Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя)

Воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и

Закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого,

Предметом педагогической психологии является изучение психологических

Лекция 5. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл

Лекция 4. Психология воспитания личности школьника

Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе

1.Основы деятельности психологической службы в школе

2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса

3.Программа изучения личности школьника

4.Программа изучения коллектива школьного класса

5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы

6. Психологические основы анализа урока

 

1. Понятие цели воспитания

2. Средства и методы воспитания

3. Основные социальные институты воспитания

4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности

 

1.Психологические условия формирования свойств личности

Деятельность, направленность личности и ее формирование

Развитие нравственной сферы личности

2.Социально-психологические аспекты воспитания

Общение как фактор воспитания

Роль коллектива в воспитании учащихся

Семья как социально-психологический фактор воспитания

Воспитание и формирование социальных установок личности

3.Проблема управления воспитанием личности

4.Показатели и критерии воспитанности школьников

 

 

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

 

 

План

 

1.Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика

2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом

3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с

другими науками

4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика

5.Общая характеристика методов педагогической психологии

 

1.Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика

Термином педагогическая психология обозначаются две существенно разные науки. Одна из них является ветвью психологии. Это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

Когда же ребенок приходит в школу, он начинает заниматься деятельностью, целью которой является именно усвоение социального опыта. Особенность этой деятельности состоит также в том, что она специально организуется, происходит с помощью учителей. Такой вид усвоения называется учением.

Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Педагогическая психология исследует также возрастные и индивидуальные особенности учения. Центральное место занимает изучение условий, дающих наибольший эффект развития.

В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и другие виды опыта: нравственный, эстетический и т.д. Когда речь идет об усвоении этих видов опыта, то этот процесс называют воспитанием. Таким образом, объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же. Однако то, что изучается в этом объекте, т.е. собственно предмет исследования, зависит уже от теории. Так, бихевиоризм ограничивает предмет изучения стимулами и реакциями, т.е. отдельными элементами деятельности учения. При деятельностном подходе предметом исследования является ориентировочная часть деятельности учащегося.

Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные

стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда

реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как

процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы

всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем. Но эти

процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они

различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их

активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное

общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и

характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков.

Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и

практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное

развитие ребенка. Различные методы обучения и воспитания. Методы обучения

основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной

культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека

человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения (С.Л.

Рубинштейн). Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической

деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного

целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

В том и другом случае обучение и воспитание выступают как

специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но

они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом

случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором

педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации,

стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем - о

процессе воспитания и обучения в целом.

 

2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом

 

Этапы становления педагогической психологии. Первый этап — с середины

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя | Этап преимущественно умозрительных, логических построений, основанных на
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.