КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегический анализ брендов
Разработка марочной идентичности, предложения ценности и позиции бренда — это, безусловно, стратегические задачи. Выбрать целевые рынки для брендов и создать активы на будущее важнее, чем разработка тактических программ, которые призваны решать текущие проблемы. Бренд-стратегию необходимо рассматривать в трех направлениях, включающих анализ потребителя, анализ конкурентов и непосредственно анализ самого бренда (рис. 6.2.). Ее конечной целью является создание бизнеса, который обращен к потребностям клиентов, обходит сильные стороны конкурента и играет на его слабостях. Основная цель, которую преследует стратегический анализ бренда, заключается в ускорении и улучшении качества таких принимаемых решений, как определение марочной идентичности, товарных категорий, с которыми ассоциировался бы бренд, структурирование ролей внутри системы брендов компании и оценка уровня капиталовложений, поддерживающих эту систему. Другая цель — выявление ключевых стратегических неопределенностей, которые будут воздействовать на бренд-стратегию. Например, к стратегическим может быть отнесена неопределенность, связанная с тем, примет ли рынок новый вид товара (ароматизированный холодный чай, «ледяное» пиво или магнитофоны с компактными мини-дисками) и будет ли расти спрос на него. Либо спрос будет «вялым», и для товара придется искать новую рыночную нишу. Стратегические неопределенности позволяют определять приоритеты в сборе информации и деятельности, связанной со стратегическим анализом бренда. Анализ клиентов. Анализ клиентов включает в себя анализ трендов клиентов, мотиваций, структуры сегментов и неудовлетворенных потребностей. Тенденции. Следует начинать анализ особенностей клиента с исследования динамики рынка. Каковы тенденции развития рынка? Этот простой вопрос очень важен, поскольку ответ на него часто приводит к пониманию изменения мотиваций и возникновению стратегически важных сегментов. Nestle, работая с консалтинговой компанией St.James Group по вопросам бренд-стратегии, изучила товарную категорию «напитки» и выявила четыре тенденции ее развития: § забота потребителей о своем здоровье; § растущая популярность готовых к употреблению напитков (ready-to-drink beverages); § изменение предпочтений (от горячительных к прохладительным напиткам); § растущий спрос на экзотические ароматизаторы и широкое их распространение. Все это отражает стремление к разнообразию и подверженность влиянию зарубежных культур. Данные тенденции определяют выбор позиций для таких брендов, как Nestle’s Juicy Juice и Perrier. Анализ трендов в сфере продаж и ожидаемой прибыли на субрынках может также углубить понимание проблемы. Какие субрынки растут, а какие переживают спад? Почему? Ежедневное потребление кофе, к примеру, сократилось с 3,1 чашки в 1962г. до 1,7 чашки в 1993г. Несмотря на то, что такие марки кофе, как Maxwell House (Kraft), Hills Brathers (Nestle), Folgers (Procter&Gamble), пострадали из-за этого спада, отмечается существенный рост и увеличение прибылей от продажи кофе в зернах, а также эксклюзивных марок кофе и потребления кофе в кофейнях. Мотивация клиентов. Цель анализа клиентов состоит в том, чтобы определить, какая из выгод (функциональная, эмоциональная или выгода удовлетворения потребности в самовыражении) мотивирует клиентов совершить покупку. Качественные методы исследования в основном направлены на выявление эмоциональных выгод и выгод удовлетворения потребности в самовыражении, которые значимы для данной товарной категории. Однако необходимо исследовать и те области, которые неочевидны для клиента, но оказывают влияние на выбор бренда и опыт использования. Оценка функциональных выгод включает три группы вопросов: § Какие функциональные выгоды значимы для клиента? § Какова относительная значимость каждой функциональной выгоды? § Можно ли выявить сегменты на основании выгод? Как правило, разработчики бренд-стратегий включают в список десятки выгод, порой до пятидесяти и более. Их следует объединить в несколько главных направлений мотиваций, которые подытоживают то, как клиенты отбирают информацию и формируют отношение к брендам в товарной категории. Во многих товарных категориях существуют два, три или четыре таких направления. Они могут быть полезными для отбора альтернативных вариантов при разработке бренд-стратегии. Для алкогольной продукции используются три направления мотивации потребителя: наслаждение напитком и релаксация (выгоды, получаемые от «одиночного» потребления), выгоды самовыражения (получаемые, когда алкоголь потребляется в компании) и показатель «цена/качество». «Престижные» бренды фокусируют внимание на выгоде самовыражения и имеют высокие цены; бренды для истинных ценителей спиртного делают акцент на наслаждении напитком и релаксации и также имеют высокие цены; а недорогие бренды ориентированы на сегмент потребителей, чувствительных к цене. Равновесие на рынке достигается путем комбинирования этих трех направлений мотивации. Другой целью должен стать поиск мотивов, которые могли бы дать бренду уникальное преимущество. Так, заправочные станции, впервые внедрившие у себя систему систему оплаты с помощью кредитных карт, получили неоспоримое преимущество. IBM выявила потребность клиента иметь маленький ноутбук с полной клавиатурой. Используя «складной дизайн», называемый «бабочка» (Butterfly), компания IBM удовлетворил а эту потребность. Сегментация. Определенные сегменты могут по-разному реагировать на коммуникационные программы и, таким образом, обусловливать выбор различных стратегий позиционирования и марочных идентичностей. Например, Hilton имеет смысл позиционировать себя по-разному для бизнес-сегмента, отдыхающих и постоянно проживающих. Наиболее полезно осуществлять сегментацию на основе выгод, которые ищут клиенты, чувствительности к цене и лояльности к бренду. Задача состоит в том, чтобы выяснить, какой из сегментов наиболее привлекателен для бренда и соответствует его идентичности. Неудовлетворенные потребности. Изучение неудовлетворенных потребностей — крайне важный и стратегически верный шаг, особенно для компаний, которые хотят внести какие-либо серьезные изменения в рыночную стратегию. Black&Decker изучил неудовлетворенные потребности покупателей, сформировав выборку из 50 респондентов из сегмента «сделай сам» и имеющих в хозяйстве более шести электроинструментов. Сотрудники компании Black&Decker беседовали с этими респондентами на дому и получали из первых рук информацию о том, как применялись инструменты и какие проблемы и неудобства при этом испытывали опрашиваемые. Одна из выявленных проблем заключалась в том, что используемая без шнура (на батарейках) дрель успевала исчерпать свой запас энергии еще до завершения работы. Было решено оснастить дрель съемной упаковкой из батареек, которые заново заряжались бы в течение часа. Выяснив, что наибольшие неудобства при работе с пилой доставляют опилки, пилу снабдили своеобразным мешком, который действовал как мини-вытяжка для сбора опилок и взвешенной пыли. Чтобы решить проблемы с безопасностью, в электропилы была встроена автоматическая система отключения. Эти усовершенствования создали часть стержневой марочной идентичности средних по цене инструментов товарной линии Quantum, поддерживаемой марочным именем Black&Decker. Анализ брендов конкурентов. Анализ брендов конкурентов заключается в изучении их имиджа и позиции, а также сильных и уязвимых сторон. Следует изучать их не только реальное положение дел, но и будущие направления развития. Имидж /позиция бренда конкурента. При разработке идентичностиь бренда одна из главных задач — выяснить, как потребители воспринимают бренды конкурентов, и в первую очередь — обеспечиваемые ими выгоды, характер взаимоотношений «бренд-клиент» и индивидуальность бренда. Знания о восприятии потребителями брендов конкурентов являются средством для разработки идентифицирующих признаков собственного бренда. Существуют два источника сведений об имидже бренда. Это — клиенты и коммуникации конкурентов. Клиенты являются наилучшим источником сведений об имидже конкурирующих брендов. Воспринимаемый имидж зависит от специфики рыночного сегмента. К примеру, восприятие пользователей бренда, как правило, отличаются от восприятия тех, кто его не потребляет или приобретает марки конкурентов. Также нужно понять, какими хотели бы видеть свои бренды конкуренты с точки зрения восприятия клиентов. Несмотря на то, что ежегодно публикуемые доклады компаний помогают понять это, наилучший источник информации о марочной идентичности конкурентов — их рекламная политика (медиапланирование, рекламный бюджет и т. д.). Классификация позиций конкурентов. Внимательное изучение всех позиций конкурентов зачастую оказывается очень эффективным. Как правило, в отрасли используется весьма ограниченный набор стратегий. Поэтому имеет смысл классифицировать рекламу, объединяя в группы фирмы со сходными стратегиями позиционирования. Любую, даже уникальную стратегию необходимо сравнить с существующими стратегиями конкурентов. Выбирая свою стратегию позиционирования, фирма может оценить силу конкурента каждой группы и затем решить, хочет ли она использовать его стратегию или опробовать что-то новое. Использование стратегии конкурентов в позиционировании нецелесообразно, если: § конкурентов слишком много; § отдельные конкуренты сильны по показателям рыночной доли и уровню дистрибуции (избегайте объединения в группы с доминирующими на рынке компаниями); § конкуренты имеют хорошие позиции на рынке (избегайте объединения в группы с фирмами, которые «закрыли на замок» свои позиции, или, по крайней мере, попытайтесь нейтрализовать их, используя неожиданные ходы или нетрадиционные варианты решения проблем). Изменения в имидже конкурентов. При разработке стратегического плана развития бренда важно изучить не только существующий имидж марок конкурентов, но также и те изменения, которые он претерпел в прошлом и его возможные будущие метаморфозы. Исследования причин таких изменений могут дать полезную информацию о ближайших конкурентах. Например, позиционирование марки BMW постоянно использовало тему «Непревзойденный в эксплуатации автомобиль», «Технически совершенный автомобиль высшего класса». В 1990г. реализация этой концепции столкнулась с трудностями, потому что в 1980-х годах стиль жизни «яппи», на который ориентировалась компания, стал терять популярность. В результате BMW выпустила менее дорогие модели и изменила позиционирование путем «деяппизации» своих моделей — акцент переместился на надежность и безопасность. Сильные и слабые стороны конкурентов. Конкурентная политика формируются также с учетом их сильных и слабых сторон. Выступать против сильной стороны конкурента