Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммерческие отношения в морской перевозке грузов

По предмету

Практическое руководство

«Коммерческая эксплуатация судна»

 

 

 

 

 

Сущность коммерческих взаимоотношений в судоходстве проявляется в следующем. Продавец товара заключает договор купли-продажи (поставки) с покупателем. В этом договоре содержатся и, так называемые, транспортные условия. Они опре­деляют тот круг обязанностей, рисков и расходов по доставке товара, которые возлагаются на продавца и покупателя в зависи­мости от обусловленного договором места поставки. Допустим, что товар продан с условием места поставки в кон­кретном порту и продавец, как грузоотправитель, обязан погрузить товар на судно, которое в этом случае должно быть зафрахтовано и подано под погрузку покупателем, ставшим грузополучателем. С момента доставки в порт погрузки товар, уже в качестве груза, становится объектом морской перевозки (рис. 1).

Грузоотправитель заключает договор с посредником — транспортно-экспедиторским предприятием, которое берет на себя обязанности организовать прием груза в порту от железной дороги (автотранспорта), складирование в ожидании погрузки и саму погрузку на судно. Здесь, мы видим, выполнение транспортно-экспедиторским предприятием договора поручения с оплатой всех производимых в порту операций за счет грузоотправителя. За эти услуги посреднического характера транспортно-экспедиторское предприятие получает от грузоотправителя обусловленное до­говором вознаграждение.

В то же время грузополучатель предварительно должен за­ключить с судовладельцем при посредстве фрахтового брокера договор перевозки — чартер, содержащий, в частности, условия, определяющие время стоянки судна в порту погрузки, следова­тельно, и соответствующие расходы судовладельца по судну за это время. Судно при приходе в порт должно оплачивать портовые сборы и оказываемые ему услуги (лоцман, буксирная помощь и пр.).

По соглашению с судовладельцем морской агент контролирует выполнение фрахтователем судна чартерных условий, продолжи­тельности стоянки судна в порту, организует выполнение всех необходимых операций по оформлению прихода и отхода судна, содействует оказанию ему портом необходимых услуг, оплачивает за счет судовладельца, все расходы судна по сборам в порту и по­лучает за свои услуги посреднического характера вознагра­ждение.

 

 


Рис. 1. Упрощенная схема взаимоотношений участников процесса перевозки грузов:

договорно-коммерческие взаимоотношения; отношения оперативной подчиненности.Грузополучатель — покупатель товара — оплачивает судо­владельцу за перевозку груза обусловленный чартером фрахт и, в свою очередь, в порту назначения пользуется платными услугами другого транспортно-экспедиторского предприятия, обес­печивающего организацию разгрузки судна, хранение и вывоз, груза из этого порта. Судовладелец в порту разгрузки судна пользуется платными услугами морского агента, выполняющего аналогичные посреднические операции в порту погрузки.В этом схематично представленном процессе морской пере­возки груза четко выделяются две его стороны:

Эксплуатационно-технологическая,

эксплуатационно-коммерческая.

Эксплуатационно-технологический аспект перевозочного про­цесса это непосредственное использование находящихся в распоря­жении системы управления (пароходства, порта) технических средств морского транспорта. Технологический процесс перевозки начинается с момента прибытия груза в порт отправления и кон­чается в порту назначения вывозом из него, доставленного груза. Этот процесс включает подпроцессы и операции, совершаемые в порту (выгрузка груза из вагонов, доставка и укладка на скла­дах, доставка к борту судна и погрузка в трюмы и пр.), а также операции, производимые судном (швартовка к причалу, подго­товка трюмов, контроль приема и укладки грузов в трюмах, отшвартовка и выход в море для следования в порт назначения). Все эти операции организуются, технически нормируются и опе­ративно регулируются портовыми производственными подразделе­ниями, а также эксплуатационно-командным аппаратом паро­ходства — судовладельца.

Эксплуатационно-коммерческий аспект перевозочного про­цесса охватывает, прежде всего, оказание грузоотправителю, грузополучателю и судовладельцу ряда посреднических услуг. Судовладельцу и грузовладельцу-фрахтователю при заключении договора перевозки — чартера посреднические услуги оказывает фрахтовый брокер. Обслуживают суда в портах морские агенты. Все операции в портах по грузам организуют экспедиторские органы как посредники между грузовладельцем и портом.

Коммерческая сторона организации самого перевозочного про­цесса проявляется в продаже судовладельцем фрахтователю про­дукции транспорта — перемещения, т. е. перевозки груза судном.

Продукция транспорта — перемещение груза, как не име­ющая вещественной формы, не может складироваться, и заключе­ние договора о продаже ее судовладельцем на взаимосогласован­ных с потребителем - фрахтователем условиях происходит всегда до начала перевозочного процесса. Поэтому перед заключением договора перевозки как коммерческо-правового акта продажи продукции — перемещения необходима предварительная каль­куляция себестоимости этой транспортной операции. Калькуля­ция же себестоимости перевозки основывается на достаточно де­тальном нормирование состава, времени всех технологических процессов, операций и расходов судна в вариантах условий рейса, обсуждаемых в процессе переговоров с фрахтователем.

Особенностью морского транспорта является также и то, что цикл производственного процесса — рейс судна — выполняется между географически отдаленными портами, находящимися часто в различных странах. Возникает необходимость слежения, на основе поступающей информации, за выполнением судном техно­логических нормативов его загрузки, затрат времени на отдельные процессы и операции, за соблюдением как фрахтователем, так и судовладельцем своих обязательств по чартеру в отношении организации обработки судна в портах.

Наконец, функцией коммерческого характера, при заверше­нии процесса перевозки, является констатация степени выполне­ния фрахтователем, органами и посредническими организациями морского транспорта договорных условий - перевозки и оказания услуг для производства финальных расчетов по взаимным денеж­ным обязательствам.

Все эти процессы сопровождаются оформлением и обменом между участниками перевозки документированной информацией, значительный объем которой в грузовых документах приходится на стадию обработки судна в порту.

Таким образом, содержание коммерческой работы на морском транспорте как функции управления перевозочным процессом составляет:

- разработка договорных и односторонне устанавливаемых мор­ским транспортом условий перевозки, определяющих взаимоотно­шения с клиентурой, с другими видами транспорта (правила перевозок грузов и пассажиров, генеральные соглашения, договоры-чартеры с отдельными фрахтователями); заключение до­говоров перевозки с клиентурой, договоров об оказании услуг клиентам и судам посредническими организациями (транспортно-экспедиторские органы, морские агенты, фрахтовые бро­керы);

- разработка и применение провозных плат и плат за операции и услуги, выполняемые в процессе перевозки грузов (пассажи­ров) — разработка грузовых и пассажирских тарифов, правил, их исчисления; разработка тарифов и плат за погрузочно-разгрузочные работы и различные услуги, оказываемые в портах; установление договорных фрахтовых ставок при отфрах­товании судов иностранным фрахтователям;

- оформление перевозок: производство и оформление операции приема грузов от отправителей и сдачи их получателям; оформле­ние транспортных документов при перевозке грузов и пассажиров;

- контроль качества перевозки (сохранная и в установленные сроки доставка грузов) и рассмотрение претензий, возникающих при выполнении договора морской перевозки;

- посреднические операции: организация транспортно-экспедиторской работы в морских портах по обслуживанию клиентуры и обработке грузов; организация агентского обслужи­вания судов в иностранных портах; организация отфрахтования и фрахтования иностранных судов;

- страхование интересов пароходств в российском специализироном органе страховых операций и в зарубежных обществах судовладельцев по взаимному страхованию рисков (несохранность грузов, повреждения судов, контейнеров и пр.).

Приведенное содержание основных направлений коммерческой работы на морском транспорте характеризует ее как особый вид управленческой деятельности, охватывающий все функции регу­лирования отношений с клиентурой, со смежными видами транс­порта, посредническими организациями, деятельности, протека­ющей в области внешних связей транспортного предприятия.

