Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческого процесса




 

Задачи управленческого процесса Группы затрат
1. Расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли - входящие и истекшие; - прямые и косвенные; - основные и накладные; - входящие в производственную себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические); - одноэлементные и комплексные; - текущие и единовременные
2. Планирование и принятие управленческого решения   - постоянные, условно-постоянные и переменные; - будущего периода (принимаемые и не принимаемые в расчет); - безвозвратные; - вмененные; - предельные и приростные; - планируемые и непланируемые
3. Контроль и регулирование - регулируемые и нерегулируемые; - эффективные и неэффективные; - в пределах норм и в отклонениях от норм

 

 

Входящие затраты – это те ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем (запасы материалов и сырья на складе, полуфабрикатов в незавершенном производстве, в организациях производственной сферы, товаров в торговых организациях).

Истекшие затраты – это ресурсы, израсходованные в течение отчетного периода для получения дохода и потерявшие способность приносить доход в будущем (проданные готовая продукция и товары).

Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость определенного вида продукции.

К прямым затратам относят:

- материальные затраты в стоимости материальных запасов, использованных на производство продукции;

- трудовые затраты в сумме начисленной заработной платы основным производственным рабочим, занятым в технологическом процессе;

- сумму ЕСН, рассчитанную от заработной платы основных производственных рабочих;

- амортизацию по производственному оборудованию, начисляемую пропорционально объему произведенной продукции в целях бухгалтерского учета (если этот способ предусмотрен учетной политикой организации).

Косвенные расходы нельзя или экономически нецелесообразно отнести непосредственно на конкретные виды продукции. Они связаны с обслуживанием производственного процесса и его управлением (общепроизводственные) и управлением деятельностью организации в целом (общехозяйственные).

Общепроизводственные расходы включают:

- стоимость обтирочных и смазочных материалов, использованных для ухода за производственным оборудованием;

- стоимость запасных частей, использованных на ремонт оборудования;

- заработную плату вспомогательных рабочих (наладчиков производственного оборудования);

- амортизацию производственного оборудования (при ее начислении независимо от объема произведенной продукции) и зданий производственных цехов;

- стоимость услуг за отопление и освещение зданий производственных цехов;

- заработную плату руководящего персонала производственных подразделений (цехов) организации.

Общехозяйственные расходы включают:

- заработную плату аппарата управления организации;

- оплату услуг за отопление и освещение зданий общехозяйственного назначения;

- оплату услуг консультационных и аудиторских;

- амортизацию объектов общехозяйственного назначения;

- командировочные расходы;

- канцелярские расходы;

- почтово-телеграфные расходы и т.д.

Основные затраты – это все виды ресурсов, потребление которых непосредственно связано с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Они являются прямыми при калькулировании себестоимости продукции.

Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру и назначению отличаются от производственных функций. Эти расходы в соответствии с включением в себестоимость определяются как косвенные.

Затраты, входящие в производственную себестоимость, – это материализованные производственные затраты, которые овеществлены в запасах материалов, объемах незавершенного производства и остатках произведенной готовой продукции на складе. Они включают три элемента:

- прямые материальные затраты;

- прямые затраты на оплату труда;

- общепроизводственные расходы.

Эти затраты определяются как затраты на продукт.

Внепроизводственные затраты связаны с полученными в течение периода услугами и расходами непроизводственного характера – административно-управленческими и коммерческими. Они не включаются в себестоимость произведенной продукции, а относятся непосредственно на финансовый результат от продажи продукции конкретного периода, в котором они возникли. Их не используют в оценке запасов. Внепроизводственные затраты всегда имеют характер исходящих, поскольку почти никогда не регистрируются как активы (за исключением случаев формирования расходов будущих периодов), а сразу относятся на уменьшение прибыли от продажи. Эти затраты не зависят от объема производства, а зависят от длительности периода, в котором они возникают. Поэтому их называют затратами на период.

Процесс принятия управленческих решений формирует определенные требования к информации и определяет порядок использования элементов управленческого учета: группировка и обобщение затрат, прогнозирование, моделирование (сравнение затрат по альтернативным вариантам), внедрение (использование одной из выбранных моделей), анализ (оценка результатов внедрения).

Исходя из того что управленческие решения в большинстве своем ориентированы на перспективу, руководству организации необходима информация об ожидаемых затратах и результатах. В связи с этим в управленческом учете применяется классификация затрат для реализации второй задачи управленческого процесса – планирование и принятие управленческих решений.

В структуре затрат каждой организации выделяют несколько составляющих в зависимости от того, как их величина зависит от объема выпуска продукции. По этому признаку все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются в своей совокупной величине пропорционально изменению объема производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг, т.е. зависят от деловой активности организации. Удельные переменные затраты (на единицу выпуска продукции, работ, услуг) являются постоянными при существующих условиях производства и технологиях.

К переменным затратам относят использованные на производство основные материальные ресурсы, заработную плату основных производственных рабочих с начисленным ЕСН, амортизацию производственного оборудования (если она начисляется пропорционально объему произведенной продукции).

Постоянные расходы в своей совокупной величине не зависят от объема выпуска продукции (деловой активности организации). К ним относятся: заработная плата административного персонала организации, амортизация объектов основных средств общехозяйственного назначения, начисляемая линейным способом или одним из ускоренных способов, расходы на аренду производственных площадей, на охрану объектов и т.п.

Они носят комплексный характер, поэтому определяются как расходы и остаются неизменными в пределах масштабной базы. Под масштабной базой понимается определенный интервал объема производства, в котором постоянные расходы ведут себя определенным образом.

Постоянные расходы на единицу продукции, работ, услуг могут изменяться ступенчато под воздействием роста цен на услуги сторонних организаций.

Постоянные расходы организация вынуждена нести независимо не только от объема, но даже от факта своей деятельности. Эти расходы служат поддержанию существования самой организации как субъекта бизнеса.

Постоянные расходы, величина которых может изменяться в зависимости от принятого управленческого решения, определяются как условно-постоянные. В отличие от постоянных расходов условно-постоянные расходы не являются обязательными. Они могут определяться особенностями рыночной конъюнктуры, стратегическими целями организации и другими факторами. Примером таких расходов служат расходы на рекламу и транспортировку продукции, на исследования и разработки, а также на консалтинг.

Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наиболее рационального. Сравниваемые при этом показатели можно разделить на две группы:

- первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах;

- вторые варьируют в зависимости от принимаемого решения.

Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия управленческого решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые меняются в зависимости от варианта принимаемого управленческого решения. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, называют релевантными. Они учитываются при принятии решения, т.е. принимаются в расчет. Релевантные затраты имеют отношение только к конкретной проблеме.

Показатели первой группы не принимаются в расчет при оценке альтернативных вариантов управленческого решения, а значит, не зависят от принимаемого решения. Эти затраты называются нерелевантными.

Концепция релевантных затрат широко используется в управлении финансами, в частности при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Получение достаточной информации для принятия управленческих решений достигается при группировке затрат на безвозвратные и вмененные.

Безвозвратные затраты – это затраты прошлого периода, возникшие в результате ранее принятого решения, и ни один альтернативный вариант решения не может откорректировать их. Они не подлежат изменению в будущем и не учитываются при принятии решений.

Например, закупленные основные материалы, которые в связи с изменением технологии не могут использоваться в производстве, а деньги за них уплачены поставщику, т.е. расходы на их приобретение понесены и ранее принятое решение безвозвратно.

Вмененные затраты характеризуют возможность по использованию производственных ресурсов, которая будет потеряна или которой жертвуют, когда выбор альтернативного курса действий требует отказа от других намеченных курсов.

Вмененные затраты в управленческом учете называют «воображаемыми», так как их предполагают для принятия управленческого решения, но реально в будущем они могут быть не осуществлены. Эти затраты имеют место только в случаях, когда ресурсы ограничены.

Например, организация получила заказ на изготовление изделия только на универсальном станке. Станок работает на полную мощность в плановом производственном процессе. Если выполнять на нем новый заказ, то по ранее выполняемым заказам выработка снизится, что приведет к потере 200,0 тыс. руб. упущенной выгоды. Учитывая это обстоятельство, цена на специальный заказ должна быть установлена из расчета того, чтобы покрыть не только все прямые затраты по производству этого заказа, но и 200,0 тыс. руб. упущенной выгоды. При загрузке станка не на 100%, а всего на 80%, принятие нового заказа к производству не вызвало бы необходимости снижать выпуск основной продукции и вмененные затраты были бы равны нулю.

Вмененные затраты начисляются условно, поэтому данная категория присутствует только в управленческом учете, а в бухгалтерском финансовом учете никакого отражения не находит.

Принятие решений, связанных с дополнительным выпуском продукции, вызывает необходимость выделения приростных (инкрементных) и предельных (маржинальных) затрат.

Приростные (инкрементные) затраты возникают в связи с изготовлением дополнительного объема продукции. Приростные затраты могут включать постоянные расходы, если их прирост рассматривается с учетом увеличения объема. Например, начислена премия за выпуск продукции начальнику производственного подразделения за организацию производственного процесса.

Предельные (маржинальные) затраты представляют собой дополнительные затраты на единицу прироста объема производства.

Управление затратами требует новых подходов к формированию информации о затратах, позволяющей организовать систему контроля и своевременно принять меры по их снижению. В связи с этим вышеизложенная классификация затрат не может быть использована. Это объясняется тем, что в процессе производства исходное сырье проходит ряд последовательных стадий технологической обработки в различных производственных подразделениях. Поэтому важно точно определять, как распределяются затраты между этими подразделениями.

Такой подход в управленческом учете определяется как учет затрат по центрам ответственности. Основой такого учета является группировка затрат на регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемыми называются затраты, изменение величины которых лежит в сфере ответственности конкретного менеджера. Для менеджера производства регулируемыми будут все затраты, непосредственно связанные с процессом производства его подразделения.

Нерегулируемые затраты – это те затраты, на величину которых не может повлиять менеджер на своем уровне управления. Например, на величину административно-управленческих расходов, возникающих в отчетном периоде, менеджер производства повлиять не в состоянии, даже если в составе накладных расходов его подразделения будет некоторая часть, переданная из непроизводственных подразделений для покрытия.

Классификация затрат по степени возможности их регулирования имеет особое значение также и в процессе бюджетирования.

Оценка управленческой деятельности организации основана также на классификации затрат на две группы: эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты – это затраты, произведенные на выпуск продукции, от продажи которой получен доход.

Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будет получен доход, так как продукция не будет произведена. Такие затраты определяются в виде потерь на производстве. К ним относятся: потери от брака, от простоев не по вине работников, недостачи материальных ресурсов в незавершенном производстве и порча материальных запасов. Выделение неэффективных затрат необходимо для того, чтобы не допустить их включения в производственные затраты в процессе планирования и нормирования.

Деление затрат в пределах норм и в отклонениях от норм применяется в текущем учете процесса производства. Такое деление необходимо для оценки эффективности работы каждого структурного подразделения организации путем сопоставления фактических затрат с плановыми или нормативными.

Основная цель классификации затрат по направлениям управленческого процесса заключается в обеспечении информацией руководителей (менеджеров) всех уровней управления для принятия ими правильных решений при реализации конкретных поставленных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.