рискованно. Для этого необходимо, чтобы сам бренд, его идентичность, позиция и реализация были неповторимы. Вероятность недопущения ошибки мала. Поэтому легче атаковать те позиции конкурента, которые не столь надежно защищены. Например, Arco ассоциируется с фирмой, продающей дешевый бензин, не принимающей кредитные карты и ориентированной на восприимчивый к ценам сегмент. Все элементы организации Arco, включая человеческие ресурсы, коммуникационные программы и корпоративную культуру, ориентированы на предложение продукции по низкой стоимости на основе неочищенной нефти Аляски. Отсюда — уязвимое место — «скромный» внешний вид бензоколонок и невысокое качество обслуживания на автозаправках. Конкурент, сумевший привлечь внимание клиентов Arco к этим недостаткам, имеет возможность переключить их на свою марку. Анализ бренда. Важным вкладом в разработку марочной идентичности является скрупулезный анализ как самого бренда, так и организации, его выпускающей. Исследование включает следующие области: существующий имидж бренда; историческое наследие бренда; сильные и слабые стороны бренда, с которыми ассоциируется марочное название; «душу» бренда и организации; связи с другими брендами. В каждом отдельном случае бренд можно рассматривать с позиций товара, организации, человека и символа. Существующий имидж бренда. Анализ имиджа бренда на текущий момент предполагает обращение к респондентам со следующими вопросами: Как воспринимается бренд фирмы? Какие ассоциации связаны с брендом? Насколько он отличается от брендов конкурентов? Как изменялся имидж бренда со временем? Разрабатываются ли варианты имиджа для каждого сегмента? Какие выгоды получают клиенты (по их ощущениям)? Имеет ли бренд индивидуальность? Что она собой представляет? Какие неосязаемые свойства/выгоды предлагает бренд? Рассматривается ли бренд как организация? Если «да», то что под этим подразумевается? С каким визуальным образом ассоциируется бренд? Для оценки имиджа бренда полезно убедиться в том, что его изучение и анализ касаются не только товарных характеристик, но затрагивают и другие атрибуты, например, поводы для использования, образ пользователя, ассоциации с организацией, индивидуальность, взаимоотношения «бренд-клиент», эмоциональные выгоды и выгоды от удовлетворения потребности в самовыражении. Историческое наследие бренда. Помимо представлений о восприятии бренда потребителями, полезно знать его историческое наследие. Кто был создателем бренда? Как появился бренд? Каким был его первоначальный имидж? Знания о том, что изначально представлял собой бренд, часто приводят к осознанию того, что следует включать в идентичность. Анализ исторического наследия бренда может также создать стратегическое понимание того, как вернуть ему генетически возникший образ. Некоторые бренды испытывали трудности, потеряв исторически унаследованный образ, и возвращение к прежнему образу может помочь восстановлению силы бренда. Palmolive, например, обнаружил, что его исторически унаследованный образ, ассоциируемый с пальмами, оливковым маслом и таинством пустыни, по-прежнему живет на рынке и способен омолодить «дрейфующий» бренд. Сильные / слабые стороны. Чтобы быть устойчивой, идентичность бренда должна опираться на сильные стороны организации. Иногда эти сильные стороны необходимо развивать. Этот процесс начинается с определения настоящих сильных и слабых сторон товара, услуги и организации, которая их предлагает: в чем мы преуспеваем, а в чем испытываем трудности? Необходимо провести грань между тем, какую идентичность бренда хотелось бы видеть, и тем, чего организация может достичь с ее наличными ресурсами, возможностями и приоритетами. Не следует стремиться развивать идентичность бренда, не имеющую возможности быть поддержанной на рынке. «Душа» бренда. Что такое «душа» бренда или организации? Каковы его устремления? Каково видение бренда? Наиболее сильные бренды имеют «душу» (основополагающие ценности), которые предопределяют характер и смысл бизнеса. Анализ базисных ценностей бренда может быть трудным, но полезным. Связи с другими брендами. Решение о позиционировании бренда не может приниматься в полной изоляции. Подобно тому, как игра баскетболиста определяется его ролью, бренд также играет определенные роли и работает в связке с другими брендами. Таким образом, идентичность необходимо оценивать по отношению к этим распределенным ролям. Целью бренд-менеджера является создание системы брендов, позволяющей добиться эффекта синергии и четкости в распределении их ролей. Понимание исполняемых ролей является частью стратегического анализа брендов. Этапы стратегического анализа брендов. Стратегический анализ брендов может последовательно разделяться на несколько этапов. На первом этапе анализа бренда используется существующая внутренняя информация: исследования потребителей за прошлые годы, сведения о рынке и продажах бренда, позиционировании бренда во времени и данные о выявленных стратегиях конкурентов по поддержанию идентичности бренда. На этой стадии специалисты организации, располагающие знаниями о бренде и его потенциальном рынке, должны скрупулезно осуществлять стратегический анализ бренда с учетом уже имеющейся информации. Результатом должно стать выявление вариантов идентичности, а также возможных направлений позиционирования и использования бренда.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |