Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы, уровни структуры социально-педагогических технологий




 

Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах: во-первых, в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности, и, во-вторых, в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях:

1.Индивидуальный, или авторский, на котором происходит реализация в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи. Практически каждый социальный педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность, так или иначе привносит в стандартную последовательность технологических процедур специфику, обусловленную личным подходом к пониманию проблемы, которая зависит от индивидуальных особенностей специалиста, уровня его профессионализма, опыта работы и т.п.

2. Групповой, или профильный, на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в русле определенного социального института, посредством выбора спектра типичных Для данного института и типа клиента технологий. Очевидно, видно, что одна и та же технологическая операция, например диагностика проблемы клиента, различна по своей структуре, длительности и содержанию в условиях кризисного отделения центра социальной помощи и в деятельности школьной социально-педагогической службы.

3. Управленческий, или территориальный, на котором реализация конкретных задач осуществляется в рамках конкретной территории посредством модернизации связей и функций наличных социальных институтов.

В соответствии с уровнем технологического действия могут быть выделены общие, частные и специальные социально-педагогические технологии.

Общие социально-педагогические технологии воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности. Система общих социально-педагогических технологий включает в себя: диагностику, профилактику, "адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование и т.д. Так, например, технология диагностики проблемы клиента в ходе предварительного обследования и индивидуального собеседования может представлять из себя получение ответов на следующую последовательность вопросов:

I. Вопросы, на которые социальный педагог ищет ответы в ходе предварительного обследования:

Кто является реальным клиентом?

Каковы его (клиента) демографические и социально-психологические характеристики?

Какие проблемы беспокоят клиента, людей из его
социального окружения, социального педагога (в связи с услышанным)?

Каким образом, когда и кто из ближайшего окружения заметил проблему или потребность клиента в получении помощи и что этому предшествовало?

Насколько адекватно клиент выполняет свои роли в той системе, частью которой является?

Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые стрессовые факторы, мешающий клиенту адекватно или оптимально выполнять свои социальные функции?

Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?

Кто из окружения клиента принимает значимые решения, и к какой сфере жизнедеятельности они относятся?

Какими возможностями для оказания помощи клиенту в решении его проблемы располагает он сам, его семья, его окружение и т.д.?

Какие ценности и нормы определяют поведение
членов семьи или окружения клиента, и через какие механизмы обеспечивается соблюдение этих норм?

Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи и окружающих в рамках более крупных образований оказывают влияние на клиента?

Какова возможная взаимосвязь психофизиологических особенностей клиента, характеристики окружающих его социальных условий и целей в ходе решения проблемы?

II. Вопросы, непосредственно задаваемые клиенту при личной встрече:

Как человек определяет, объясняет и воспринимает стоящую перед ним проблему?

Насколько сильный дискомфорт или стресс вызывает проблема у человека?

Какие меры принимались клиентом или его окружением для изменения ситуации, результаты попыток?

Насколько сильна у клиента мотивация для принятия помощи от социального педагога или других людей? Если этой мотивации нет, то какова природа сопротивления?

Какие действия по решению проблемы, с точки зрения клиента и с точки зрения социального педагога, наилучшим образом будут отвечать интересам клиента и его семьи?

Частные социально-педагогические технологии в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Группу частных технологий образуют следующие технологические процедуры: социально-педагогическая работа с лицами девиантного поведения, с детьми-инвалидами и т.д.

Специальные социальные технологии посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т.п. - например, технологии социально-педагогической деятельности во внешкольном досуговом учреждении, технологии работы социального педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы и т.д. К числу специальных технологий также можно отнести такие не столь часто упоминаемые технологии, как создание чисто физических условий для клиентов (например, архитектура внешкольного досугового учреждения), применение технического оборудования (использование кабельного телевидения в доме для детей-инвалидов), использование информационных систем (компьютеры для обеспечения сохранности документов и их систематизации в социально-педагогических службах) и т.д.

Виды и формы социально-педагогических технологий можно также разделить на экстренные технологии, направленные на выживание индивида (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей и т.п.), и технологии непрерывные, или постоянные, направленные на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.

Структура конкретной социально-педагогической технологии обычно включает в себя несколько обязательных компонентов:

– во-первых, определение цели деятельности (почему и для чего?);

– во-вторых, отбор и построение ее содержания (что?);

– в-третьих, выбор основного способа организации деятельности (как?);

– в-четвертых, подбор методов и средств деятельности (с помощью чего?);

– в-пятых, определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы (кто.) и, наконец, в-шестых, подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов (так ли?) (Янушкевич Я. Технология обучения в системе высшего образования. М.: 1986).

Например, технология профилактики наркотической зависимости подростков и молодежи в городе на диагностическом этапе может включать в себя следующие операции:

1.Предварительная оценка «наркотической» ситуации в городе (проведение пилотажного исследования распространенности наркотиков в молодежной среде, характеристика основных типов психоактивных токсических веществ и способов их употребления).

2.Составление «наркотической карты» города (места распространения, количественный и качественный состав наркотических тусовок).

3.Изучение степени ознакомления с наиболее популярными у подростков города видами наркотиков.

4.Выявление и демографическая характеристика потенциальных «групп риска» в отношении возможного приобщения к наркотическим средствам.

Как видно из содержания приведенных операций, дальнейшая деятельность должна строиться по двум базовым направлениям: во-первых, работа по предотвращению влияния наркоманов со стажем на «неопытную» часть молодежи, т.е. профилактика насильственного приобщения к наркотикам и, во-вторых, собственно работа по профилактике приобщения молодых людей к наркотикам.

Первое направление деятельности может быть решено за счет активизации работы подразделений ОВД и развертывания разнообразных форм реабилитации для желающих излечиться (например, создание городского общества анонимных наркоманов или реализация программы «12 шагов»).

Реализация второго направления может быть осуществлена путем использования всего комплекса средств и ресурсов города (образовательных, психологических, медицинских, культурно-просветительских, экономических и т.д.) с целью предоставления подросткам «группы риска» альтернативных способов средств по разрешению проблем различного характера (что может снизить вероятность возникновения чувства безысходности и тем самым предотвратить формирование мотивации для обращения к наркотикам).

Критерием эффективности исполнения конкретных мероприятий по вышеназванным направлениям (и технологии в целом) могут служить числовые показатели увеличения биологического возраста наркоманов города при снижении их среднечисленного состава.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.