КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкретизация идентичности
Идентичность бренда — особенно стержневая идентичность и сущность бренда — часто выражается одним словом или краткой емкой фразой. Если конкретизировать идентичность, она станет более определенной, а значит, ее можно использовать при руководстве программами по созданию бренда более успешно. Далее мы покажем несколько приемов конкретизации идентичности. Приемы делятся на четыре группы (рис. 11.1.). Ревизия программ поддержки идентичности поможет определить реальное содержание, стоящее за желаемыми параметрами идентичности бренда. Ролевые модели идентичности — это действия и программы, осуществляющие коммуникации бренда. Разработка визуальных метафор — иной способ наполнить идентичность жизнью. Наконец, установление приоритета идентичности бренда определяет, на каком параметре должны фокусироваться позиционирование и мероприятия по созданию бренда. В итоге мы получаем некий инструмент коммуникации. Его можно назвать «Представление конкретизированной идентичности» и оформить в виде книги, видеозаписи, подборки визуальных материалов и/или справочника. Ревизия программ поддержки идентичности. Идентичность бренда должна обязательно соответствовать имиджу и миссии компании и нести в себе конкретное содержание. Она должна давать потребителю четкое представление о бренде, которое дифференцирует его, но это еще не все. Необходимо, чтобы организация была готова поддерживать идентичность солидными инвестициями в конкретные программы. Определив, какое содержание стоит за идентичностью бренда и какие программы его поддерживают, вы сможете конкретизировать эту идентичность, сделав ее живой и реальной. Бренд могут поддержать программы и инвестиции двух типов: планируемые и текущие. К первому типу относятся стратегические императивы — будущие программы, которые следует разработать, чтобы реализовать идентичность бренда. Второй тип — это так называемые подтверждающие пункты, то есть набор уже существующих программ, инициатив и активов, поддерживающих идентичность бренда. Стратегические императивы. Формулировка идентичности бренда предполагает обещание, даваемое потребителям, и обязательства, которые принимает на себя организация. Стратегический императив — это инвестиция в актив или программу, которые станут значимыми, когда придет пора исполнить свое обещание. Каких мощностей и активов организации требует идентичность бренда? Какие понадобятся инвестиции, чтобы выполнить обещание, данное клиентам? Ниже приводится ряд примеров.
Рис. 11.1. Конкретизация идентичности бренда.
Бренд регионального банка.Стержневая идентичность включает личные и профессиональные отношения с каждым клиентом. К стратегическим императивам относятся: · база данных клиентов. За каждым клиентом закрепляется специалист, имеющий доступ ко всем счетам данного клиента. Таким образом, отношения банка с каждым отдельным клиентом встраиваются в общую систему обслуживания; · обслуживание клиентов. Разработка и реализация программы по улучшению навыков межличностного общения служащих, работающих с клиентами. Включает систему оценки результатов. Новый суббренд аудиоаппаратуры в премиум-нише.Стержневая идентичность включает высочайшее качество и технологический лидер. К стратегическим императивам относятся: · отечественный производитель (вместо иностранного поставщика) для лучшего контроля качества продукции; · расширенная программа ОКР в сфере цифровых технологий. Суббренд товаров гигиены дома в низком ценовом сегменте. Стержневая идентичность включает недорогой бренд с конкурентоспособным качеством. К стратегическим императивам относятся: · стать производителем с низкими издержками производства; · создать подразделение по ценовой политике. Стратегические императивы указывают последовательность действий, без которых идентичность бренда останется пустым обещанием, то есть эти этапы являются частью мероприятий по созданию бренда. Пожалуй, не менее важно, что стратегические императивы помогают оценивать реалистичность ваших проектов. Какие нужны инвестиции и насколько осуществима стратегия