Судоходная компания является обычным коммерческим предприятием, и ее основная задача — получение максимальной прибыли. Из этого вытекает необходимость реализации транс­портной продукции так же, например, как прибыль предприятия текстильной промышленности зависит от реализации выпуска­емых этим предприятием товаров. Несмотря на специфику морс­кой терминологии, такие понятия, как конкуренция, себесто­имость, модернизация производства и реклама, являются общепринятыми как в судоходной компании, так и на любом про­мышленном предприятии. Методы управления по существу одинако­вые. Обстоятельства и факторы, влияющие на деятельность су­доходной компании, часто находятся вне контроля руководства, однако подобные случаи имеют место и на коммерческих пред­приятиях других отраслей.

Характерным примером может служить управление (отдел) перевозок линейной судоходной компании, которое можно сравнить с управлением (отделом) про­даж (сбыта) производственной фирмы. Оба предприятия, судоходная компания и фирма, должны реализовать свою продукцию. «Това­ром» судоходной компании является транспортная продукция, ко­торая реализуется в процессе перевозки. Вице-президент по перевозкам несет ответственность перед президентом судоходной компании за постоянное поступление грузов для своих судов так же, как соответствующий начальник сбыта производственной фирмы несет ответственность за реализацию продукции перед президентом своей фирмы.

Управление или отдел эксплуатации флота судовладельческой корпорации следует рассматривать с таких же позиций, посколь­ку их можно сравнить с производственным управлением или от­делом промышленной корпорации или концерна. Вице-президент судоходной компании по эксплуатации флота должен обеспечить содержание флота в экс­плуатационном состоянии, выполнение объявленных расписаний и предоставление грузоотправителям всех услуг, разрекламиро­ванных судоходной компанией.

Ни в судоходстве, ни в промышленности не отдается предпоч­тения какой-либо одной службе. Все управления или отделы ком­мерческого предприятия взаимозависимы. «Продавец» транспорт­ных услуг должен быть уверен, что под грузы, которые он заполу­чил, суда будут поданы своевременно, ибо служба эксплуатации флота обязана обеспечить подачу судов в определенный порт для перевозки грузов по назначению. Хорошим резюме такой вза­имозависимости является выражение: «лучшая в мире служба пе­ревозок не может существовать без хорошей службы эксплуата­ции, группа блестящих эксплуатационников не имеет права на существование, если она не опирается на мощный аппарат по ре­ализации услуг» [3].

Немалую роль в деятельности судоходной компании играют юридические вопросы. Компания, как правило, имеет своего юрис­консульта. Если необходимо, компания имеет юридическое от­деление в составе одного-двух юристов, дающих консультации и комментарии по решениям суда и по трактованию новых законов, а также оказывающих помощь доверенным лицам в подготовке дел для передачи в суд. Как правило, эти отделения замыкают­ся на секретаря. Во многих случаях юридическое отделение не­посредственно подчинено президенту компании.

При необходимости многие линейные судоходные компании.фрахтуют суда для увеличения провозной способности своего фло­та или, наоборот, отдают свои суда в чартер. Как известно, фра­хтовое дело требует специальных наклонностей и знаний. Не каждый служащий линейной судоходной компании имеет доста­точную квалификацию, чтобы справиться с этой работой. В тех судоходных компаниях, которые часто фрахтуют суда или отдают свои суда в чартер, ответственность за фрахтовую работу возло­жена на одного из вице-президентов компании. Учитывая важ­ность фрахтовой деятельности, президент компании может глуб­же вникать во фрахтовые дела и даже подчинить себе непосред­ственно вице-президента, занимающегося этими вопросами. Не­зависимо от титула и места, занимаемого в структуре управления судоходной компании, официальное лицо, ответственное за фрах­тование, должно быть в курсе занятости флота, потенциальных потребностей в тоннаже и образования излишка тоннажа. В слу­чае необходимости оно обеспечивает фрахтование дополнительно­го тоннажа или подыскивает фрахтователя для передачи в чар­тер судов компании, провозная способность которых не может быть полностью использована. Будучи искушенным посредником, ответственное за фрахтование лицо ведет переговоры и имеет де­ло с брокерами и судовладельцами и фрахтователями и имеет право заключать сделки от имени судоходной компании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы на творческом уровне усвоения материала | Оперативное управление работой флота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.