КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение состава числа
Приступая к изучению состава числа, необходимо актуализировать знания о том, что любое множество может состоять из частей: множество детей — из девочек и мальчиков, множество игрушек — из кукол, мишек, мячиков, одно целое — из половин. Всего предстоит изучить двадцать пять составов. На данный учебный материал отводится восемнадцать-двадцать занятий (из семидесяти двух занятий в год), которые проводятся не подряд, а чередуются с занятиями по формированию представлений о форме, величине, пространстве и времени. Возможно рассмотрение одного-двух составов на одном занятии (рис. 7). Выделять отдельно время на изучение арифметических примеров и задач не требуется, поскольку они будут рассматриваться в комплексе. При работе с каждым следующим составом навыки решения арифметических примеров и задач будут уточняться и автоматизироваться. Первый состав, с которым должны познакомиться дети, несмотря на то, что они уже научились считать до десяти и умеют увеличивать числа на единицу — состав числа два. При изучении этого достаточно понятного учебного материала нужно объяснить, что число состоит из меньших чисел, научить применять знания о составе числа при решении арифметических примеров, познакомить с арифметическими знаками, приступить к решению арифметических задач. Для изучения состава числа, например два, удобно использовать известный и распространенный прием: взять два круга, с одной стороны, синих, а с другой — желтых. Показать детям два круга синего цвета, посчитать их количество и записать его при помощи цифры 2. После этого перевернуть один круг желтой стороной. Определив, что общее количество кругов не изменилось (ни одного круга не убрали, не добавили), обратить внимание детей, что множество кругов из двух элементов состоит из одного синего и одного желтого круга. Рядом с ними положить цифры 1 (рис. 8). При изучении состава числа три сначала нужно вспомнить, как его получить (если к двум добавить один, получится три), и рассмотреть данное выражение как состав числа. После сопос тавить результаты двух операций: если к двум добавить один и наоборот, если к одному добавить два. Дети выполняют практические задания: например, берут в одну руку два предмета, а в другую один, пересчитывают их, скрещивают руки и опять пересчитывают. Можно собрать предметы в корзинку: сначала положить два предмета, потом один, после собрать предметы в обратном порядке. Важно, чтобы дошкольники постоянно считали количество предметов, сравнивали полученные результаты и громко проговаривали, что один и два будет три. Необходимо выполнить вычитание из числа его частей. Взаимообратные операции позволяют проанализировать число, осознать его связь с множеством. Необходимо добиться понимания того, что части составляют число и, если убрать часть из числа, останется другая часть. Например, числа один и два вместе составляют число три, и, значит, если из трех убрать один, останется два, а если из трех убрать два, то останется один. А.М. Леушина подчеркивает, что во избежании механического запоминания состава числа необходимо выполнять операции с множествами, составляя единое множество из отдельных частей, а так же выполнять операции по объединению и разъединению множеств. Подобные упражнения непосредственно связаны с арифметическими действиями сложения и вычитания. Поэтому на занятиях необходимо не только рассматривать состав числа, но и выполнять арифметические дей ствия, опираясь на изученный состав, кроме того, решать арифметические задачи, позволяющие создать практическую ситуацию, в которой требуется применение изученного. Таким образом, на одном занятии дети изучают состав числа, выполняют арифметические действия (сложение и вычитание) и решают арифметические задачи. Это позволяет выработать ассоциативные связи между множеством, числом, цифрой, между практическим действием по соединению (разъединению) множеств и арифметическими действиями, т. е. соотносить конкретные множества и действия с ними с абстрактными математическими знаками.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |