Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Объект, предмет и категории теории социальной работы

Индивидуальная и групповая мобильность

Таким образом, мы видим, что в обществе возможны процессы как индивидуальной (например, получение нового звания в армии или повышение квалификации работни­ка), так и групповой (повышение жизненного уровня семьи или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть) мобильности.

 


[1] См.: Фролов С.С. Указ. соч. - С. 172-173. 6*

[2] См.: Фролов С.С. Указ. соч. - С. 172-173. 6*

[3] Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М, 1999. — С. 119.

[4] Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М.: Прогресс, 1969. — С. 78.

[5] См.: Фролов С.С. Указ. соч. - С. 177.

[6] См.: Фролов С.С. Указ. соч. - С. 197.

 

Основные понятия: объект науки, предмет науки, объект теории социальной работы, предмет теории социальной работы, категория, понятие, термин, типология категорий социальной работы, собственные категории социальной работы

 

План лекции:

1. Объект и предмет теории социальной работы

2. Категории теории социальной работы

 

Основное содержание лекции

 

1. Объект и предмет теории социальной работы

Теория социальной работы – это наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудной жизненной ситуации, защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее среду (по И.Г.Зайнышеву).

В настоящее время в системе научного познания взаимодействие двух встречных глобальных тенденций развития научного знания: с одной стороны, продолжается дифференциация научных направлений, возникновение все новых его отраслей как самостоятельных научных дисциплин; с другой – усиление роли и значимости интеграции научного знания; результатом чего стало появление новых научных направлений, одновременно использующих познавательный инструментарий нескольких наук, например, бионика, биофизика, геофизика, социальная педагогика, социальная философия и др.

Это в полной мере относится и к социальной работе. Она находится в стадии оформления, уточнения своих связей со смежными науками.

Современные представления, отражающие систему наук о человеке и обществе, при всей их изменчивости, эволюции научного знания, дают нам некоторые традиционные основания, позволяющие определить более или менее определенно группы наук, объектом внимания которых является либо общество, либо человек, либо их единство.

Обычно, характеризуя науки об обществе, имеют в виду историю, религиоведение, искусствоведение, социальную философию, политологию, социологию, демографию, этнографию, этнологию и др.

Среди наук о человеке, как правило, называют: психологию, физиологию человека, психотерапию, антропологию, медицину и др.

Ряд дисциплин в фокусе своего внимания имеют как общество, так и человека. Это социальная педагогика, соционика, социальная психология, социальная анимация и теория социальной работы. Отметим, что теория социальной работы в очень сильной степени связана с психологией, психотерапией, педагогикой, философией и социологией.

Таким образом, как область научного знания (она называется «теория социальной работы») социальная работа - это научные знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов.

Особенность этой сферы знаний необычайно широка. Она включает в себя:

- социальное планирование;

- социопсихологическое консультирование; социальное обслуживание;

- алкоголизм;

- физическая и психическая неполноценность;

- социальный менеджмент и др.

Обратим внимание на то, что в разных странах делаются акценты на разные знания социальной работы. Например, в США знание социальной работы связывают с представлениями о специфической деятельности, позволяющей субъектам восстанавливать и сохранять способность к общественному функционированию. А в Великобритании знание сфокусировано вокруг принципов организации индивидуальной помощи.

Каждая отрасль науки изучает свой объект исследования. Объектом науки называется реально существующая природная или социальная действительность (например, человек, общество, природные явления и др).

Однако каждый объект (особенно социальной действительности) имеет слишком много сторон и свойств. Ввиду его многомерности ни одна наука не может претендовать на изучение всей полноты их характеристик, свойств, связей, проявлений. Так, человек является объектом широкого веера наук: педагогики, психологии, анатомии, физиологии и др. В этой связи у каждой науки выделен свой предмет науки.

Предметом науки называется «угол зрения» на объективно существующий процесс (явление) с целью его изучения.

Сегодня в науковедении научное знание признается как самостоятельная наука, если для этой отрасли знаний однозначно выделен и определен предмет исследования, разработан категориально-методологический аппарат, а также выработаны специфические методы научного анализа.

Структура содержания научного знания может быть качественно проиллюстрирована с помощью следующей схемы.

 
 

Рассмотрим более детально составляющие содержания научного знания.

Исследования в области теории социальной работы начинаются с определения ее научной области познания, исходя из понимания ее целей и задач. В этом отношении первоначально наблюдался большой разброс мнений. Причем это касалось не только определения сущности социальной работы, но и определения ее концептуальной схемы, объектно-предметных связей.

Для работ этого времени характерно, что исследователи находятся под влиянием американской теоретической школы, когда присвоение нового понятия «социальная работа» требовало его уточнения. Это уточнение шло по двум направлениям: с одной стороны, уточнялось понятие «социальность», «социальное», и это порождало один спектр проблем и подходов. С другой – «работа» – деятельностно-личностный аспект.

В настоящее временя формируется многуровневое понятие «социальная работа», учитывающее иерархические уровни ее концептуальных схем. Понятие «социальная работа» находит свое отражение и в официальных государственных документах. Так, в Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» дается следующее определение социальной работы: «…профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций помогающим в этом» Это определение социальной работы отражает те направления деятельности, по которым Министерство социальной защиты разворачивало систему социальной защиты.

Таким образом,объектом исследования теории социальной работы являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных интересов и направленных на развитие социальной гармонии в обществе.

Характеризуя социальные отношения, исследователи (в частности, Е.И.Холостова) выделяют в них следующее:

а) индивидуальные, семейные, организационные социальные отношения;

б) социально-экологические отношения;

в) социальная стратификация

г) проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей (например, девиантное поведение, алкоголизм, социальная анемия и др.).

д) символизация и моделирование мира и людей в нем. Аномалии в символизации и моделировании могут приводить к возникновению разнообразных проблем (неадекватные образы, недостаток чести и морали, низкое самоуважение, недостижимые жизненные цели и др.). Результатом чего становится социальное отчуждение, социальные предрассудки, античеловеческие ценности и др.

е) проблемы коммуникации, информационного обеспечения, а также проблемы нормативных оценок и познавательных способностей.

ж) проблемы структуры власти (их тип; их действия; принимаемые ими программы и др.). В результате формируется определенный тип режима (тотальность, демократия, авторитаризм).

Итак. Объектом социальной работы как науки являются конкретные социальные процессы и явления, порождаемые межличностными отношениями и непосредственно связанные с жизнедеятельностью личности, социальной группы или сообщества, попавших в сложную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке (по И.Г.Зайнышеву).

Предмет теории социальной работы как науки (обозначает ее содержание и сущность, является системообразующей основой всех ее структурных элементов) – многообразные возникающие в процессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимодействия, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы.

Предмета ТСР носит конкретно-исторический характер. Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

 

2. Категории теории социальной работы

Понятийный аппарат ТСР (важнейший компонент системы логически упорядоченного знания) – совокупность понятий, категорий и терминов, в обобщенной форме отражающих явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Этот аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности логических операций (абстрагирование, идеализация, обобщение, сравнение и др.). Понятийный аппарат образует структуру ТСР, включая определение ее сущности, объекта, предмета и функций (до выявления критериев ее эффективности).

Понятия и категории социальной работы как научной теории сводят к трем группам: а) отражающие сущностный аспект; б) отражающие технологический аспект; в) характеризующие качественное состояние социальной работы.

Понятие – отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. В ТСР различают понятия двух уровней: 1) отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений, экспериментов (первичные понятия); 2) образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними (составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям).

Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Т.к. ТСР – полипарадигмальна, это обусловливает относительность и проницаемость границ между категориями ТСР и «подпитывающими» ее науками.

По признаку «уровень обобщения» понятия и категорий социальной работы упорядочены в следующих группах:

а) не являющиеся специфическими для ТСР, т.к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками. В ТСР они рассматриваются через призму ее предмета и применяемых методов (социальные отношения, социальная деятельность, социализация, личность и др.);

б) относящиеся к ТСР по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания (психосоциальная работа, социальная реабилитация, семейный конфликт и др.);

в) собственно категории социальной работы (социальный работник, социальное обслуживание, адресная социальная помощь и др.)

По признаку «содержание понятий» они объединены в следующих группах: 1) отражают специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики (учреждениях образования, медицинских и др.; в зонах экологического бедствия, военных конфликтов и т.п.);

2) отражают различные аспекты организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологический подход к оказанию социальной помощи (менеджмент социальной работы, экономика социальных служб, психосоциальные методы и т.д.).

Под категориями понимается совокупность понятий о социальной сфере, явлениях и процессах, происходящих в ней.

Теория социальной работы как наука имеет свой категориальный аппарат.

Принято говорить о трех группах категорий социальной работы:

1). Категории, не специфические в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются и другими науками (социализация, социальная субъектность, социальная деятельность и др.)

2). Категории, относящиеся прежде всего к категориям социальной работы, но использующиеся и другими науками (психосоциальная работа, социальная реабилитация и др.)

3). Категории специфические (благотворительность, социальное обеспечение и др.).

В.Н.Сагатовский и В.В.Краевский пишут, что понятие может стать категорией в том случае, если оно [1]:

а) универсально, т.е. соотносимо с различным контекстом;

б) мировоззренчески значимо, т.е. способно выполнять методологические функции по отношению к соответствующей области знаний

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, котором пользуются в учебном курсе «Теория социальной работы». Особенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.

Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Теория социальной работы» понятия и категории. Прежде всего это понятие «социальная работа» и примыкающее к нему, близкие, но не пересекающиеся с ним и не тождественные ему понятия «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» и другие.

Рассмотрим некоторые ключевые для курса "теория социальной работы" понятия и категории. Прежде всего это понятие "социальная работа" и примыкающие к нему, близкие, пересекающиеся с ним, но не тождественные ему понятия "социальная защита", "социальная поддержка", "социальная помощь" и др.

Под социальной зашитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полно-ценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Она представляет собой систему мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п.

Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования "слабых" социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования. Социальная поддержка – это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Поэтому в литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социально-го развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Важное место в курсе занимает понятие "социальные гарантии", поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса - социальный работник (т.е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник - это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Адресная социальная помощь - система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Основные виды и формы А.с.п. устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:

- денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;

- дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;

- натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;

- гуманитарную помощь;

- услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально- психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг; организация бесплатного ночного проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с "лежачими" больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.

Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.

Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой активизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий.

Социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии», поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельностного существования людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выявить сущность, механизм и основные компоненты социального управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса – социальный работник (то есть соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Социальная помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей. Вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п.Социальная помощь– это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельностного существования. Социальная поддержка – это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Любая благотворительность является, безусловно, социальной помощью и поддержкой, которые не всегда оказываются благотворительностью.

 

Использованная литература

1. Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы. – 1981. – №1. – С.49-50

2. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. Ред. П.Д.Павленов.-М.: ИНФРА-М, 1997.- 368с.]

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Итак, там, где структурная дифференциация групп принима­ет иерархический характер, речь может идти о социальной стра­тификации | Комплексная форма уравнений Максвелла и теоремы Умова-Пойнтинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.