Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период поздней схоластики (конец 13 -14 вв.)




Короткий золотой век расцвета схоластики сменяется периодом упадка и кризиса средневекового теологического мировоззрения.

Представител и: Д.Скот, В.Оккам, Мастер Экхарт, Иоханн Таулер, Иоганн Рейсбрук.

Содержание этапа:

Томизм, как господствующее течение, признанное официальной церковью, постепенно теряет свои позиции, исчезает интерес к человеку как личности;

• Усиливаются материалистические тенденции внутри самой схоластики, появляются новые течения: скотизм и оккамизм;

• Усиливаются иррационалистические мотивы и мистические тенденции внутри теологии.

Скотизм. Суть этого течений в критике томизма с позиций платонизма и аристотелевского дуализма с явной тенденцией к материализму, а в теории познания к эмпиризму и сенсуализму. Согласно Д.Скоту, все существующее (кроме Бога) слагается из материи и формы. Материя сама по себе везде одна и та же. Она - всеобщий субстрат. Ей присуще бытие и деятельность независимо от формы. Материя предшествует форме. Отсюда получается, сто материальны и душа, и ангелы.

Высшей реальностью, согласно Д.Скоту, обладает именно единичное, индивидуальное, конкретное (номинализм). Поэтому опыт является основой познания (эмпиризм). Знание происходит из ощущений (сенсуализм). Рассудок - лишь активное начало интеллекта.

Оккамизм. Суть учения В.Оккама в методологической установке не умножать сущностей, т.е. не принимать общие понятия за сущности, обладающие таким же бытием, каким обладают единичные вещи. Отсюда знаменитая «бритва Оккама». В 1324 г. это учение было осуждено, а его автор отлучен от церкви.

Оживление иррациональных мотивов и усиление мистических тенденций в средневековой философии связано с именами Мастера Экхарта, Иоханна Таулера и Иоганна Рейсбрука. Эти философствующие теологи исправляли грубый рационализм схоластики.

2. Основные черты средневековой философии:

1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.

2. Философия, основанная на традиции и текстах Священного писа­ния, была догматична и консервативна; ей был чужд скептицизм.

3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реально­стью всего сущего была не природа, а Бог.

4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толко­вания и интерпретации текста.

5. Креационизм - главный принцип онтологии, а откровение - главный принцип гносеологии.

Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита - его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественнонаучным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.

В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру как на востоке. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.