Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группа как социально-психологическая категория




Человек большую часть своего времени проводит, общаясь с другими людьми. Вступая в контакты, взаимодействуя с окружающими, мы становимся членами различных групп: дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях в спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д.

Различного рода группы являются традиционным объектом социально-психологического анализа. Что же такое группа в социально-психологическом смысле? Всякую ли совокупность индивидов можно назвать группой в строгом смысле этого понятия?

Словарь практического психолога определяет группу как ограниченную размером общность людей, выделяющуюся или выделяемую из социального целого по определенным признакам: характеру, деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. [28]

Люди становятся членами различных групп по разным причинам. Основными функциями группы являются:

поддерживающая функция: группа выступает как средство биологического выживания;

социальная функция: группа является условием и средством социализации и формирования психики человека;

инструментальная функция: группа выступает как условие выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;

экспрессивная функция: группа является как средством удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);

информационная функция: группа является условием и средством информационного, материального и прочего обмена.

Психологическое понятие группа подразумевает исключительное разнообразие его классификаций.

Прежде всего, группы можно разделить на первичные и вторичные. Первичные группы, характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью небольшого числа составляющих их людей. Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено официальными организационными взаимоотношениями.

Современные исследователи выделяют условные и реальные группы.

В условные группы людей объединяют по определенному признаку (возраст, профессия, пол, социальные роли и т.д.), их члены зачастую не знакомы и не связаны реальным взаимодействием. Реальные группы, в отличие от условных, существуют в определенном пространстве и времени. Между их членами существуют объективные взаимоотношения.

Основанием для деления групп на постоянные и временные является временная продолжительность функционирования группы.

При классификации различных групп по численности выделяют большие и малые группы. Обычно специальное внимание уделяют малым группам. Малая группа – достаточно устойчивое немногочисленное объединение людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью. Между членами малой группы, находящимися, в непосредственном общении возникают эмоциональные отношения, вырабатываются групповые нормы и развиваются групповые процессы.

Большая группа – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и пр. [28 стр. 112]

По психологическим характеристикам группы делятся на группы членства и референтные группы (эталонные). Нормы и правила референтной группы служат для личности образцом.

Основанием деления групп на формальные и неформальные является характер структуры группы. Под структурой группы понимается существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная – внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. [29] Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами. Внутри групп численностью больше 30 – 40 человек чаще всего возникает несколько неофициальных подгрупп, и вряд ли возможны постоянные неформальные контакты между всеми членам группы. Следовательно, структура группы по мере увеличения ее численности все больше будет характеризоваться формальными взаимоотношениями.

Группе присущи следующие психологические характеристики: групповые цели, групповые нормы, групповые интересы, групповые потребности, групповое мнение, групповые ценности.

Всякая группа подчиняется общим закономерностям: группа структурируется; группа развивается (возможен как прогресс, так и регресс); изменение места конкретного человека в группе может происходить неоднократно (флуктуация).

О развитии группы свидетельствуют протекающие в ней динамические процессы. [30]

– формирование социальных ролей, распределение групповых ролей; давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

– изменение активности членов: появление феноменов фацилитации (усиление энергии человека в присутствии других людей) и феноменов ингибиции (затормаживание поведения и деятельности одних людей под влиянием других);

– изменение оценок, мнений, норм поведения членов группы: появление феномена “групповая нормализация” (формирование группового стандарта-нормы);

– приближение общегруппового мнения к наиболее рискованному, чем решение, принимаемое индивидуально членами группы: появление феномена “групповой поляризации”, “экстремизации”;

– приписывание ответственности за происходящее другим членам группы, лидеру, начальнику, но не себе, подчинение авторитету: появление феномена “атрибуция ответственности”.

Своеобразным итогом развития группы является коллективгруппа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. [31]

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность, которая во многом зависит от стадии его развития, зрелости. Исследователи выделяют пять стадий развития коллектива:

1 стадия – притирка – люди присматриваются друг к другу, отсутствует коллективное творчество, очень велика роль руководителя;

2 стадия – конфликтная – открыто образуются группировки, выражаются разногласия, приобретают значение личные взаимодействия, идет борьба за лидерство;

3 стадия – экспериментирование – растет потенциал коллектива, возникает поиск новых методов и средств для улучшения работы;

4 стадия – опыт успешного решения проблем – каждый гордится принадлежностью к данному коллективу, реалистическое и творческое решение проблем.

5 стадия – прочные связи внутри коллектива – личные разногласия устраняются, складываются неформальные отношения, демонстрируются высокие результаты работы и стандарты поведения.

Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Перечисленные качества могут служить диагностическим признаком для различения просто группы людей и коллектива.

Решая какие-либо значительные проблемы, группа всегда выдвигает лидераличность, способную объединять людей для достижения цели.

Лидерство – социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Роль лидера в умении повести за собой людей, наладить между ними связи необходимые для решения имеющихся проблем. Неотъемлемой характеристикой лидера является наличие хотя бы одного последователя.

Лидерство – это способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

Учитывая задачи, стоящие перед лидером, выделяют следующие типы лидерства:

бытовой тип (в семье, в школе, студенческих группах, досуговых объединениях);

- социальный тип (на производстве, в различных обществах, организациях и движениях);

политический тип (общественные и государственные деятели).

Общее лидерство в группе складывается из трех компонентов: делового, эмоционального и информационного.

Деловой лидер (“руки группы”) может организовать дело, наладить связи, обеспечить успех. С ним хорошо работается.

Эмоциональный лидер (“сердце группы”) – человек к которому любой может обратиться за моральной поддержкой, встретить сочувствие и сопереживание.

Информационный лидер (“мозг группы”) – эрудит, может объяснить, помочь найти ответ на любой вопрос.

Идеальным вариантом является универсальный лидер, сочетающий все эти компоненты.

Необходимо отметить, что далеко не всегда официально назначенный руководитель является лидером группы. Это связано не столько с личностными особенностями начальников, сколько со спецификой деятельности руководителя. Оптимальным для нормального и продуктивного функционирования группы является сотрудничество и взаимодополнение действий руководителя (начальника) и ее лидера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.