Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная компетентность личности




В процессе жизнедеятельности группы между ее участниками складываются те или иные взаимоотношения – официальные (деловые) и неофициальные (личные). [3, 32] Официальные отношения складываются на должностной основе, регламентируются официальными документами, должностными инструкциями, приказами. Существует два основных вида деловых отношений: отношения равенства и подчинения. Неофициальные отношения строятся на основе личных симпатий и антипатий. Эффективность делового взаимодействия и эмоциональное благополучие членов группы во многом зависит от характера личных отношений в группе, которые бывают положительными, нейтральными или конфликтными.

Немаловажную роль в функционировании группы играет совместимость ее членов – оптимальное сочетание качеств людей в процессе взаимодействия. Можно выделить четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и ценностно-ориентационную. [2,32] Особенно остро проблема совместимости стоит в сложных условиях жизнедеятельности группы: в ограниченном пространстве, при дефиците времени, средств и участников.

Межличностные отношения реализуются в общении, которое является важнейшим условием и средством социализации личности.

Общениеэто сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Общение порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживает свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействия можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека. Специфика организации речевого сообщения выявляет уровень общей культуры и грамотности личности.

Общение не сводится лишь к обмену информацией или взаимодействию. В структуре общения выделяются три взаимосвязанных и взаимодействующих стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. [31].

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми, с учетом отношения партнеров к друг другу, их установок, целей и намерений.

Коммуникация осуществляется вербальными и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация осуществляется посредством специфически человеческой знаковой системы – речи.

Невербальные средства общения включают: язык мимики и жестов (оптико-кинетическая система знаков), визуальный контакт, качества голоса и интонации (паралингвистические характеристики), смех, плач, кашель, паузы, темп речи (экстралингвистические “добавки”), организацию пространства и временную организацию общения. Для эффективной коммуникации необходим единый язык и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии при организации и выполнении совместной деятельности. Исследователями зафиксированы такие виды общения, как содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается “прочтением” за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. В ходе восприятия и межличностного познания возникают эффекты первичности, новизны, ореола.

Анализ трех сторон общения в их единстве – важное условие оптимизации деятельности и взаимоотношений. Грамотное владение техниками общения является неотъемлемой частью профессионализма специалиста в любой области. В настоящее время разработаны и применяются активные формы обучения общению – социально-психологические тренинги, в ходе которых человек овладевает разными формами общения с помощью специальных систем упражнений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.