бренда? Хватит ли вам необходимых для инвестиций ресурсов? Готова ли организация принять на себя данное обязательство? Способна ли организация осуществить требуемые инициативы? Если ответ на любой из этих вопросов окажется отрицательным, значит, организация не способна или не желает подкрепить обещание бренда реальным содержанием. Тогда обещание останется пустым рекламным слоганом и будет, в лучшем случае, бесполезной тратой ресурсов, а в худшем — принесет убытки. Вернемся к приведенным только что примерам. Допустим, региональный банк не хочет вкладывать десятки миллионов долларов в создание базы данных, без которой невозможен требуемый уровень взаимодействия с клиентами. Тогда концепцию отношений с клиентами придется пересмотреть. Если фирма по производству комплектующих для аудиосистем не готова разрабатывать и выпускать свои продукты, сверхсовременный бренд обречен на гибель. Если производитель моющих средств для дома не хочет организовывать специальное подразделение по ценовой политике, то проникновение в низкий ценовой сегмент рынка станет началом конца. «Подтверждающие пункты». Итак, стратегические императивы — это инициативы организации, требующие значительных инвестиций. Напротив, «подтверждающие пункты» уже соединены с параметрами идентичности бренда. Это уже существующие программы, инициативы и активы, которые наполняют стержневую идентичность содержанием и помогают донести это содержание до аудитории. Стратегических императивов обычно немного, и, как правило, они достаточно дороги и рискованны. А «подтверждающих пунктов» может быть множество, причем они уже введены в действие. Если формулировка идентичности бренда основана исключительно на том, что должно случиться в будущем, она находится в опасности по двум причинам. Во-первых, есть риск, что императивы не будут должным образом профинансированы или реализованы. Во-вторых, даже при соблюдении первого условия никто не гарантирует, что восприятие потребителей изменится. Таким образом, «подтверждающие пункты» необходимы. Например, параметром стержневой идентичности Nordstrom может быть забота о клиентах. «Подтверждающими пунктами» станут любые активы, навыки, программы или инициативы, которые включены в это направление, в их числе: · репутация службы по работе с клиентами на сегодняшний день; · действующая политика возврата, хорошо известная и пользующаяся доверием; · программа компенсаций, назначение которой — сделать службу полезной для клиентов; · квалификация персонала и уровень программ по найму новых сотрудников; · политика улучшений, поддерживающая инновации как отклик на жалобы клиентов. Ролевая модель идентичности. Идентичность бренда можно представить в виде списка. Но, честно говоря, в такой форме она может показаться и расплывчатой, и неинтересной, так как подобные списки не передают эмоциональность бренда и его образ. Ролевые модели привносят смысл и эмоции, мотивируют и направляют мероприятия по созданию бренда. Мы рассмотрим внутренние ролевые модели, то есть действующие внутри организации, и внешние ролевые модели. Внутренние ролевые модели. Внутренние ролевые модели — это легенды, программы, мероприятия или люди, идеально воплощающие идентичность бренда. Среди пяти «подтверждающих пунктов», поддерживающих идентичность, может быть найдена только одна программа, на 100% отражающая идентичность. Например, политика возврата компании Nordstrom служит самым эффективным проявлением ориентации на клиентов. Корпоративные легенды могут рассказать об идентичности и добавить эмоциональность и цели, которых хочет достичь компания. Иногда это легенды, входящие в наследие бренда. Например, история об инженере, который летал на Аляску, чтобы заменить неисправное кресло, отражает уважительное отношение компании Saturn к клиентам. У 3M есть рассказ об изобретении знаменитых листочков для заметок с клеевым слоем Post-in-Notes. Якобы, одному инженеру этой фирмы понадобилась закладка, которая не падала бы на пол, пока он поет в хоре. Это предание отражает новаторство, являющееся частью стержневой идентичности компании. Легенды и другие внутренние ролевые модели могут служить мощными средствами коммуникации. Как утверждают психологи, в форме рассказа можно передать в три раза больше информации, чем с помощью списка. Но все равно менеджеры осуществляют львиную долю коммуникаций при помощи списков. Важна и эмоциональная нагрузка рассказа, поскольку сотрудники, занимающиеся брендом, должны знать, чем он является, и заботиться об этом. Фактически, легенды не только олицетворяют бренд, но и влияют на корпоративную культуру. Как отметил Ричард Стоун, глава StoryWork Institute: «Чтобы изменить организацию, вы должны изменить ее легенды». Иногда, особенно если нужно изменить имидж бренда, приходится искать новые ролевые модели. Отчасти с этой целью компания Mоbil провела среди своих служащих конкурс. Им было предложено назвать программы и виды деятельности, которые лучше всего отражают элементы стержневой идентичности фирмы: лидерство, партнерство и доверие. Победитель получил доступ в «кулуары» крупнейшей автогонки, одним из спонсоров которой выступала Mоbil. На конкурс было прислано более 300 заявок, а вся компания в целом была привлечена к разработке идентичности бренда. В качестве полезного побочного результата компания получила набор внутренний ролевых моделей, с помощью которых можно конкретизировать идентичность бренда, придать ей глубину и эмоциональность. Персонифицируйте бренд. Такие личности, как основатель фирмы или известный генеральный директор, имеющие ясное представление о бренде, могут быть действенными ролевыми моделями. Создатели Williams-Sonoma Чак Уилльямс и Говард Лестер ясно и отчетливо представляют себе, какие параметры должны быть положены в основу компании: кулинарный опыт, профессиональные повара, лучшие в категории предложения, стиль, отличающийся тонким вкусом и своеобразием, а также новаторство в кулинарии, обслуживании и развлечении клиентов. Личность основателя оказывает большее воздействие, если его портрет является символом бренда, как в случаях Charles Schwab (брокер), Norton Software (теперь Symantec). Если имя и лицо основателя всегда перед вами, он словно присутствует физически, наблюдая за ходом дел. Основатели некоторых компаний (например, Билл Гейтс (Microsoft) и Ричард Брэнсон (Virgin) формально не являются символами бренда, но их лица настолько знакомы (и не только сотрудникам), что фактически они символизируют бренд. Bath and Body Works, один из брендов компании The Limited, не имеет такого основателя, как Чак Уилльямс или Л. Л. Бин, с личностью которого прочно ассоциируется бренд. Поэтому фирма придумала типичного потребителя своих товаров. Это Кэйт, женщина 32 лет с двумя детьми, живущая в сельской местности и занимающаяся ремеслом (один из элементов стержневой идентичности Bath and Body Works — «сделанный вручную и проникнутый искренностью» (handmade and heartfelt). Она окончила Университет Майами в Огайо, ведет здоровый образ жизни и придерживается высоконравственных ценностей Среднего Запада. Главный критерий в Bath and Body Works — «А это понравится Кейт?» Подобная персонификация стратегии бренда помогает последовательно реализовывать ее и позволяет предполагать, что каждый будет знать, что делать (а чего нет). Более того, каждый будет верить в идеалы компании и заботиться о них под воздействием обаяния личности основателя или символа. Возможна иная ситуация, когда сами сотрудники организации олицетворяют свой бренд. Например, в рекламе компании Saturn показаны рабочие сборочного конвейера. Так фирма демонстрирует, что берет на себя обязательство делать машины мирового класса и с уважением относиться к клиентам. Поиск внутренних ролевых моделей начинается с поиска всего заметного и популярного в данной фирме. Кандидаты должны быть хорошо известны, особенно ветеранам организации. Если же отыскать ролевые модели никак не удается, можно сделать вывод, что в данной организации властью облечены слишком незначительные фигуры. Внешние ролевые модели. Внутренние ролевые модели бывают исключительно действенны, поскольку встроены в контекст бренда, но они ограничены рамками данной организации. Если же охватить десятки или даже сотни организаций, то