КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Баланс спроса и предложения товаров как основа планирования розничного товарооборота
В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать и анализировать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов товаров и сегментов. Это позволит сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определить возможные направления развития его объема и структуры. Изучение и анализ конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом предприятия торговли охватывает три основных этапа1. Этап 1. Текущее наблюдение за рыночной активностью осуществляется в первую очередь в тех сегментах потребительского рынка, в которых предприятие торговли реализует (или планирует реализовать в ближайшее время) свою коммерческую деятельность. Текущее наблюдение за состоянием потребительского рынка требует формирования системы показателей, характеризующих отдельные его элементы. Среди этих показателей особо значимы: динамика объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражается статистикой); динамика среднего уровня цен и ширины ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменение количества продаж данного товара в регионе и некоторые другие. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой потребительского рынка фиксируются в табличной или графической форме. Этап 2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка производится в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов потребительского рынка и тех изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов проводится в две стадии: выполняется расчет системы аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру потребительского рынка (на основе наблюдаемых информативных показателей). К таким показателям относятся: товарооборот данной группы товаров в расчете на душу населения в регионе; средний товарооборот на один пункт продажи в регионе; темпы роста (снижения) средней цены на товар, скорректированные с учетом индекса инфляции; о выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии данного товарного рынка или его сегмента. Эти изменения по многим товарам обусловлены сезонностью их производства и потребления. Сезонность производства наиболее характерна для сельскохозяйственной продукции — в период массового сбора урожая ее предложение обычно превышает спрос, в результате чего уровень цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции существенно снижается; в дальнейшем по мере возрастания расходов по их хранению и подсортировке цены на них возрастают. Сезонность потребления характерна для многих непродовольственных товаров — одежды, обуви, головных уборов, стройматериалов и др. (наиболее ярким примером сезонности потребления являются новогодние елочные украшения). В процессе оценки текущей конъюнктуры должны быть выявлены и исключены из анализа ее тенденций отдельные краткосрочные колебания, вызванные действием случайных факторов, таких, как: резкие изменения погодных условий; нарушения ритмичности работы железнодорожного транспорта; стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция покупателей или продавцов на ожидаемые экономические действия правительства (обмен денег, изменения в налоговой системе) и т.п. Этап 3. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка в условиях нестабильности экономического развития нашей страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин ограничивается краткосрочным и среднесрочным периодами, что вполне достаточно для целей планирования товарооборота. Это прогнозирование осуществляется обычно с помощью двух основных методов — факторного и трендового. Факторный метод используется при среднесрочном прогнозировании конъюнктуры потребительского рынка и основан на изучении отдельных факторов (экономических, демографических, социально-политических, природных и др.), влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. При этом вначале изучается влияние различных факторов на отдельные его элементы, затем выбираются наиболее значимые из них (оказывающие наибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных предприятий торговли, специализирующихся на реализации относительно небольшого количества групп товаров, самостоятельно разрабатывает многофакторные конъюнктурные прогнозы (вводя в свой штат маркетологов — специалистов по изучению и прогнозированию рынка). Другие предприятия торговли приобретают эту информацию у маркетинговых фирм, специализирующихся на прогнозировании конъюнктуры рынков отдельных групп товаров. Трендовый метод используется обычно для краткосрочного прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка и основан на распространении выявленной в процессе проведенной ранее оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случайными факторами воздействия на эту тенденцию, но учитывают предстоящие уже известные изменения внутрирыночных факторов (например, неурожай отдельных видов сельскохозяйственной продукции) и общеэкономических (изменения системы налогообложения производства и реализации отдельных видов товаров; изменения порядка лицензирования товаров при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод доступен любому предприятию торговли, так как базируется на результатах текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных товарных рынков. С учетом результатов прогнозирования конъюнктуры осуществляется планирование объема и структуры реализации товаров на предстоящий период — наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом предприятия торговли. Данный процесс планирования состоит из шести этапов. Этап 1. Выбор приоритетных целей развития товарооборота на предприятии. Планируя объем и структуру реализации товаров, исходят из различных целевых установок развития товарооборота на данном предприятии торговли. Основными из них являются: достижение показателей товарооборота, в максимальной степени учитывающих возможности данного сегмента потребительского рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры. Такая целевая установка характерна для предприятий торговли, работающих в сегментах потребительского рынка, где спрос покупателей удовлетворен еще не в полной мере. Как правило, эти предприятия не предусматривают в плановом периоде ни ассортиментной, ни региональной диверсификации своей деятельности, а естественными ограничителями развития товарооборота выступают спрос покупателей и условия конкуренции в данных сегментах потребительского рынка; достижение показателей товарооборота, обеспечивающих максимальную эффективность использования ресурсного потенциала предприятия. Такая целевая установка характерна для предприятий, которые ранее избрали неперспективные сегменты потребительского рынка и в силу негативных конъюнктурных изменений резко снизили объемы реализации товаров, а соответственно и эффективность использования торговых площадей, персонала и других ресурсов. Обеспечить развитие товарооборота на таких предприятиях возможно при условии ассортиментной диверсификации их деятельности в плановом периоде; достижение показателей товарооборота, обеспечивающих формирование запланированной прибыли, достаточной для реализации стратегических целей развития предприятия в плановом периоде. Такая целевая установка обычно характерна для предприятий торговли на ранних и средних стадиях их жизненного цикла. Реализация такой целевой установки не ограничивает возможности ни ассортиментной, ни региональной диверсификации торговой деятельности в процессе планирования товарооборота. Этап 2. Анализ объема и структуры реализации товаров в предплановом периоде. Задачи проведения такого анализа и его глубина должны соответствовать принятой приоритетной целевой установке развития товарооборота предприятия торговли в плановом периоде. В связи с этим в процессе анализа рассматривать суммарный объем планируемой реализации отдельных групп товаров должен соответствовать ранее рассчитанному общему объему их реализации. Этап 5. Оценка напряженности разработанного плана реализации товаров. Напряженным считается план реализации товаров, обеспечивающий достаточную эффективность использования ресурсного потенциала предприятия. Напряженность разработанного плана оценивается обычно только при его ориентации на возможности потребительского рынка или достижение целевой суммы прибыли. В основе оценки напряженности плана реализации товаров лежит сравнение планируемого товарооборота на 1 кв. м торговой площади и на одного работника на данном предприятии торговли с ранее определенными аналогичными показателями. Этап 6. Разработка мероприятий по осуществлению плана реализации товаров. Предполагается проведение следующих мероприятий: - организационных — мероприятий по изменению товарного профиля магазинов; перераспределению площади торгового зала между отделами по продаже отдельных групп товаров; использованию современных методов продаж; активизации рекламной деятельности; - экономических — повышение эффективности ценовой политики; уменьшение товарных запасов предприятия; - финансовых — формирование финансовых ресурсов предприятия торговли, совершенствование структуры активов, увеличение оборачиваемости оборотных средств.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |