Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение порядковому счету

Изучение порядкового счета вызывает многочисленные трудности у детей с нарушениями речи. Это связано с необхо­димостью построения разнообразных речевых конструкций, поскольку порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.

Особое внимание следует уделить правильному употреб­лению слов «предыдущий» и «последующий», разъяснить их смысл. Так, предыдущий — это идущий впереди, последую­щий — идущий после.

Знакомство с порядковыми отношениями требует знания предлогов и наречий, обозначающих место предмета в ряду: «перед», «рядом», «между», «за», «около». Слова, которые ука­зывают на пространственное положение предмета, следует четко проговаривать и объяснять их значение, что позволяет развивать пространственные представления детей.

Ознакомление с порядковым счетом начинается в про­цессе дидактической игры. Например, перед магазином вы­страивается очередь за мороженым. Воспитатель объясняет, что зайчик первый, ежик второй, мишка третий, кукла четвертая и т.д. Голосом выделяются порядковые числительные. Дети повторяют вслух.

Далее необходимо объяснить, что порядковый счет зависит от направления счета. Создается игровой момент: на противопо­ложной стороне улицы открывается книжный магазин, и все игрушки поворачиваются и встают в очередь за детскими жур­налами. Теперь их надо считать по порядку с другой стороны, от начала очереди. Первая теперь кукла, второй — мишка, третий — ежик, четвертый — зайчик. Воспитатель должен разъяснить, что для нахождения места в ряду следует всегда указывать направ­ление счета. Предлагаются тренировочные задания, например: пятеро детей встают в ряд, а остальные должны определить, кто стоит первым слева, последним справа, первым справа, послед­ним слева, пятым от окна, вторым от двери и т. д.

Необходимо научить дифференцировать значение вопро­сов: «Какой?», «Который?», «Какой по счету?», «Сколько?», показать, что при изменении места предмета общее количе­ство предметов не изменяется.

Дети узнают, что число характеризуется двумя признаками: количеством и порядком.

Можно предлагать задания, позволяющие не только уп­ражняться в порядковом счете, но и учиться произвольному запоминанию. Например, нужно запомнить порядок располо­жения предметов: первая чашка, второе яблоко, третий ка­рандаш, четвертая кукла, пятая машинка. Для этого воспитатель называет последовательность предметов и просит ре­бенка ее повторить. После предлагает закрыть глаза и меняет порядковое место предметов, или убирает несколько предме­тов, или добавляет новые (возможны различные сочетания изменения первичного расположения предметов и самих пред­метов). Ребенок открывает глаза и восстанавливает ряд, с по­мощью взрослого рассказывает, что изменилось: «Яблоко было вторым, а теперь оно пятое, ручки не было, был карандаш, он лежал третьим...» Важно следить за правильностью речи. Если же ребенок не может самостоятельно построить фразы, разрешается повторять их по образцу, с голоса воспитателя.

На изучение порядкового счета необходимо два-три заня­тия. В дальнейшем нужно организовывать систематическое повторение данного учебного материала.

Подготовительная группа

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение долей | Изучение состава числа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.