Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Схоластика (V-XV вв.)




Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. (през. 4, слайд 3, фото Боэция). «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько, как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, пла­тоников римской эпохи. Главное произведение Боэция, трактат «Уте­шение философией», является итогом его философских и логических изысканий.

Схоластика (от греч. sсhоlе - школа), т.е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной зада­чей схоластики было обоснование, защита и систематизация религи­озных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma - мнение) - ­это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее со­мнению и критике. Схоластика создала систему логических аргумен­тов для подтверждения догматов веры. В позднесхоластический период отмечается влияние арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры, что способствовало потере равновесия между разумом и верой.

СХОЛАСТИЧЕСКИМИ называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

В пределах средневековой схоластики возникает дилемма: «чтобы знать - нужно верить», «чтобы верить - нужно знать». Внутренняя логика развития средневековой философии сделала необходимым ведение различения тех положений христианского вероучения (истин веры), которые могут быть обоснованы и доказаны разумом, и тех его положений, которые не могут быть доказаны человеческим разумом. Их принимают без доказательства и называют догматами веры. Недоказуемыми в период средневековья считали следующие положения (През. 4, слайд 4):

1. Догмат троичности и догмат воплощения и воскресения (Альберт Великий).

2. Догмат о творении во времени, о первородном грехе и таинствах, о чистилище, страшном суде и воздаянии (Фома Аквинский).

3. Творение Богом мира из ничего (креацианизм) и догмат о бессмертии (Дунст Скот);

4. Бытие Бога и единство его природы (Вильям Оккам).

Каким должно быть отношение к истинам и догматам веры? Внутри схоластики обозначились две позиции: теологический иррационализм и теологический рационализм.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика про­тивостояла мистике (с греч. mystika - таинство) - учению о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного со­зерцания - путем откровений, озарений и других иррациональных средств. На протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существен­но затормозила развитие естественных, опытных наук

Еще одной проблемой средневековой философии был вопрос о творении мира и источнике зла в мире, а также вопрос о свободе человека.

Наиболее важными результатами в решении этой проблемы являлись (Презент.4, слайд 5):

1) идея сотворения Богом мира из ничего (основное положение доктрины креационизма на Западе);

2) теодицея как религиозно-философское учение, обосновывающее положение о том, что Бог как творец всего сущего не может быть источником зла в мире;

З) идея свободы воли.

Относительно идеи творения Богом мира вывод схоластов выражался в следующих положениях (Презент. 4, слайд 6):

1. Бог сотворил мир из ничего. Бог не может быть причиной зла в мире, хотя Он и является создателем всего сущего;

2. Зло в мире существует как ущербность (поврежденность) материального мира;

3. Источником зла в мире является свободная человеческая воля;

4. Хотя воля человека абсолютно свободна, сам человек ­несовершенен и потому может склоняться к злу и творить зло вопреки законам человеческим и заповедям Божьим.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета яв­ляется Фома Аквинский или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он сис­тематизировал теологическое учение, создав философскую концеп­цию, ставшую основой официальной католической идеологии. Его именем (томизм) называется ортодоксальное философское учение католицизма. Современная философская доктрина Ватикана носит на­звание неотомизма. В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественнонаучное) познание она считала греховным. Фома Аквин­ский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна - это Бог. Основ­ной тезис теологии: «Верую, потому что абсурдно».

5. Проблема универсалий. Номинализм и реализм.

В ХI в. разворачивается борьба между номинализмом и реализмом о природе «универсалий». Универсалиями (от лат. uпiversale - об­щее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?

Реализм (от лат. realis - действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т.п.) - как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «об Эйдесах».

Номинализм (от лат. nоmеn - имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия - имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дepeво вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта. Подчеркнем, что начало синтезу номинализма и реализма положил выдающийся теолог ранней схоластики - Абеляр.

6. Выдающиеся философские произведения средневековья:

(Презент. 4, слайд 7).

· Августин (III-IV вв.) «О граде Божьем»;

· Эригена (IХ в.) «О разделении природы»;

· Ансельм Кентерберийский (XI-ХII вв.) «Монологиум»;

· Иоанн Солсберийский (XII в.) «Поликратикус»;

· Фома Аквинский (XIII в.) «Сумма Теологии»;

· Бонавентура (XIII в.) «Путеводитель души к Богу»;

· Петр Ломбардский (XII в.) «Книга сентенций»;

· Сигер Брабантский (XIII в.) «О вечности мира»;

· Роджер Бэкон (XIII в.) «Большой труд»

Вопросы для самопроверки (Презент. 4, слайд 8):

1. Каковы характерные особенности философии средневековья?

Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?

2. Что понимается под догмами, и какие догмы в средневековой схоластике существовали?

3. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

4. На какие этапы подразделяется западноевропейская средневековая философия?

5. Перечислите выдающиеся средневековые философские произведения.

 

ДЕ 1. Что есть философия?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.