КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Измерения
Программы создания бренда Стратегия бренда Стратегический анализ · Анализ потребителей. Какие сегменты являются ключевыми? Каковы мотивации потребителей (действительные, а не названные самими потребителями)? Какие эмоциональные выгоды и самовыражения присутствуют в данном классе товара? Какова зона наилучшего восприятия потребителя, его главные жизненные устремления и его самооценка, к которым можно «привязать» бренд? Каковы неудовлетворенные потребности, которым бренд мог бы быть адресован? · Конкурентный анализ. Кто является главными конкурентами? Как они позиционируют себя? Каковы их программы по созданию бренда, насколько они эффективны? · Анализ бренда. Каков имидж бренда? Каковы его позитивные и негативные стороны? Каковы стратегические инициативы? Какие прогнозы можно сделать относительно планов и реальных возможностей компании? · Как стратегия бренда связана со структурой портфеля бренда? Должен ли бренд играть роль «серебряной пули» или стратегического бренда? · Каковы первичные и вторичные целевые сегменты бренда? Что представляет собой идентичность бренда? «Личность» бренда? Символ? · Что является основой идентичности и сущности бренда? Как бренд должен дифференцироваться? Каковы программы для выполнения «обещания» бренда? Каково предложение ценности? · Какие функциональные, эмоциональные преимущества и/или преимущества для удовлетворения потребности в самовыражении необходимы? · Какова позиция бренда, что является целью предпринимаемых · Каковы стратегические инициативы? · Каковы поддерживающие программы на различных направлениях процесса создания бренда? · Насколько развиты дистрибуционные каналы? · Насколько эффективна реклама? · Применяется ли спонсорство и т. п.? · Какова программа внутренних бренд-коммуникаций? · Каковы прогнозы относительно продаж и прибыли? · Каковы стратегии сбыта? · Каковы цели создания капитала бренда? · Каким образом будет измерена ─ отдача от создания бренда? ─ продажи и прибыль; ─ сбыт; ─ лояльность потребителей; ─ осведомленность; ─ воспринимаемое качество; ─ ассоциации (включая личностные и эмоциональные преимущества)? Далее представлены два элемента этой иллюстративной модели, которые часто игнорируются, однако могут стать обязательными для достижения успеха. Первый — это внутренние коммуникационные программы для сотрудников и партнеров фирмы, которые могут оказаться жизненно важными для формулирования ясных целей развития и формирования корпоративной культуры, необходимых для конкретизации идентичности. Внутренние коммуникации могут принимать множество форм, таких как детальное руководство (Lipton Hot Refreshment), семинары (Nestle), веб-трансляция (DaimlerChrysler), информационные бюллетени (Hewlett-Packard), книга в твердой глянцевой обложке (Volvo), или немые видеофильмы (The Limited). Вторым элементом модели являются измерения. Дело в том, что система измерений управляет поведением; без измерений создание бренда часто происходит исключительно на словах. Ключом является выход за рамки продаж и прибылей для стремления к увеличению капитала бренда. Удивительно, как мало фирм обладают системой глобального мониторинга бренда. Единственным исключением является Pepsi. В середине 1990-х гг. Pepsi (включая свои бренды Frito-Lay) ввела систему глобальных измерений в странах, в которых бренд был представлен. Это было столь мощное диагностическое и мотивационное средство, что генеральный директор Роджер Энрико сделал его обязательным. Эта система включает в себя измерение капитала продукта (закрытые дегустации вкуса), капитала потребителя (ширина и глубина дистрибуции) и капитала бренда (мнение потребителей о бренде и его имидже). Когда бренд-менеджеры из разных стран на совещаниях в Pepsi начинают сравнивать показатели измерений, они узнают, что у других возникают аналогичные проблемы по тем же причинам. Осмысление этого может привести к лучшему пониманию программ и опыта других представительств компании разных стран. Общий процесс глобального планирования. Реализация разработанного плана требует непрерывности процесса, что удается далеко не всем компаниям. McDonald’s не так давно наладил процесс по внутреннему и внешнему брендингу. Одним из показателей эффективного процесса планирования является четкий график, обеспечивающий его проведение. Время, когда разработке стратегий и планов посвящалось несколько дней в рамках ежегодных совещаний, давно осталось позади — рынок развивается слишком быстро. Процесс должен предусматривать адаптацию и регулирование новых технологий, прогнозирование действий конкурентов или изменений в поведении потребителей. Как однажды сказал генерал Дуайт Эйзен-хауер: «Планы — ничто, планирование — все». Сам процесс планирования должен предусматривать своевременную корректировку плана в соответствии с изменениями рыночной ситуации. Кроме этого, должны быть определены роли и ответственность менеджеров. Кто отвечает за координацию процесса? Кто принимает ключевые решения? Кто должен утверждать различные поправки к плану, вносимые в процессе его реализации? Кто является ответственным за реализацию? «Сверху вниз» или «снизу вверх». Процесс также нуждается в механизме, который мог бы коррелировать глобальные бренд-стратегии с бренд-стратегиями отдельно взятой страны. Данный механизм может использоваться или «сверху вниз» (где глобальная стратегия является движущим фактором, а стратегия отдельной страны подлежит адаптации), или же «снизу вверх» (где стратегия отдельной страны эволюционирует в региональную и глобальную стратегию бренда). Подход «сверху вниз» используется Sony, Mobil и другими компаниями, где разрабатывается глобальная стратегия бренда, с которой соотносится стратегии бренда отдельной страны. Стратегия бренда отдельной страны могла бы усилить глобальную стратегию, добавляя в нее свои элементы. Стратегии бренда отдельной страны также могли бы дать дополнительную интерпретацию одного из элементов идентичности бренда (лидерство могло бы означать технологическое лидерство в одной стране, но рыночное лидерство — в другой). В подходе «сверху вниз» региональные бренд-менеджеры должны отвечать за любое отклонение от глобальной стратегии бренда в случае возникновения конфликта. Подход «снизу вверх» позволяет организации строить глобальную стратегию на основе стратегий бренда отдельных стран. Схожие стратегии отдельных стран могут быть сгруппированы, например, по принципу степени зрелости рынка (недостаточно развитый, отсталый или развитый) или же на основе конкурентных преимуществ (является ли бренд лидером или претендентом на лидерство). Так как стратегия бренда для этих групп будет различаться, то должны наличествовать некоторые общие элементы и установки, которые могут быть установлены глобальной стратегией бренда. С течением времени количество отчетливых стратегий (с вариантами) обычно уменьшается, так как опыт и деловые навыки уже получили распространение и были адаптированы. Движение в направлении ограниченного количества стратегий позволяет добиться существенной синергии. Это делает реализуемой рекламную программу, аналогичную той, которую использует Mercedes, где головное рекламное агентство создает список примерно из пяти агентств страны и затем выбирают самое подходящее. Если существует 5 базовых стратегий бренда, а не 55, кампании продвижения могут разрабатываться с более точной направленностью. Распределение ответственности. Достижению глобальной синергии бренда обычно препятствует ряд предубеждений, в частности, уверенность региональных менеджеров в том, что их рыночный контекст является уникальным, а потребительские оценки и методы работы на других рынках не применимы к ним. Это мнение частично базируется на уверенности менеджмента в собственном знании страны, конкурентной среды и потребителей. Поэтому сомнения в их компетентности угрожают их самооценке и профессиональной независимости. Команда, поддерживающая бренд на локальном рынке, может подсознательно ощущать, что ее свобода действий ограничена, а это, в свою очередь, провоцирует разработку слабых стратегий. Основным способом борьбы с такого рода предубеждениями является наличие централизованной системы бренд-менеджмента, которая диктует глобальную стратегию бренда. Хотя этот метод работал, по крайней мере, в части бизнеса Smirnoff, Sony, IBM и других, существует риск того, что эффективная глобальная стратегия не может быть найдена или реализована или что ей не уделяется должного внимания. Далее, этот тип бренд-менеджмента может быть просто неосуществимым организационно, возможно, из-за твердо устоявшейся децентрализованной структуры и субкультуры. Таким образом, многим фирмам приходится искать альтернативу централизованным программам создания глобального бренда. Главная задача заключается в быстром и добровольном вовлечении команд отдельных стран в реализацию опыта лучшей организации деятельности. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо создать группу для руководства глобальным брендом. Нет ничего удивительного в том, что у некоторых фирм нет ни человека, ни группы, ответственных за бренд. Если нет мотивированного лица или группы, отвечающей за глобальный бренд, синергия недостижима, а развитие бреда будет смещаться в сторону «анархии». Наше исследование предполагает, что есть четыре возможных подхода к глобальному бренд-менеджменту, которые могут определены по уровню действующего управления и по тому, вовлечены ли в него команда или отдельное лицо (рис. 12.3.): · команда поддержки глобального бренда; · команда бизнес-менеджмента; · менеджер глобального бренда; · «борец» за бренд. Команда бизнес-менеджмента. Procter&Gamble успешно применяла подход «команды бизнес-менеджмента», который особенно эффективен, когда топ-менеджерами являются маркетологи, расценивающие бренды как основные активы в их бизнесе. Каждая из 11 категорий товара в P&G, ведется командой глобальной категории, состоящей из четырех менеджеров с линейной ответственностью за производство и маркетинг для категории товара в пределах их региона. Команда глобальной категории товара возглавляется исполнительным вице-президентом, отвечающим за еще одну линию производства; например, руководитель европейского производства косметических средств является также председателем команды глобальной категории, занимающейся средствами для ухода за волосами. Члены команды часто контактируют между собой, и она официально собирается пять или шесть раз в год. Каждая команда, ведущая глобальную категорию товара, отвечает за следующие виды деятельности: · определяет идентичность бренда и позицию для брендов в данной категории во всем мире. Бренд-менеджеры и менеджеры по рекламе в отдельно взятой стране реализуют стратегию Р&С; · старается обеспечить превосходство бренда на локальном рынке, что может стать моделью успеха для применения во всем мире с целью создания глобальных брендов; · поддерживает выведение на рынок нового продукта, разработку новых технологических решений, идентифицирующих инновационный продукт. Так как команда состоит из исполнителей высшего уровня, при реализации решений не возникает организационных барьеров. «Борец» за бренд. Категория «борцы за бренд» подразумевает исполнителя высшего звена, возможно, исполнительного директора, который является основным защитником и «кормильцем» бренда. Подход «борцов за бренд» особенно эффективен для фирмы, у которой есть бренд-ориентированные топ-менеджеры, увлекающиеся и имеющие талант для разработки стратегии бренда, например, такие, которые работают в Henkel, Sony, The Gap и Beiersdorf (Nivea). У Nestle есть «борец за бренд» в каждом из его 12 корпоративных стратегических брендов; в Nestle у каждого «борца» имеются дополнительные обязанности, но он отвечает за глобальное направление развития бренда. «Борец» за бренд утверждает все касающиеся бренда решения (к примеру, размещение названия Carnation на плитке белого молочного шоколада) и отслеживает вопросы представления и использование бренда по всему миру. Он должен быть знаком с ситуацией в регионе и менеджерами, уметь разбираться в существе вопроса и определять наилучшие методы работы, пропагандировать их (иногда волевыми усилиями). В некоторых компаниях, таких как Sony, работа «борца» за бренд будет более продуктивной из-за особенностей идентичности и позиционирования бренда в каждой стране при условии, что региональные команды выполняют свою работу творчески и дисциплинированно. P&G, например, планирует сконцентрировать в XXI в. власть и ответственность, принадлежащие командам региональных менеджеров, в руках глобальных менеджеров. Эта эволюция направлена на ускорение движения к глобальной синергии и должна помочь создать больше глобальных брендов. В настоящее время только несколько из 83 основных брендов P&G считаются глобальными. Менеджер глобального бренда. Во многих компаниях, в частности в сфере высоких технологий и услуг, топ-менеджерам недостает брендинговой, или даже маркетинговой, основы. Кроме того, такие фирмы часто децентрализованы, с мощными автономными системами линейного менеджмента в стране и регионе. В этом контексте сражение с предубеждениями и достижение синергии между странами представляется чрезвычайно сложной задачей. Менеджер глобального бренда является лицом, которому поручена разработка глобальной стратегии бренда, ведущей к созданию сильных брендов и глобальной синергии. В IBM эту должность называют «бренд-стюард», что отражает ее роль в создании и защите капитала бренда. В компании Smirnoff, бренд Grand Met, менеджер глобального бренда получил должность президента компании Pierre Smirnoff. В Haagen-Dazs, еще одном бренде Grand Met, менеджер глобального бренда также является бренд-менеджером в ведущей стране, в данном случае — в Соединенных Штатах. Хотя некоторые бренд-менеджеры глобального бренда имеют определенные полномочия в ряде маркетинговых программ (менеджер глобального бренда компании Smirnoff должен утверждать некоторые элементы рекламной стратегии), большинство их них фактически не наделено властью. Поэтому они должны пытаться создать синергетическую, связанную глобальную стратегию бренда, не имея возможности четко ставить задачи. Существуют четыре ключа к успеху деятельности менеджера глобального бренда. · Создать процесс планирования глобального бренда, если такового не существует, или усиливать и управлять тем, который уже присутствует. Общий процесс планирования предоставляет менеджерам отдельных стран одинаковую терминологию, образцы, цикл планирования, данные и средства, увеличивая, таким образом, возможности менеджера глобального бренда оказывать влияние на изменения. · Разработать, адаптировать и управлять внутренней системой бренд-коммуникаций. Менеджер глобального бренда должен не только управлять системой, но и стать ее ключевой фигурой. Изучая потребителей, проблемы и лучшие практические методы по всему миру он приобретает дополнительные преимущества для определения и передачи информации о благоприятных возможностях достижения синергии. · Заполнить штат менеджеров глобального бренда опытными и талантливыми людьми. Если они имеют схожую точку зрения по множеству вопросов управления брендом, это говорит о правильном подборе людей. Система будет работать только тогда, когда менеджер глобального бренда имеет соответствующий опыт, полную информацию о товаре и когда ему доверяют региональных менеджеров всех стран. Если люди подобраны неверно, система скорее всего провалится, невзирая на удачный план. Таким образом, процессы выбора, обучения, наставничества и вознаграждения менеджеров глобального бренда крайне важны. · Иметь сторонников в высшем руководстве компании. В противном случае менеджерам глобальных брендов сложно убедить исполнителей в том, что бренды достойны поддержки. Если сторонников нет, бренд-менеджер может попытаться приобрести их. Менеджер глобального бренда из MasterCard именно так и поступил, убеждая организацию сформировать исполнительный комитет из шести человек для консультирования сотрудников в процессе реализации программы создания и поддержки бренда во время совещаний. Иногда инициативы менеджера глобального бренда слабо поддерживаются руководством. Если руководство компании не проявляет должного интереса, исполнители перестают эффективно работать, и менеджер глобального бренда остается один, плывущий против течения. Команда поддержки глобального бренда. Менеджер глобального бренда часто воспринимается как аутсайдер, еще один служащий, работающий на руководство, создающий еще больше форм отчетности и организующий совещания, которые только отвлекают от конкретной работы. Проблема здесь в интеграции с бренд-менеджерами каждой страны. Команда поддержки глобального бренда может оказать помощь в генерировании капитала компании и получении разнообразных знаний и опыта. Такая команда может работать вместо или в союзе с менеджером глобального бренда, а он, в свою очередь, может быть посредником, содействующим выполнению проекта, или руководителем команды поддержки. Команда поддержки, работающая в Mobil, HP и других компаниях, обычно состоит из бренд-менеджеров разных стран, с разным уровнем представленности бренда и разным конкурентным окружением. Программы продвижения и стратегического планирования (реклама, маркетинговые исследования, спонсорство или стимулирование сбыта) также могут обеспечиваться такой командой. Главное в деятельности менеджера глобального бренда и команды поддержки — управление брендом в глобальном масштабе. Ключи к успеху — эффективный процесс планирования глобального бренда, коммуникационная система глобального бренда, правильный подбор людей в команде и поддержка выполняемой миссии высшим руководством. Деятельность команды поддержки связана с рядом проблем, причем ни одна из них не характерна для работы менеджера глобального бренда. Во-первых, так как никто не несет личной ответственности за реализацию решений по глобальному брендингу текущие проблемы могут отвлекать членов команды от внедрения стратегических решений. Во-вторых, команде может не хватать полномочий, чтобы быть уверенной в том, что ее рекомендации действительно исполняются на уровне отдельной страны. Подход Mobil к этой проблеме заключается в использовании рабочих команд, привлеченных из разных стран для решения конкретных задач. В-третьих, члены команды могут полагаться на оценку рынка, сделанную их региональными коллегами. Эта оценка, в свою очередь, может существенно зависеть от социальной или политической ситуации в регионе. Результатом будет невозможность реализации глобальной стратегии бренда. Наиболее вероятно, что работа команды поддержки будет эффективной, если эффективно функционирующее глобальное планирование бренда приведет к четко сформулированной глобальной стратегии бренда. Тогда главным для команды поддержки бренда становится контроль реализации стратегии, а также содействие обмену опытом и наилучшими методами работы. Раздельное управление глобальным брендом. Некоторые фирмы разделяют позицию менеджера глобального бренда и команды поддержки по организационным единицам и/или сегментам с целью достижения большей эффективности. Например, у Mobil есть отдельные команды поддержки для части бизнеса, связанного со смазочными материалами для пассажирских автомобилей, торговли смазочными материалами и часть бизнеса, занятая топливом, так как в каждом случае один продукт существенно отличается от другого. Координацию между этими сегментами осуществляет совет глобального бренда. Бренд Lycra от DuPont; является еще одним примером такого разделения. Его глобальные характеристики — гибкий, удобный, повторяющий ваши движения — привели к глобальному девизу: «Ничто не двигается так, как Lycra» и к глобальной концепции управления «движением». Для Lycra проблема заключается в том, что у него есть множество областей применения и каждая требует активного управления. Решением проблемы стало наделение менеджера глобального бренда ответственностью по каждой из сфер деятельности в той или иной стране, которая имеет нечто общее с его использованием — бразильский бренд-менеджер также является глобальным лидером в области купальников, у французского бренд-менеджера такая же ситуация с модной одеждой и т. д. Полномочия менеджера глобального бренда и команды поддержки в сравнении с командой отдельно взятой страны. Общим вопросом, относящимся как к деятельности менеджера глобального бренда, так и команды поддержки, является уровень и тип полномочий, которыми они наделены. Например, менеджер глобального бренда или команда может иметь особые полномочия по следующим вопросам. · Любое отклонение от утвержденного логотипа. Группа, отвечающая за работу над логотипом, отчитывающаяся перед менеджером глобального бренда или командой поддержки, может разрабатывать и утверждать отклонение от спецификации по цвету, гарнитуре и компоновке логотипа и соответствующих символов во всем мире. · Внешний облик товара. Например, бренд IBM ThinkPad является черным, прямоугольным, с красным шаровым манипулятором и логотипом IBM, нанесенным под углом в 35° в нижнем правом углу. Любое отклонение от вышеперечисленного подлежит утверждению. · Рекламная стратегия. В компании Smirnoff, например, менеджер глобального бренда имеет исключительные полномочия по подбору рекламных агентств и тем для рекламы. · Стратегия развития бренда. Один из вариантов заключается в том, чтобы менеджер глобального бренда или команда поддержки вместе с менеджером отдельной страны определяли стратегию бренда и ее реализацию. В нескольких компаниях рамки полномочий распределены по видам деятельности в таких категориях, которые являются обязательными для выполнения (например, логотип должен быть исполнен в строго определенном виде), адаптируемыми (когда тема рекламы обозначена, ее представление может быть адаптировано к местной культуре) или дискреционными (как в случае местного стимулирования сбыта). На рис. 12.4. представлена матрица для иллюстрации того, как распределять виды деятельности по категориям; работа лица или группы, ответственных за бренд, состоит в обеспечении понимания стратегии и мотивирования сотрудников для выполнения руководящих указаний.
Рис. 12.4. Определение обязательных для выполнения, адаптируемых и дискреционных видов деятельности. Формализация обязательных для выполнения, адаптируемых и дискреционных видов деятельности для менеджмента в отдельно взятой стране чрезвычайно полезны, поскольку позволяют не подвергать глобальному контролю некоторые отклонения от стратегии создания и развития бренда. Однако здесь, как и в любой системе правил, присутствуют ограничения. Когда процесс создания бренда делится на мелкие этапы с большим количеством ответственных лиц и массой ограничений, он может быть непродуктивен. Но лучшим координатором данного процесса является сильная и ясная идентичность бренда, которая позволяет создавать бренда без нарушения правил.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |