КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Туберкулез легких
Лекции Лекции по дисциплине «Сестринское дело
для специальности 0406 «Сестринское дело»
Составитель: Клецов А. П. г. Сызрань – 2008 г. по дисциплине «Сестринское дело во фтизиатрии»
для специальности 0406 «Сестринское дело» Составитель: Клецов А. П. Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК специальных дисциплин
Пояснительная записка
Туберкулез в России является важной медико-социальной проблемой, особенно в условиях наблюдаемого в последние годы экономического кризиса. По прогнозам ВОЗ, количество больных туберкулезом в мире к 2010 году удвоится. Принято считать, что рост заболеваемости туберкулезом в настоящее время связан с ухудшением жизненного уровня населения, неудовлетворительными экологическими и социально-экономическими условиями жизни, миграционными процессами, увеличением числа социально дезадаптированных людей, недостаточным охватом населения профилактическими, флюорографическими осмотрами, некачественным проведением туберкулинодиагностики у детей и подростков, с устойчивостью возбудителя к противотуберкулезным препаратам и др. Все перечисленные причины свидетельствуют о необходимости более подробного изучения данного заболевания. Фтизиатрия как дисциплина является важнейшим разделом практической медицины в клинической подготовке будущих медицинских работников. Программа дисциплины «Фтизиатрия» составлена с учетом требований, изложенных в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.08.93 года, в Федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.2001 г. № 77, Постановлении Правительства РФ от 25.12.2001 г. № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Приказе Минздравмедпрома РФ от 22.11.95 № 324 "О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации". Программа ставит своей целью подготовку среднего медицинского звена, знающей этиологию, эпидемиологию, основные клинические проявления, методы исследования, лечения, ухода и профилактики туберкулеза. После изучения дисциплины студент должен уметь осуществлять за пациентами с различными формами туберкулезной инфекции, участвовать в проведении профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий. Дисциплина "Сестринское дело во фтизиатрии" входит в цикл специальных клинических дисциплин и тесно связана с другими дисциплинами данного цикла, такими как "Основы сестринского дела", "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело в хирургии", "Основы реабилитации", а также с дисциплинами общепрофессионального цикла: "Анатомия и физиология человека", "Основы патологии", "Фармакология", "Здоровый человек и его окружение". В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 0406 "Сестринское дело" (базовый уровень) 2002 г. после изучения данной дисциплины выпускник должен – знать:
уметь:
Знания и умения, полученные студентами после изучения программы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности среднего медицинского звена при работе в любом лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждении. Примерная программа предназначена для изучения на третьем году обучения, рассчитана на 32 часа аудиторного времени, в том числе 20 часов – практических занятий, и состоит из трех разделов: 1. Общие вопросы фтизиатрии. 2. Организация противотуберкулезной службы. 3. Сестринский процесс во фтизиатрии. При изучении дисциплины "Фтизиатрия" рекомендуется использовать следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, практические занятия в профильных ЛПУ, самостоятельная работа студентов в аудиторное и внеаудиторное время. Теоретическое занятие по разделу "Организация противотуберкулезной службы" предлагается проводить в виде семинара-экскурсии. Учитывая достаточный уровень овладения профессиональными навыками студентов 3 года обучения, представляется возможным организовать практические занятия по данной дисциплине с включением всех этапов сестринского процесса, осуществляемого как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать широкий спектр методов обучения; наряду с традиционными - программированное обучение (тестовый контроль), проблемное обучение (чтение проблемных лекций, разбор конкретных ситуаций, решение проблемных задач), игровое моделирование профессиональной деятельности, применение технических средств обучения, привлечение студентов к выполнению творческих работ исследовательского характера. При изучении дисциплины следует обращать особое внимание на возможности решения таких важных задач сестринской помощи, как профилактика туберкулеза и участие в мероприятиях ранней диагностики туберкулезной инфекции.
Туберкулез легких – одно из наиболее распространенных заболеваний. Уже в самом раннем периоде истории медицины греческие и римские врачи во главе с Гиппократом описывали клиническую картину легочной чахотки. Учение о туберкулезе получило свое дальнейшее развитие с введения вскрытия трупов и было связано с именем итальянского анатома Сильвия (1614 – 1670 г). Найденные при вскрытии туберкулезных трупов узлы и затемнения в легких были названы бугорками, их считали за увеличенные лимфатические железы. В дальнейшем в результате более точных исследований милиарный бугорок был признан анатомической основой всякого туберкулезного заболевания. Бугорки были найдены не только в легких, но и в других органах. Затем удалось экспериментальным путем вызвать туберкулез у животных (прививая им туберкулезную ткань – мокроту туберкулезных больных и материалов коровы, страдающей “жемчужной болезнью “). Так была создана экспериментальная основа для правильного взгляда на туберкулез как инфекционную болезнь особого рода. Этот взгляд был полностью подтвержден, когда Роберт Кох в 1882 г. открыл возбудителя заболевания, названного его именем.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |