреждения судов, контейнеров и пр.). Приведенное содержание основных направлений коммерческой работы на морском транспорте характеризует ее как особый вид управленческой деятельности, охватывающий все функции регулирования отношений с клиентурой, со смежными видами транспорта, посредническими организациями, деятельности, протекающей в области внешних связей транспортного предприятия. Судоходная компания является обычным коммерческим предприятием, и ее основная задача — получение максимальной прибыли. Из этого вытекает необходимость реализации транспортной продукции так же, например, как прибыль предприятия текстильной промышленности зависит от реализации выпускаемых этим предприятием товаров. Несмотря на специфику морской терминологии, такие понятия, как конкуренция, себестоимость, модернизация производства и реклама, являются общепринятыми как в судоходной компании, так и на любом промышленном предприятии. Методы управления по существу одинаковые. Обстоятельства и факторы, влияющие на деятельность судоходной компании, часто находятся вне контроля руководства, однако подобные случаи имеют место и на коммерческих предприятиях других отраслей. Характерным примером может служить управление (отдел) перевозок линейной судоходной компании, которое можно сравнить с управлением (отделом) продаж (сбыта) производственной фирмы. Оба предприятия, судоходная компания и фирма, должны реализовать свою продукцию. «Товаром» судоходной компании является транспортная продукция, которая реализуется в процессе перевозки. Вице-президент по перевозкам несет ответственность перед президентом судоходной компании за постоянное поступление грузов для своих судов так же, как соответствующий начальник сбыта производственной фирмы несет ответственность за реализацию продукции перед президентом своей фирмы. Управление или отдел эксплуатации флота судовладельческой корпорации следует рассматривать с таких же позиций, поскольку их можно сравнить с производственным управлением или отделом промышленной корпорации или концерна. Вице-президент судоходной компании по эксплуатации флота должен обеспечить содержание флота в эксплуатационном состоянии, выполнение объявленных расписаний и предоставление грузоотправителям всех услуг, разрекламированных судоходной компанией. Ни в судоходстве, ни в промышленности не отдается предпочтения какой-либо одной службе. Все управления или отделы коммерческого предприятия взаимозависимы. «Продавец» транспортных услуг должен быть уверен, что под грузы, которые он заполучил, суда будут поданы своевременно, ибо служба эксплуатации флота обязана обеспечить подачу судов в определенный порт для перевозки грузов по назначению. Хорошим резюме такой взаимозависимости является выражение: «лучшая в мире служба перевозок не может существовать без хорошей службы эксплуатации, группа блестящих эксплуатационников не имеет права на существование, если она не опирается на мощный аппарат по реализации услуг» [3]. Немалую роль в деятельности судоходной компании играют юридические вопросы. Компания, как правило, имеет своего юрисконсульта. Если необходимо, компания имеет юридическое отделение в составе одного-двух юристов, дающих консультации и комментарии по решениям суда и по трактованию новых законов, а также оказывающих помощь доверенным лицам в подготовке дел для передачи в суд. Как правило, эти отделения замыкаются на секретаря. Во многих случаях юридическое отделение непосредственно подчинено президенту компании. При необходимости многие линейные судоходные компании.фрахтуют суда для увеличения провозной способности своего флота или, наоборот, отдают свои суда в чартер. Как известно, фрахтовое дело требует специальных наклонностей и знаний. Не каждый служащий линейной судоходной компании имеет достаточную квалификацию, чтобы справиться с этой работой. В тех судоходных компаниях, которые часто фрахтуют суда или отдают свои суда в чартер, ответственность за фрахтовую работу возложена на одного из вице-президентов компании. Учитывая важность фрахтовой деятельности, президент компании может глубже вникать во фрахтовые дела и даже подчинить себе непосредственно вице-президента, занимающегося этими вопросами. Независимо от титула и места, занимаемого в структуре управления судоходной компании, официальное лицо, ответственное за фрахтование, должно быть в курсе занятости флота, потенциальных потребностей в тоннаже и образования излишка тоннажа. В случае необходимости оно обеспечивает фрахтование дополнительного тоннажа или подыскивает фрахтователя для передачи в чартер судов компании, провозная способность которых не может быть полностью использована. Будучи искушенным посредником, ответственное за фрахтование лицо ведет переговоры и имеет дело с брокерами и судовладельцами и фрахтователями и имеет право заключать сделки от имени судоходной компании.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |