Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туберкулез легких

Лекции

Лекции

по дисциплине «Сестринское дело
во фтизиатрии»

 

для специальности 0406 «Сестринское дело»

 

Составитель: Клецов А. П.

г. Сызрань – 2008 г.


по дисциплине «Сестринское дело во фтизиатрии»

 

для специальности 0406 «Сестринское дело»

Составитель: Клецов А. П.

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК специальных дисциплин

 

Пояснительная записка

 

Туберкулез в России является важной медико-социальной проблемой, особенно в условиях наблюдаемого в последние годы экономического кризиса. По прогнозам ВОЗ, количество больных туберкулезом в мире к 2010 году удвоится. Принято считать, что рост заболеваемости туберкулезом в настоящее время связан с ухудшением жизненного уровня населения, неудовлетворительными экологическими и социально-экономическими условиями жизни, миграционными процессами, увеличением числа социально дезадаптированных людей, недостаточным охватом населения профилактическими, флюорографическими осмотрами, некачественным проведением туберкулинодиагностики у детей и подростков, с устойчивостью возбудителя к противотуберкулезным препаратам и др.

Все перечисленные причины свидетельствуют о необходимости более подробного изучения данного заболевания. Фтизиатрия как дисциплина является важнейшим разделом практической медицины в клинической подготовке будущих медицинских работников.

Программа дисциплины «Фтизиатрия» составлена с учетом требований, изложенных в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.08.93 года, в Федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.2001 г. № 77, Постановлении Правительства РФ от 25.12.2001 г. № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Приказе Минздравмедпрома РФ от 22.11.95 № 324 "О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации".

Программа ставит своей целью подготовку среднего медицинского звена, знающей этиологию, эпидемиологию, основные клинические проявления, методы исследования, лечения, ухода и профилактики туберкулеза. После изучения дисциплины студент должен уметь осуществлять за пациентами с различными формами туберкулезной инфекции, участвовать в проведении профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.

Дисциплина "Сестринское дело во фтизиатрии" входит в цикл специальных клинических дисциплин и тесно связана с другими дисциплинами данного цикла, такими как "Основы сестринского дела", "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело в хирургии", "Основы реабилитации", а также с дисциплинами общепрофессионального цикла: "Анатомия и физиология человека", "Основы патологии", "Фармакология", "Здоровый человек и его окружение".

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 0406 "Сестринское дело" (базовый уровень) 2002 г. после изучения данной дисциплины выпускник должен –

знать:

  • факторы риска туберкулезной инфекции,
  • основные клинические проявления, осложнения различных форм туберкулеза,
  • виды профилактики туберкулеза,
  • обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий;

уметь:

  • осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
  • подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ;
  • обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции;
  • выполнять сестринские манипуляции;
  • осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
  • оказывать первую медицинскую помощь.

Знания и умения, полученные студентами после изучения программы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности среднего медицинского звена при работе в любом лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждении.

Примерная программа предназначена для изучения на третьем году обучения, рассчитана на 32 часа аудиторного времени, в том числе 20 часов – практических занятий, и состоит из трех разделов:

1. Общие вопросы фтизиатрии.

2. Организация противотуберкулезной службы.

3. Сестринский процесс во фтизиатрии.

При изучении дисциплины "Фтизиатрия" рекомендуется использовать следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, практические занятия в профильных ЛПУ, самостоятельная работа студентов в аудиторное и внеаудиторное время. Теоретическое занятие по разделу "Организация противотуберкулезной службы" предлагается проводить в виде семинара-экскурсии. Учитывая достаточный уровень овладения профессиональными навыками студентов 3 года обучения, представляется возможным организовать практические занятия по данной дисциплине с включением всех этапов сестринского процесса, осуществляемого как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.

Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать широкий спектр методов обучения; наряду с традиционными - программированное обучение (тестовый контроль), проблемное обучение (чтение проблемных лекций, разбор конкретных ситуаций, решение проблемных задач), игровое моделирование профессиональной деятельности, применение технических средств обучения, привлечение студентов к выполнению творческих работ исследовательского характера.

При изучении дисциплины следует обращать особое внимание на возможности решения таких важных задач сестринской помощи, как профилактика туберкулеза и участие в мероприятиях ранней диагностики туберкулезной инфекции.

 

Туберкулез легких – одно из наиболее распространенных заболеваний. Уже в самом раннем периоде истории медицины греческие и римские врачи во главе с Гиппократом описывали клиническую картину легочной чахотки.

Учение о туберкулезе получило свое дальнейшее развитие с введения вскрытия трупов и было связано с именем итальянского анатома Сильвия (1614 – 1670 г). Найденные при вскрытии туберкулезных трупов узлы и затемнения в легких были названы бугорками, их считали за увеличенные лимфатические железы. В дальнейшем в результате более точных исследований милиарный бугорок был признан анатомической основой всякого туберкулезного заболевания. Бугорки были найдены не только в легких, но и в других органах.

Затем удалось экспериментальным путем вызвать туберкулез у животных (прививая им туберкулезную ткань – мокроту туберкулезных больных и материалов коровы, страдающей “жемчужной болезнью “). Так была создана экспериментальная основа для правильного взгляда на туберкулез как инфекционную болезнь особого рода. Этот взгляд был полностью подтвержден, когда Роберт Кох в 1882 г. открыл возбудителя заболевания, названного его именем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Индустриализаторская деятельность С.Ю. Витте | Патологическая анатомия. Различают 3 типа туберкулезных палочек: 1) палочка туберкулеза человека, 2) палочка туберкулеза рогатого скота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.