Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение долей

Первое знакомство с делением целого на части осуществ­лялось в средней группе в процессе изучения подмножеств. Поэтому, прежде чем приступить к изучению долей, целесооб­разно повторить операции по выделению подмножеств из мно­жества. Детям предлагается взять по три треугольника и круга красного цвета, по три треугольника и круга синего цвета, по одному большому красному и синему кругу (рис. 3).

Характеризуется данное множество как геометрические фигуры. Далее дается задание разложить их на две группы по цвету. Проделанная практическая работа позволяет сделать вывод, что в множестве геометрических фигур есть подмножество (часть) красных геометрических фигур и подмноже­ство синих геометрических фигур.

Далее синие фигуры убираются в коробку. Остается мно­жество красных геометрических фигур, из которого выделяет­ся подмножество кругов и треугольников, то есть дети раскла­дывают фигуры на две группы (части) по форме, комментируя свои действия.

После этого в коробку убираются треугольники, а круги раскладываются на две группы по величине и выделяются подмножества больших и маленьких кругов. Воспитатель под­водит детей к пониманию того, что подмножества можно выде­лить в каждом множестве, — любое целое можно разделить на части. Практическая работа продолжается. Маленькие круги убираются в коробку и остается один большой красный круг. Встает вопрос, можно ли один круг разделить на части, как это проделывал ось с множеством геометрических фигур.

Детям предстоит выделить части из одного (на первый взгляд, неделимого) предмета. Это задание требует более глу­бокого анализа целого. Несмотря на то что дошкольникам часто приходится делить на части конфету, печенье, яблоко, разры­вать лист бумаги, наблюдать, как разрезают хлеб, внимание сосредоточивается на результате, а не на процессе деления целого на части, поэтому мало кто может самостоятельно най­ти решение поставленной проблемы.

Воспитатель предлагает представить, что круг — это ябло­ко, и просит разделить его на части. Можно изобразить игровую ситуацию: у двух ежат было одно яблоко, и они из-за него ссо­рились. Дети должны помочь ежатам и определить, что надо сделать, чтобы каждому досталось поровну. После того как дети решат практическую задачу и разделят яблоко на две части, следует сказать, что так же можно поступить с кругом.

Воспитатель должен объяснить, что если разделить круг на две равные части, то они будут называться половинами.

После того как дети научились получать половину целого круга, необходимо познакомить их со следующими свойствами:

• половины целого всегда равны;

• половин в целом может быть только две;

• если две части целого не равны, то их нельзя назвать поло­винами;

• половины одинаковых целых всегда равны;

• если целые не равны, то их половины тоже не равны.

При ознакомлении с данным учебным материалом аналитико-синтетическая деятельность детей должна быть на­правлена на выделение частей из целого и построение целого из частей.

Для этого предлагаются вопросы следующего задания:

Возьмите целый круг (квадрат, прямоугольник, треуголь­ник) и разделите его на две равные части (рис. 4). Что вы получили? (Половины.) Составьте из половин целое. Сколь­ко в целом половин?

Возьмите целый круг (квадрат, прямоугольник, треуголь­ник). Сравните свой круг и круг у соседа. Они равны? (Они равны.) Сравните свой круг и круг на демонстрационной доске. Они равны? Они не равны?

Получите половины круга. Что для этого нужно сделать? (Разделить круг на две равные части.)

Сравните: одинаковые ли части круга вы получили? Если две части целого одинаковые, как их можно назвать? (По­ловины.)

Возьмите одну половину своего круга и половину круга соседа. Сравните их? (Они равны.) Можно ли из них соста­вить целый круг? (Да. Если целые равны, то их половины тоже равны.)

Можно ли составить целое из одной половины вашего кру­га и одной половины круга на демонстрационной доске? (Нет.) Почему? (Если целые не равны, то их половины тоже неравны.)

Такое задание позволяет показать, что часть зависит от целого, т.е. если предмет разделен на равные части, то эти части равны, но половины разных предметов тоже имеют разную величину. Поэтому если целые предметы не рав­ны, то не равны и их части.

Возьмите целый круг (квадрат, прямоугольник, треуголь­ник). Сравните свой круг и круг у соседа. Они равны? (Они равны.)

Разрежьте свой круг на две неравные части. Сравните их между собой? Можно ли их назвать половинами. Почему? (Потому что они неравны.)

Возьмите одну часть своего круга и часть круга соседа. Можно ли из них составить целый круг? (Нет. Если разрезать круг на неравные части и соединить свою часть круга и часть круга соседа, то целого круга не получится.)

Сколько половин в целом? Сколько может быть неравных частей в целом?

На сколько частей нужно разделить целое, чтобы получить половины?

Как называются части целого, полученные при делении целого на две равные части?

Как можно получить половину целого?

Разрежьте полоску бумаги пополам.

Раскрасьте только половины целого.

Налей половину стакана воды.

Возьми половину ложки соли.

• Определи, сколько останется от свечи, если за ночь сгорит половина свечи.

• Пассажир проехал половину пути. Сколько ему осталось проехать?

• Яблоко разрезали на две равные части и поделили поров­ну между двумя девочками. Какая часть яблока достанет­ся каждой девочке?

Выполняя практические задания, дети должны прогова­ривать, на сколько частей делят целое и какие части получа­ют. Особое внимание следует уделить правильному согласова­нию слов при построении грамматических конструкций, на­пример: «половина яблока», «половина красного квадрата», «равные части круга», «половина сливы».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение натурального ряда чисел | Обучение порядковому счету
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.