Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональная сфера личности




Эмоциональные явления составляют существенную часть жизни человека, придавая ей многообразие оттенков и нюансов, окрашивая ее в разные цвета, вмешиваясь во все сферы человеческой деятельности. Иногда это вмешательство благотворно и конструктивно, иногда, напротив, разрушительно.

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) определяются как особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.[словарь]

Эмоциональные явления выполняют две основные функции – сигнальную и регулирующую: являясь своеобразным сигналом о том, что из происходящего имеет наибольшее значение для личности, эмоции определяют и регулируют поведение человека.

Классификация эмоций осуществляется по разным критериям. Так, основываясь на критерии «приятно-неприятно», выделяют положительные и отрицательные эмоции. С точки зрения мобилизации ресурсов организма выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции вызывают прилив энергии, повышают активность субъекта. Астенические эмоции, напротив, подавляют активность, снижают потенциал личности. Соотносительно с потребностями, различаются низшие и высшие эмоции. Низшие эмоции связаны с органическими потребностями, высшие эмоции обусловлены социальными потребностями. По силе и длительности выделяют: ситуативные эмоции, настроения, аффекты, стресс, фрустрация, страсти и чувства.

Ситуативные эмоции выражают оценку человеком данной ситуации с точки зрения соответствия его потребностям и ожиданиям. Это эмоциональная реакция на событие. К данному виду эмоций относятся радость, раздражение, обида и т.д.

Настроение является общим фоном психической жизни человека. Оно влияет на другие эмоциональные реакции, на деятельность, на восприятие жизни и других людей, на поведение и направление мыслей. Так, человека, пребывающего в плохом настроении легко обидеть или рассердить. Настроение не имеет конкретной направленности, но его перемена чаще всего связана с каким-то значимым для человека событием. Причина может осознаваться субъектом, а может оставаться неосознаваемой. Частые смены настроения являются признаком эмоциональной неустойчивости, которая базируется на особенностях нервной системы, неправильном воспитании, состоянии здоровья, общей неудовлетворенности жизнью и т.д.

Кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция называется аффектом. Аффект может носить как отрицательный характер (гнев, истерика), так и положительный (радость, восторг). В состоянии негативного аффекта человек плохо сознает свои действия, его поведение крайне импульсивно и разрушительно. Нежелательный аффект легче предупредить, чем остановить его течение. Для этого целесообразно волевым усилием перевести эмоциональную энергию на другую деятельность. Частые отрицательные аффективные реакции присущи людям, которые не приучены контролировать свои чувства. При соответствующем воспитании и самовоспитании человек может научиться контролировать свои аффекты.

Состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в сложных условиях называется стрессом. Полный цикл развития стресса включает три стадии: стадию тревоги, стадию сопротивления, стадию истощения.

Стадия тревоги возникает при появлении раздражителя, вызывающего стресс. Для этой стадии характерны такие проявления, как усиление общего возбуждения, повышение кровяного давления, концентрация внимания на раздражителе, повышенный личностный контроль над ситуацией. На стадии тревоги включаются механизмы саморегуляции организма, благодаря чему человек постепенно успокаивается, волнение затихает. Нередко разрешение стресса происходит уже на этой стадии.

Стадия сопротивления возникает, если причина стресса не устранена. Происходит дальнейшая мобилизация защитных сил организма и личностных ресурсов, что чаще всего приводит к разрешению стрессовой ситуации. Человек в таком состоянии способен на поступки и действия, невозможные при других обстоятельствах.

Однако если сила и длительность воздействия раздражителя превышают возможности человека, наступает стадия истощения. Организм теряет способность к сопротивлению, развивается дисфункнциональный стресс – состояние, при котором становится невозможной организованная деятельность, происходит спад психической и познавательной активности. Дистресс чреват возникновением различных заболеваний.

В предрасположенности к стрессу и в реагировании на стрессовые воздействия существуют индивидуальные различия, которые обусловлены не только особенностями нервной системы человека, но и его мотивационной структурой: для разных людей одна и та же ситуация имеет различное значение, именно поэтому один отреагирует на нее бурно, а другой не обратит внимания.

Эмоциональное состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения потребности, достижения цели называется фрустрацией. Психологи выделяют три вида поведенческих реакций в состоянии фрустрации: внешненаправленные реакции, внутренненаправленные реакции и реакции нейтральные. Внешненаправленная реакция (экстрапунитивная) носит агрессивный характер и направлена на окружающих людей, предметы или обстоятельства. В случае внутренненаправленной реакции (интропунитивная) агрессия субъекта направлена на самого себя: человек берет ответственность за случившееся. Нейтральная реакция (импунитивная)лишена агрессии или обвинения. Обстоятельства рассматриваются как малозначащие и разрешимые с течением времени. Зрелая личность адекватно оценивает степень собственной ответственности за сложившуюся ситуацию и возможности ее изменения, она имеет богатый поведенческий репертуар, что позволяет вести себя в ситуации фрустрации достойно и конструктивно.

Наиболее устойчивыми эмоциональными состояниями являются чувства – высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. (словарь) Сильное стойкое чувство, целиком захватившее человека называется страстью. По интенсивности переживания страсть близка к аффекту.

Моральные чувства, такие как любовь, дружба, сострадание, преданность, чувство долга и т.д.выражают отношение человека к другим людям, к обществу. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности. В эстетических чувствах выражается отношение человека к прекрасному и безобразному в окружающей действительности. Праксическиечувства являются выражением отношения человека к процессу деятельности и к ее результатам.

Богатство эмоциональной жизни является отражением внутреннего мира человека. Умение эмоционально откликаться на события, сопереживать другим людям и, в то же время, не быть рабом своих чувств и страстей является важнейшим условием активной, насыщенной и интересной жизни.


 

Глава 7. Потребностно-мотивационная сфера личности

7.1.Понятие потребности. Классификация потребностей. Пирамида потребностей. Иерархия потребностей.

7.2.Мотив как опредмеченная потребность. Мотивация как сознательный и бессознательный процесс. Мотивация учения. Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация и индивидуальные различия людей. Направленность личности.

Известно, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она сама проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Исходными побуждениями к деятельности являются потребности человека.

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития. [2]

Потребности выражают зависимость человека от мира и направленность на него. Состояние потребности – это пассивно-активное состояние. Его пассивный аспект выражается в положительном или отрицательном эмоциональном состоянии, в зависимости от степени удовлетворения потребности. Активный аспект проявляется в стремлении, влечении, желании, в которых элементы аффективной и волевой сторон психики представлены в неразрывном единстве.

Существует множество классификаций потребностей. Наибольшую популярность приобрела классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, который выделил пять разновидностей потребностей, расположив их в виде пирамиды.

В основании пирамиды лежат физиологические потребнос ти: в пище, тепле, одежде, сексе, отдыхе. Эти потребности обеспечивают выживание индивида. Второй уровень образует потребность в безопасности, под которой автор понимает уверенность в будущем, порядок, защищенность. На третьем уровне расположены социальные потребности, которые отражают необходимость в принадлежности к социальной группе с тем, чтобы быть принятым, пользоваться расположением и любовью, быть объектом и субъектом привязанности и внимания. Потребность в уважении составляет четвертый уровень пирамиды. Человеку необходимо признание его качеств и уважение со стороны окружающих. Завершает пирамиду потребность в самоактуализации, то есть стремлении к самовыражению и реализации потенциальных возможностей, личностному росту и достижениям.

Маслоу считал, что непременным условием актуализации и удовлетворения потребностей более высоких уровней является удовлетворенность потребностей нижележащих. Так, голодный человек не способен думать даже о собственной безопасности, не то, что о реализации творческого потенциала.

Не всегда потребность побуждает человека к деятельности. Для того чтобы это произошло, потребность должна «найти» предмет, способный ее удовлетворить. Опредмеченная потребность становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутренний побудитель деятельности, придающий ей личный смысл. [2]

Соотношение деятельности и мотива как личностного образования непростое и неоднозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. Тогда, завершив ее, личность начинает другую. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, иногда, напротив, отстает, что неизменно сказывается на ее результате.

Одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами и, напротив, один мотив активизирует различные виды деятельности. Например, в основе учебной деятельности могут лежать учебно-познавательные мотивы, среди которых исследователи выделяют мотивацию содержанием (когда учащегося побуждает учиться либо стремление узнавать новое), и мотивацию процессом (ученику доставляет удовольствие сам процесс познания).

Помимо учебно-познавательной мотивации, учебную деятельность могут побуждать мотивы, которые связаны с результатом учения, так называемая внеучебная мотивация. В рамках этого типа мотивации выделяются несколько подвидов мотивов. Широкие социальные мотивы включают мотивы долга и ответственности перед классом, учителем, а так же мотивы самоопределения и самосовершенствования. Узколичные мотивы: мотивация благополучия (стремление получить одобрение), престижная мотивация (желание быть первым) и мотивация избегания неприятностей. [27]

Деятельность педагога также побуждается различными мотивами. Для гуманистической мотивации характерно стремление быть полезным людям и помогать им, постоянно самосовершенствоваться ради успехов студентов и учащихся. Она присуща альтруистическим натурам.

Активно-познавательная мотивация отличается направленностью педагога на обучение учащихся, познание своей специальности, углубление и расширение своих знаний, поиск новых подходов к решению вопросов обучения и воспитания.

Самоактуализирующаяся мотивация проявляется в стремлении утвердить себя в роли педагога, проявить свои личностные и профессиональные возможности, самостоятельно найти эффективные методы воздействия на учащихся и студентов.

Активно-творческая мотивация направлена на конечный результат путем преобразующей активности. Для нее характерно стремление педагога постоянно находиться в деятельном состоянии, в поиске лучших методов преподавания и различных подходов к обучению и воспитанию.

Я-центрированная мотивация проявляется в стремлении педагога творчески выполнять свою работу, испытывать удовлетворение от собственных возможностей, повысить свой профессиональный уровень, заслужить уважение.

Ситуативная, адаптивно-неопределенная мотивация проявляется в рассудительности, недовольстве внешними условиями, препятствующими его работе, конформности, в сомнениях по отношению к своим выводам и принимаемым решениям, в заниженном уровне профессиональных притязаний.

Мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной мотивационной сферы личности, под которой понимается вся совокупность ее мотивов, формирующихся и развивающихся в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют стержень всей сферы, являясь проявлением направленности личности. Совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от наличных ситуаций и ориентирующих деятельность личности, называется направленностью личности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.

Направленность, являясь совокупностью мотивов, включает определенное число иерархически связанных форм. Среди них: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Влечение является наиболее примитивной биологической формой направленности. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Стремление возникает при включении в структуру желания волевого компонента. Интерес – это познавательная форма направленности на предметы. Склонностью интерес становится при включении в его структуру волевого компонента. Идеалом является конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности. Мировоззрение – это система философских, религиозных, эстетических, естественнонаучных взглядов на окружающий мир. Убеждение является высшей формой направленности. Это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознанными или же совсем не осознаваться личностью. В направленности личности основная роль принадлежит осознанным мотивам.

Таким образом, направленность личности, потребности и мотивы являются основным источником ее активности, что делает формирование и развитие потребностно-мотивационной сферы личности важнейшей психолого-педагогической задачей.


Глава 8. Личность как субъект социальных отношений

8.1. Группа как социально-психологическая категория. Виды и функции групп. Структура малой группы. Групповая динамика. Психологическая совместимость. Лидерство. Социальные роли личности. Референтные группы. Семья как малая группа. Межгрупповые взаимодействия. Психология больших групп.

8.2.Коммуникативная компетентность личности. Понятие, виды и структура общения. Коммуникативная сторона общения: средства коммуникации (вербальное и невербальное общение). Перцептивная сторона общения. Закономерности восприятия людьми друг друга. Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействия. Конфликтное взаимодействие. Пути преодоления конфликтов. Психологическая манипуляция. Культура межличностных и межгрупповых отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.