КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция по теме 8. Налоговое право. Налоговые правоотношения
1.Понятие и предмет налогового права. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. Сегодня в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. Налоговое право — это подотрасль(отрасль) системы права России, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, формирующиеся в процессе функционирования налоговой системы. Общественные отношения, которые иначе могут быть названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. Система отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность: властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России; правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов; правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля над соблюдением налогового законодательства; правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров; правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Субъектами, налогового права и налоговых правоотношений, выступают физические и юридические лица, в том числе: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы (Минфин России), таможенные органы, органы налоговых расследований, сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу — органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов; органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки). Место налогового права в системе российского права. Вопрос о месте налогового права в системе российского права имеет большое теоретическое и практическое значение. В 1997 году Н.И. Химичева отмечала, что в результате бурного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль». Таким образом, в последние годы в юридической науке сформировалось мнение о том, что налоговое право принято рассматривать в качестве крупного подразделения (подотрасли) финансового права. При этом отмечается, что налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права. Однако точка зрения о том, что налоговое право является подотраслью финансового, не является единственно возможной. Еще в советский период высказывалось мнение об относительной отраслевой самостоятельности налогового права. Так, в 1975 году С.С. Алексеев в работе «Структура советского права» называет налоговое право комплексной отраслью советского права. С изменением политического и экономического устройства нашей страны резко выросло значение налогообложения как одной из функций государства, составляющей фактическую основу экономической безопасности страны. В результате возникшей государственной необходимости в отдельном самостоятельном регулировании налогообложения и формирования налоговой системы налоговое право получает бурное развитие, что признается практически всеми учеными-финансистами. В настоящее время в связи с экономическими и политическими преобразованиями налоговое право может рассматриваться как самостоятельная отрасль права. Эта позиция завоевывает все большую научную поддержку, в том числе в современной финансово-правовой литературе.
2.Источники налогового права. Система источников налогового права Вопрос о налоговом законодательстве тесно связан с проблемой источников налогового права. Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система источников налогового права выглядит следующим образом:Конституция РФ; нормы международного права и международные договоры России; решения Конституционного Суда РФ; специальное налоговое законодательство (в Налоговом кодексе оно называется законодательством о налогах и сборах); общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права); подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Специальное налоговое законодательство, в свою очередь, включает следующие элементы: федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах) — Налоговый кодекс и иные федеральные законы о налогах и сборах; региональное законодательство о налогах и сборах — законы субъектов Федерации и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов Федерации; нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами — это акты: органов общей компетенции — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления; органов специальной компетенции — ведомственные акты органов специальной компетенции, издание которых предусмотрено Налоговым кодексом. Одним из центральных источников налогового права и выступает налоговое законодательство. По форме оно является совокупностью нормативных правовых актов представительных (законодательных) органов, содержащих налогово-правовые нормы. Ими регулируются общественные отношения в сфере налогообложения. Налоговое законодательство — это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в федеральных законах, законах субъектов Федерации, актах представительных органов местного самоуправления. Они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения и устанавливают: систему налогов и сборов; общие принципы налогообложения; основания возникновения, изменения и прекращения отношений налогоплательщиков (плательщиков сборов) и государства по уплате налогов и сборов; формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение налоговых обязательств; правовые формы защиты прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений. Специальное налоговое законодательство. Специальное налоговое законодательство (или специальное законодательство о налогах и сборах) включает в себя федеральное и региональное законодательство, а также акты органов местного самоуправления. Федеральное законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В части первой Налогового кодекса устанавливаются система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов, в том числе: виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Действие Налогового кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это предусмотрено в самом Кодексе. Часть вторая Налогового кодекса посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов. К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с Налоговым кодексом и составляющим вместе с ним федеральное законодательство о налогах и сборах как источниках налогового права, относятся федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Кодекса, действующие в части, не противоречащей ему, а также принятые в соответствии с ним. К федеральным законам, принятым до введения в действие Налогового кодекса, относятся Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1 и др. Региональное законодательство о налогах и сборах — это нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Региональное законодательство представляет собой законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. К региональным законам относятся законы субъектов Федерации, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. К ним относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т.д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы. Общее налоговое законодательство. Нормативные правовые акты, составляющие налоговое законодательство, включают в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах», но содержащие нормы налогового права. Ими могут быть федеральные законы, направленные прежде всего на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении. К таким законам, в частности, относятся: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», ежегодные федеральные законы о бюджете, Таможенный, Бюджетный, Уголовный кодексы, Федеральные законы от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», о финансовых основах местного самоуправления, другие законы, содержащие налогово-правовые нормы. В статье 3 Закона о референдуме предусматривается, что на референдум России не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты. В соответствии с пунктом 3 ст. 7 Закона о финансовых основах местного самоуправления население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан (самообложение). Правоприменительная практика последних лет выявила в качестве серьезной проблемы вопрос о взаимоотношении и соотношении юридической силы так называемого закона о налоге (акта специального законодательства о налогах и сборах) и закона, не посвященного в целом налогообложению, но содержащего отдельные налоговоправовые нормы или положения, которые имеют значение для налогообложения. При «конкуренции» между актами, изданными одним и тем же органом, применяется более поздний акт, а при расхождении между общим и специальным актом предпочтение отдается специальному. Однако многие специалисты в области налогов задают вопрос: подлежат ли применению положения, регулирующие налогообложение, если они содержатся в законах, не посвященных налогообложению Следует ли к налоговому законодателъству относить только те акты, которые регулируют исключительно налоговые отношения, а все иные акты, содержащие налогово-правовые нормы, признать не являющимися источниками налогового права принадлежит прямых указаний о необходимости принятия налогового кодекса или Кодекса РФ об административных правонарушениях), и придется признатъ, что содержащиеся в них налогового -правовые нормы не являются источником налогового права. Это противоречило 6ы здравому смыслу. Таким образом, конструкция представляется искусственной и не соответствующей направлениям, признанным основными для развития всего российского права. Поэтому, помимо специального законодательства о налогах и сборах, в качестве самостоятельной группы (вида) источников налогового права необходимо выделять и общее налоговое законодательство. Под налоговым же законодательством следует понимать и специальное налоговое законодательство (Налоговый кодекс называет его законодательством о налогах и сборах»), и общее налоговое законодательство. Акты налогового законодательства официально публикуются в Собрании законодательства РФ (до 1 мая 1994 г. — в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ), а также в Российской газете и Парламентской газете (см. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |