Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика социально-педагогических технологий




Термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности и строительства, откуда он и пришёл в педагогику. Это был период перехода от ремесленничества к машинному производству. Т.е., понятие "технология" возникло только с появлением мощных средств производства, производительность, которых превышала возможную производительность одного ремесленника.

Давайте рассмотрим очень кратко историю человеческой технологии в педагогике по аналогии с историей человеческой технологии в производстве.

Рассмотрение истории развития производства позволяет сделать вывод что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт (умения) –» ремесло (профессия) –» технология (механизмы, средства)На первом этапе случайного опыта человек осваивает его и получает умения работы. На этом этапе опыт ещё не используется для обеспечения своей жизнедеятельности. На следующем этапе ремесла человек выстраивает на своих умениях определённый вид деятельности, приспосабливая его для обеспечения своей жизнедеятельности, тут и возникают профессии (гончарство, плотничество). На этапе технологии для производства какого-либо продукта создаются механизмы и средства производства. Причём средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта.

Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко (1888 – 1939гг) использовавший понятие "педагогическая техника" и "педагогическая технология". Отмечая технократичность звучание этих терминов, он высказывал надежду, что в последствии, возможно им будут найдены более "благозвучные" синонимы. По сути, всё его педагогическое наследие есть не что иное, как разработка и реализация технологического подхода в педагогической теории и практике.

За последние несколько десятилетий значительно расширилось, выйдя за пределы технических дисциплин, использование понятия «технология». Термин «технология» применяется в самых различных отраслях практической деятельности: в производстве (технология изготовления деталей, механизмов и т.п., технология обработки материалов), в управлении (технология управления, поиска и принятия решений), в математике (технология решения задач на ПЭВМ, т.е. алгоритмизация), в педагогике (технология модульного обучения) и т.д. Во второй половине XX столетия происходит активное формирование понятия «социальная технология». Социальная технология может быть понята как разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия.

Если социальная педагогика – особый вид деятельности, то социально-педагогическая технология – во-первых, совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во-вторых, способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения (Теория социальной работы: учебник / Под ред. Е.И. Холостовой).

Социально-педагогическая деятельность просто обречена быть технологичной, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов, огромного количества социальных проблем, противоречивости и многогранности основных объектов социальной педагогики – во-первых, человека и, во-вторых, процесса социализации - социально-педагогическое воздействие и взаимодействие может быть эффективным только при условии последовательных и профессиональных подходов, которые не исключают, а воплощают общую гуманную направленность и гуманитарное содержание деятельности.

Социально-педагогические технологии относятся к числу так называемых человековедческих, в силу чего обладают определенной спецификой, отличающей их от «классических» технологий:

Концептуалыюсть, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования.

Системность, т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Экономичность, т.к. ее применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени.

Относительная (частичная) алгоритмизируемость. В социально-педагогических технологиях крайне ограничен принцип четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие его части, универсального для многих технологий. Там, где основным объектом является человек, процесс деятельности невозможно «чисто»
разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов, но все же последовательность основных этапов и методов их осуществления во многих случаях выделить целесообразно.

Корректируемость деятельности, т.е. возможность постоянной оперативной обратной связи в процессе ее осуществления.

Воспроизводимость социально-педагогической технологии, которая напрямую зависит от степени ее алгоритмируемости: в наибольшей степени водимы технологии, перенятые социальной педагогикой из других областей деятельности (например, технология экспертной оценки). Гарантированность достижения целей технологии социально-педагогической деятельности весьма относительна и не может быть определена однозначно. Особенностью социально-педагогических технологий является то, что никакой технологический подход не гарантирует 100-процентной эффективности. Велико количество воздействующих на результат деятельности факторов, трудно решаемых проблем, т.е. таких, которые вновь и вновь воспроизводятся с каждым новым этапом развития общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.