Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баланс спроса и предложения товаров как основа планирования розничного товарооборота




В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо система­тически изучать и анализировать его конъюнктуру в разрезе от­дельных видов товаров и сегментов. Это позволит сформировать эффективную политику управления товарооборотом и опреде­лить возможные направления развития его объема и структуры.

Изучение и анализ конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом предприятия торговли охватывает три основных этапа1.

Этап 1. Текущее наблюдение за рыночной активностью осуществляется в первую очередь в тех сегментах потребитель­ского рынка, в которых предприятие торговли реализует (или планирует реализовать в ближайшее время) свою коммерче­скую деятельность. Текущее наблюдение за состоянием потре­бительского рынка требует формирования системы показате­лей, характеризующих отдельные его элементы.

Среди этих показателей особо значимы: динамика объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражается статистикой); динамика среднего уровня цен и ширины ценового диапазона по наблю­даемым товарам; изменение количества продаж данного това­ра в регионе и некоторые другие. Результаты текущего наблю­дения за конъюнктурой потребительского рынка фиксируются в табличной или графической форме.

Этап 2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка производится в процессе анализа, основная цель кото­рого состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов потребительского рынка и тех изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов проводится в две стадии:

выполняется расчет системы аналитических показателей, ха­рактеризующих текущую конъюнктуру потребительского рынка (на основе наблюдаемых информативных показателей). К та­ким показателям относятся: товарооборот данной группы товаров в расчете на душу населения в регионе; средний това­рооборот на один пункт продажи в регионе; темпы роста (сни­жения) средней цены на товар, скорректированные с учетом индекса инфляции;

о выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктур­ной стадии данного товарного рынка или его сегмента. Эти из­менения по многим товарам обусловлены сезонностью их про­изводства и потребления. Сезонность производства наиболее характерна для сельскохозяйственной продукции — в период массового сбора урожая ее предложение обычно превышает спрос, в результате чего уровень цен на отдельные виды сель­скохозяйственной продукции существенно снижается; в даль­нейшем по мере возрастания расходов по их хранению и под­сортировке цены на них возрастают. Сезонность потребления характерна для многих непродовольственных товаров — одеж­ды, обуви, головных уборов, стройматериалов и др. (наиболее ярким примером сезонности потребления являются новогод­ние елочные украшения).

В процессе оценки текущей конъюнктуры должны быть выявлены и исключены из анализа ее тенденций отдельные краткосрочные колебания, вызванные действием случайных факторов, таких, как: резкие изменения погодных условий; на­рушения ритмичности работы железнодорожного транспорта; стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция покупателей или продавцов на ожидаемые экономические действия правительства (обмен денег, изменения в налоговой системе) и т.п.

Этап 3. Прогнозирование конъюнктуры потребительско­го рынка в условиях нестабильности экономического развития нашей страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин ограничивается краткосрочным и среднесроч­ным периодами, что вполне достаточно для целей планиро­вания товарооборота. Это прогнозирование осуществляется обычно с помощью двух основных методов — факторного и трендового.

Факторный метод используется при среднесрочном про­гнозировании конъюнктуры потребительского рынка и основан на изучении отдельных факторов (экономических, де­мографических, социально-политических, природных и др.), влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного измене­ния этих факторов в предстоящем периоде. При этом вначале изучается влияние различных факторов на отдельные его эле­менты, затем выбираются наиболее значимые из них (ока­зывающие наибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных предприятий торговли, спе­циализирующихся на реализации относительно небольшого количества групп товаров, самостоятельно разрабатывает мно­гофакторные конъюнктурные прогнозы (вводя в свой штат маркетологов — специалистов по изучению и прогнозированию рынка). Другие предприятия торговли приобретают эту инфор­мацию у маркетинговых фирм, специализирующихся на про­гнозировании конъюнктуры рынков отдельных групп товаров.

Трендовый метод используется обычно для краткосрочного прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка и ос­нован на распространении выявленной в процессе проведен­ной ранее оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случайными факторами воз­действия на эту тенденцию, но учитывают предстоящие уже известные изменения внутрирыночных факторов (например, неурожай отдельных видов сельскохозяйственной продукции) и общеэкономических (изменения системы налогообложения производства и реализации отдельных видов товаров; измене­ния порядка лицензирования товаров при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод доступен любому предприятию торговли, так как базируется на резуль­татах текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных товарных рынков.

С учетом результатов прогнозирования конъюнктуры осу­ществляется планирование объема и структуры реализации то­варов на предстоящий период — наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом пред­приятия торговли. Данный процесс планирования состоит из шести этапов.

Этап 1. Выбор приоритетных целей развития товарооборо­та на предприятии. Планируя объем и структуру реализации товаров, исходят из различных целевых установок развития то­варооборота на данном предприятии торговли. Основными из них являются:

достижение показателей товарооборота, в максимальной сте­пени учитывающих возможности данного сегмента потреби­тельского рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры. Такая целевая установка характерна для предприятий торгов­ли, работающих в сегментах потребительского рынка, где спрос покупателей удовлетворен еще не в полной мере. Как правило, эти предприятия не предусматривают в плановом пе­риоде ни ассортиментной, ни региональной диверсификации своей деятельности, а естественными ограничителями разви­тия товарооборота выступают спрос покупателей и условия конкуренции в данных сегментах потребительского рынка; достижение показателей товарооборота, обеспечивающих мак­симальную эффективность использования ресурсного потен­циала предприятия. Такая целевая установка характерна для предприятий, которые ранее избрали неперспективные сегмен­ты потребительского рынка и в силу негативных конъюнктур­ных изменений резко снизили объемы реализации товаров, а соответственно и эффективность использования торговых пло­щадей, персонала и других ресурсов. Обеспечить развитие това­рооборота на таких предприятиях возможно при условии ассор­тиментной диверсификации их деятельности в плановом пе­риоде;

достижение показателей товарооборота, обеспечивающих фор­мирование запланированной прибыли, достаточной для реали­зации стратегических целей развития предприятия в плановом периоде. Такая целевая установка обычно характерна для пред­приятий торговли на ранних и средних стадиях их жизненного цикла. Реализация такой целевой установки не ограничивает возможности ни ассортиментной, ни региональной диверсифи­кации торговой деятельности в процессе планирования товаро­оборота.

Этап 2. Анализ объема и структуры реализации товаров в предплановом периоде. Задачи проведения такого анализа и его глубина должны соответствовать принятой приоритетной целе­вой установке развития товарооборота предприятия торговли в плановом периоде. В связи с этим в процессе анализа рассматривать суммарный объем планируемой реализации отдельных групп товаров должен соответствовать ранее рассчитанному общему объему их реализации.

Этап 5. Оценка напряженности разработанного плана реа­лизации товаров. Напряженным считается план реализации то­варов, обеспечивающий достаточную эффективность исполь­зования ресурсного потенциала предприятия. Напряженность разработанного плана оценивается обычно только при его ори­ентации на возможности потребительского рынка или дости­жение целевой суммы прибыли.

В основе оценки напряженности плана реализации товаров лежит сравнение планируемого товарооборота на 1 кв. м торго­вой площади и на одного работника на данном предприятии торговли с ранее определенными аналогичными показателя­ми.

Этап 6. Разработка мероприятий по осуществлению плана реализации товаров. Предполагается проведение следующих мероприятий:

- организационных — мероприятий по изменению товарного профиля магазинов; перераспределению площади торгового зала между отделами по продаже отдельных групп товаров; ис­пользованию современных методов продаж; активизации рек­ламной деятельности;

- экономических — повышение эффективности ценовой поли­тики; уменьшение товарных запасов предприятия;

- финансовых — формирование финансовых ресурсов предпри­ятия торговли, совершенствование структуры активов, увели­чение оборачиваемости оборотных средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.