обычно удается найти и более эффективные, и более оригинальные ролевые модели. Сильные, хорошо позиционированные бренды из различных сфер бизнеса могут послужить для вашего бренда ролевыми моделями и стать его выразительной метафорой. Например, банк стремится стать для клиентов консультантом, достойным доверия. Можно предложить им широкий спектр услуг в дружественном, но компетентном стиле, а в качестве ролевой модели использовать Home Depot. Компания Home Depot — это огромное разнообразие товаров, гостеприимный и дружественный имидж, помощь покупателям, со знанием дела и без претенциозности. Став премьер-министром Великобритании, Тони Блэр представил «Новую Британию» как бренд. В идентичность вошли такие элементы, как открытость, Европа и технологии, поликультурность и женская власть. Сотрудники Блэра также искали бренды, лучше всего представляющие «Новую Британию». В первую десятку вошли Haagen-Dazs, Twining herbal tea, Hooch, New Covent Garden Soup, Linda McCartney Meals, Shape yogurt и Phileas Fogg. Они не только уточнили суть бренда «Новой Британии», но и задали направления для его создания путем перекрестного промоушна. Когда внешняя ролевая модель найдена, наступает следующий этап — узнать о ней как можно больше. Почему именно эта компания представляется хорошей ролевой моделью? Как она добилась аутентичности и доверия потребителей? Каковы ее легенды и внутренние ролевые модели? Ее «подтверждающие пункты»? Ее культура? Чему можно поучиться и что перенять? Теперь сосредоточьтесь на одном из элементов идентичности вашего бренда (например, лидерство или взаимоотношения с клиентами), после чего определите ряд брендов, фокусирующихся на том же параметре. Эти бренды следует подбирать в самых разных категориях продуктов. Тогда вы получите максимально широкий набор интерпретаций данного элемента стержневой идентичности, а также возможных способов создания желаемого имиджа. Теперь задайтесь следующими вопросами. Какие из этих брендов являются конструктивными ролевыми моделями? Какие интерпретируют именно тот элемент стержневой идентичности, к которому стремится ваш бренд? Какие добились успеха в информировании о своей идентичности? Что каждая из этих фирм могла бы почерпнуть из мероприятий по созданию бренда остальных компаний? Ответы на подобные вопросы всегда дают свежие идеи. С другой стороны, следует подумать, какие бренды не годятся в качестве ролевых моделей, даже если акцентировать внимание на том же элементе стержневой идентичности. Почему? Какие бренды так и не смогли проинформировать потребителей о своем имидже (в принципе удачном) и почему? Определите аспекты такого параметра, как лидерство или новаторство, не подходящие для вашего бренда. Это поможет выбрать правильную точку зрения. Разработка визуальной метафоры. Стержневая идентичность выражается словесно — в нескольких словах или фразах, сообщающих, чем должен являться бренд. Но рассмотрим следующие посылки, выдвинутые Джералдом Зальцманом, выдающимся специалистом по поведению покупателей, профессором Гарварда. Они опираются на его научное исследование в области психологии и лингвистики. · Большая часть коммуникаций (по большинству оценок, от 70 до 90%) является невербальной. В великом множестве ситуаций визуальные образы эффективнее воздействовали и на восприятие, и на память, чем вербальные коммуникации. · Метафоры (объяснение одного понятия/явления путем сравнения его с другим, например, изящный, как кошка) — это основа выражения мыслей. Лингвисты доказали, что метафоры являются мощными инструментами коммуникации. По Зальцману: «Вот в чем одно из следствий этой предпосылки — методы, разработанные для систематического выявления и анализа метафор, могли бы существенно дополнить знания, полученные из более вербальных, буквалистских исследовательских подходов». Таким образом, поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» является, в большой мере, научной истиной. Так почему бы не перевести словесную стержневую идентичность «на язык» визуальной метафоры? Ищем подходящие метафоры. Первый шаг — найти визуальные метафоры, олицетворяющие бренд (или идентичность бренда) либо его противоположность. Например, предложите клиентам назвать визуальные метафоры, отражающие элементы вашей стержневой идентичности (скажем, дружественность или лидерство). Эти образы, почерпнутые из журналов или других источников, могут быть чрезвычайно разнообразными: животные, книги, люди, виды деятельности или ландшафты. Также можно раздать участникам фотокамеры и попросить их заснять образы, которые, по их ощущениям, соответствуют вашему бренду. Кроме того, они могли бы подобрать образы, противоположные вашей стержневой идентичности, то есть самые неподходящие, какие только можно найти. Визуальные метафоры можно получить и без участия клиентов. Изучите бренды, имиджи которых близки к рассматриваемой идентичности. Какие визуальные знаки связаны с каждым из этих брендов? Какие цвета, образы, метафоры или чувства? Так, цвет золота ассоциируется с самым лучшим и дорогим в большинстве категорий. Gap использует простые белые конструкции и композиции, чтобы подчеркнуть современный стиль и свежесть своего бренда. Eddie Bauer передает впечатление отдыха на природе, используя множество оттенков земли, ландшафты, образы снега и движения. Чтобы сократить количество визуальных метафор до набора, с которым удобно работать, сгруппируйте их. Выберите из каждой группы характерные элементы и оцените, насколько точно они отражают элементы идентичности. Анализируем метафоры. Следующий шаг — проанализировать собранные образы. Почему они представляются подходящими или неподходящими? Какие характеристики являются ключевыми? Конечная цель — не столько найти ключевую метафору, сколько узнать, что делает метафору «правильной» или «неправильной» для стратегии и ее коммуникации. Визуальное позиционирование. Дизайнерская фирма SHR (г. Скоттсдейл) создает и расшифровывает метафоры методом визуального позиционирования. Сначала выбирается стратегический элемент стержневой идентичности (например, сила, теплота, лидерство или безыскусность), затем ищется около 10 образов, имеющих отношение к этому понятию, но различающихся тематикой и стилем. Респондентам предлагается расставить эти образы от самого совершенного до самого слабого воплощения целевой концепции и объяснить, почему они расположили их именно в этом порядке. Итог: не только более полное представление о стратегически важном понятии, но и комплекс визуальных стимулов, задающих направление дальнейших творческих поисков. В идеале (что бывает нечасто) удается сразу найти для бренда визуальную метафору. Установление приоритета идентичности бренда. Идентичность — это многомерный «портрет» бренда, и именно этой многомерностью обусловлена ее сложность. Бренд может иметь ассоциации, отражающие атрибуты продукта, параметры личности, ассоциации с организацией, символы и имидж пользователя. Как расположить в порядке приоритета этот, по определению беспорядочный, комплекс характеристик? Вот несколько советов. Ассоциации: усиливать или менять? Каждый элемент идентичности следует сравнить с нынешним имиджем и наследием бренда, чтобы ясно сформулировать задачу коммуникаций. Какие ассоциации необходимо изменить или добавить, а какие, наоборот, сохранить или усилить? Самое важное решение — это усиливать ли имеющиеся ассоциации (имидж/традиции) или придать стратегии бренда новое направление, изменив эти ассоциации. Многие бренды с прочными традициями (скажем, Sears, John Deere, Oldsmobile, AT&T, Maytag, Merrill Lynch и Kodak) имеют сходный набор ассоциаций: они заслуживают доверия, обеспечивают высокое качество и используют надежные технологии. Вместе с тем, они кажутся несколько старомодными и бюрократическими. Можно классифицировать все эти ассоциации по воздействию на них следующим образом: Сохранить — заслуживает доверия, ответственность, надежность, высокое качество, этичность; Подкрепить и усилить — надежные технологии, опытность, глобальность; Уменьшить или устранить — старомодность, медлительность, завышенные цены, бюрократизм; Добавить — современность, энергичность, новаторство. Решение, усиливать имеющиеся ассоциации или формировать новые, зависит от ответов на два вопроса. Первый — справятся ли имеющиеся ассоциации с нынешним характером конкуренции, или жизненно необходимо создать новые? Второй — возможно ли сделать новые ассоциации убедительными, или они не имеют под собой никакого содержания и неправдоподобны (а значит грозят разрушить основные ассоциации)? Работать над имеющимися ассоциациями — означает укреплять и освежать в памяти потребителей то, что они уже знают и во что верят. Это относительно простая задача. «Застолбить» за брендом новый участок гораздо труднее и дороже. Таким образом, предпочтительно усиливать уже имеющиеся ассоциации, если, конечно, они действенны. Если же ассоциации в целом удачны, но несколько устарели и приелись, можно попытаться освежить и форму, и содержание, вернув себе превосходство над конкурентами. Но бывают случаи, когда формирование новых ассоциаций играет определяющую роль в судьбе бренда на рынке. Если дело обстоит именно так, имеет смысл сделать акцент на желаемые ассоциации, даже если организация еще не способна их обеспечить. Фокусируясь на новых ассоциациях, вам придется иметь дело с такой материей, как доверие. Можно ли придать новым, желанным ассоциациям убедительный вид? Ответ отчасти зависит от их содержания. Есть ли у вас программы и активы, чтобы поддержать притязания? Если нет, будет разумно (а порой и необходимо) дождаться появления программ и результатов и лишь потом браться за продвижение бренда. Тем временем создайте программу внутренних коммуникаций бренда на основе новых ассоциаций. После этого введите эти ассоциации в программу внешних коммуникаций, но не раньше, чем они обретут содержание, а внутренние программы создания бренда принесут свои плоды. Внутренний имидж бренда. Идентичность бренда должна направлять и мероприятия внутренних коммуникаций — в этом плане сотрудники и партнеры требуют такого же подхода, что и клиенты. Если идентичность бренда лишена согласованности и ясности, ее вряд ли удастся реализовать. Реджис Мак-Кенна, «маркетинговый гуру» Силиконовой Долины, вспоминает тяжелые времена в истории Apple. Организацию разрывали изнутри желания быть как Sony (жизнерадостной и веселой) и как IBM (серьезным партнером делового предприятия). Трудно создать бренд в условиях такого раздвоения. В задаче внутренних коммуникаций приоритетное положение отводится новым ассоциациям. Они должны утвердиться внутри организации, прежде чем начнут действовать за ее пределами. Трудность состоит в том, чтобы проинформировать, мотивировать и вдохновить служащих и партнеров фирмы разобраться в новых ассоциациях и позаботиться об их реализации. Идентичность бренда — ваша путеводная звезда, и приоритетная задача состоит в том, чтобы исключить все отклонения от нее в восприятии служащих, достаточно серьезные, чтобы направить стратегию неправильным курсом. Ищем ассоциации, дифференцирующие бренд и вызывающие отклик. Элементы идентичности необходимо располагать по принципу приоритетности. Исходите из того, насколько они дифференцируют бренд от конкурентов и находят отклик у покупателей. Вам надо решить, укреплять ли имеющиеся ассоциации или разрабатывать новые. Ответ зависит от того, какую значимость имеют соответствующие параметры идентичности в завоевании интереса и лояльности покупателей. Это значение, в свою очередь, определяется тем, в какой мере каждый параметр дифференцирует бренд и отвечает запросам клиентов. Очень полезно оценить каждый параметр идентичности по этим двум критериям. Однако некоторые элементы идентичности, являющиеся важными двигателями стратегии бренда, не дифференцируют бренд и не влияют на выбор покупателей. Это «стоимость входного билета» — характеристики, которых потребители ждут от любого бренда, представленного на рынке. Например, приемлемый и постоянный уровень качества — совершенно необходимое условие, но оно нисколько не поможет вам отстроиться от конкурентов. Ваша задача — найти или создать ассоциации, которые действительно определяют своеобразие бренда или находят отклик у клиентов. Дифференцирование. База данных компании Young&Rubicam по оценке активов бренда охватывает свыше 13 тыс. брендов из 33 стран и оценивает их по 35 параметрам. С ее помощью Стюарт Эгрес, ветеран Y&R, убедительно доказал, что дифференциация — это ключ к сильным брендам. Успешные бренды, подобные Kinko’s, Teva shoes и Swatch, начинают с очень высоких показателей дифференциации и относительно низкого уровня значимости (соответствие бренда личности клиента), уважения (воспринимаемое качество и популярность) и известности (насколько хорошо бренд известен респондентам). Причем «ослабевшие» или потерпевшие неудачу бренды начинали с потери дифференцированности. При размытой дифференцированности бренд оказывается в очень тяжелом положении, даже если сохраняет значимость и известность. Таким образом, дифференциация — это ключ к динамике развития бренда. Даже если два конкурирующих бренда имеют общий элемент идентичности, они могут отстроиться друг от друга. Достаточно сориентировать интерпретации этого элемента и сопутствующие ассоциации в противоположных направлениях. Например, взаимоотношения с клиентами — это мощный элемент стержневой идентичности, который выбирают для себя многие фирмы, оказывающие финансовые услуги. Но один бренд будет строить свои взаимоотношения с клиентами с позиций друга-помощника, а другой — компетентного профессионала. Так что две совершенно разные программы и индивидуальности бренда могут вырасти из одного и того же понятия. Отклик у покупателей. Ассоциация получит отклик у покупателей, если имеет к ним непосредственное отношение и значима для них. Такая ассоциация, в перспективе, может внести значительный вклад в создание бренда. В конечном счете, бренд должен предлагать ценность — функциональные, эмоциональные или выгоды самовыражения. Поэтому параметр идентичности, который приносит клиентам значимые для них выгоды, должен играть главную роль в мероприятиях по созданию бренда. Spectracide (ведущий производитель гербицидов из Home Depot) и Gillette входят в число брендов, имеющих высокий отклик у покупателей, потому что ценность, которую они предлагают покупателям, идеально соответствует их протребностям. Дифференциация плюс отклик. Сильные бренды часто имеют несколько ассоциаций, обеспечивающих и высокую степень дифференциации, и сильный отклик. Например, в идентичность бренда Virgin входят роль аутсайдера, новаторство, веселый и развлекательный характер и предложение настоящей ценности. Все эти параметры носят в высшей степени дифференцирующий характер и, как правило, находят отклик у клиентов. Если же ассоциация отвечает только одному из этих двух условий, то может оказаться не слишком действенной. Так, очевидно, что ассоциация «Ford Quality Is Job One» («Качество — наше главное дело») важна для потребителей. Но едва ли она способна дифференцировать бренда в новых условиях, когда конкуренты улучшили качество своих продуктов. Какая-нибудь экстремальная музыкальная группа или лидирующий бренд, вроде Rolls-Royc, находятся в обратной ситуации. Они могут быть сильно дифференцированы, но мало затрагивают потребителей. Устанавливая приоритеты идентичности бренда, помните свою главную цель — найти ассоциации, которые одновременно дифференцируют бренд и находят отклик у покупателей. Демонстрация конкретизированной идентичности. Важнейший шаг в реализации идентичности бренда — это проинформировать о ней членов организации и ее партнеров. Чтобы коммуникация была эффективной, она должна привлекать внимание, рождать понимание и побуждать к действию. Такая коммуникация может принимать разные формы, в том числе презентации силами лиц, представляющих бренд, семинары, видеоматериалы, книги или руководства. Создаем видеоматериалы. Видео — очень эффективный способ сообщить идентичность бренда. Обратимся к примеру The Limited, фирмы с десятком брендов магазинов розничной торговли, включая The Limited, Victoria’s Secret, Express, Bath and Body Works и Structure. Команда ее маркетологов считала необходимым выработать в сотрудниках фирмы (а также фирмах-партнерах) более глубокое понимание идентичности брендов своих магазинов. Для каждого бренда был снят видеоролик, в котором не было диалогов, только музыка и подборка визуальных образов, демонстрирующих, чем является бренд. Видеоматериалы играли огромную роль в ознакомлении с идентичностью брендов тех сотрудников, которые представляли тот или иной бренд в глазах покупателей, особенно новых продавцов. Пишем книгу. Решив расширить идентичность своего бренда, сохранив при этом параметры «безопасность» и «защищенность для всей семьи», Volvo выпустила иллюстрированную книгу. Она состояла из 20 страниц и называлась «Communicating Volvo Cars; One of the World’s Great Brands» («Рассказываем о машинах Volvo; Один из ведущих брендов в мире»). Отдельно было издано приложение на 30 страницах, в котором давались определения важнейшим понятиям и где были представлены основные тезисы. Вместе они конкретизировали, чем является бренд и как следует рассказывать о его идентичности людям и организациям, участвующим в процессе коммуникации. Книга Volvo начинается с характеристики современного положения бренда, включая его прочную репутацию гаранта безопасности, качества и экологичности. Другой раздел представляет целевую аудиторию — богатых и прогрессивных людей, современных, высокообразованных, социально сознательных, космополитичных и активных, с сильной потребностью выразить свою индивидуальность, но равнодушных к традиционным символам престижа и статуса. Здесь отсутствуют описания семей, что косвенно свидетельствует о стремлении компании изменить свою идентичность. Третий раздел повествует об ассоциациях, связанных со скандинавским происхождением Volvo: природа, человеческие ценности, безопасность и здоровье, элегантная простота, творческая технология и дух стильной/новаторской функциональности. Далее представлены 7 элементов новой идентичности бренда Volvo и даны пояснения способам выражения каждого элемента. Краткое изложение идентичности бренда таково: «Стиль, удовольствие от вождения и замечательные ощущения для владельца в сочетании с почтением к человеческим ценностям и заботой об окружающей среде», — как это далеко от безопасности и защищенности! Создаем руководство по брендингу. Некоторые компании делают не просто книгу; а подробное руководство, где точно указывают, как осуществлять коммуникации бренда по всему миру. Так, один бренд разработал 350-страничное руководство с подробнейшими директивами, включая определение целевой аудитории, идентичность бренда, сущность бренда, конкретизацию идентичности. В нем четко определено, как именно представлять логотип и другие символы — цвет, гарнитура шрифта, формат и т. д. Также указано, какие визуальные образы должны использоваться, а какие нет. Поскольку создание бренда ведется в глобальном масштабе, четко определены три категории директив, в отношении которых региональные менеджеры, располагают разной степенью самостоятельности. Руководство такого типа предлагает исчерпывающие указания по управлению брендом во всем мире. Однако его нужно постоянно дорабатывать. Менеджер, отвечающий за стратегию развития бренда во всех странах, должен все время обновлять ее по мере изменения рынка и появления новых оптимальных приемов работы. Более того, если бренд еще не обрел по-настоящему эффективную стратегию, руководство должно быть менее детализированным. Только имея наилучшие показатели — успешную идентичность, позицию и реализацию, необходимо прописывать все до мелочей. Такое руководство сохраняет в памяти все находки и дисциплинирует организацию, что позволит в течение долгого времени успешно выражать идентичность бренда. Собираем легенды. Легенды — отличный способ рассказать об идентичности и наследии бренда в живой и увлекательной форме. Многие из них передаются из уст в уста. Но остальные не дойдут до следующих поколений служащих, если организация не будет сознательно собирать и хранить их. Price WaterhouseCoopers сделала в цифровом формате видеорассказ, составленный примерно из 70 коротких сюжетов. Они заимствовались из домашних фильмов, фотографий и видеокассет. Обращаясь к этой базе данных, ведущий семинара в развлекательной форме рассказывает сотрудникам истории, отражающие идентичность бренда.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |