КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения
В настоящее время существует множество видов предприятий оптовой торговли. Главными признаками их классификации выступают масштабы деятельности, выполняемые функции, товарная специализация. По масштабам деятельности оптовые предприятия делятся на предприятия федерального и регионального уровней. Оптовые предприятия общенационального уровня действуют по всей территории страны, реализуют товары, обеспечивают федеральные нужды, осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям. По товарной специализации выделяют оптовые предприятия: о специализированные, которые осуществляют закупку и продажу розничным предприятиям товаров какой-либо определенной группы или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением; О универсальные, которые осуществляют продажу предприятиям розничной торговли универсального ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. По месту и роли в оптовой торговле выделяют оптовые предприятия: о специализирующиеся на оптовой торговле и приобретающие права собственности на товар (независимые оптовые торговцы); О выполняющие функции оптовых посредников и не приобретающие права собственности на товар; о предприятия — организаторы оптового оборота. Всех оптовиков условно можно разделить на четыре группы — оптовики-купцы, брокеры и агенты, оптовые отделения и конторы производителей; специализированные оптовики. Оптовики-купцы — независимые коммерческие предприятия, имеющие право собственности на товар. Это оптовые предприятия, оптовые дистрибуторы, снабженческие дома и т.п. Это самая большая группа оптовых торговцев, осуществляющая до 50% всей оптовой торговли. Они бывают двух видов — с полным и с ограниченным циклом обслуживания. Оптовик с полным циклом обслуживания предоставляет услуги по хранению товарных запасов, кредитованию покупателей, обеспечению доставки товара и оказанию содействия в области управления. Оптовые предприятия торгуют в основном с розничными предприятиями, предоставляя им полный набор услуг, различаясь главным образом широтой ассортимента: о оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ассортиментными группами товаров; о оптовики неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя ассортиментными группами товаров при значительной глубине ассортимента. Дистрибуторы товаров промышленного назначения продают товары преимущественно производителям, а не розничным торговцам и выполняют ряд услуг, такие, как хранение товарных запасов, кредитование и доставка товаров, также могут формировать номенклатуру товаров — смешанного или специализированного ассортимента. Оптовик с ограниченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг, в основном оптовую торговлю ходовыми товарами ограниченного ассортимента, осуществляемую за наличный расчет и, как правило, без доставки товара: - оптовик-коммивояжер — продает и доставляет товары покупателям; - оптовик-организатор — работает в отраслях, которые производят товары, доставляемые путем бестарной перевозки. Такой оптовик не держит товарных запасов и не занимается товаром непосредственно; - оптовик-консигнант — осуществляет распространение товаров непищевого ассортимента; - оптовик-посылторговец — рассылает каталоги на косметические товары, товары бытового назначения, ювелирные изделия и прочие мелкие товары клиентам из сферы розницы и различным учреждениям. Основными заказчиками такого оптовика являются коммерческие организации, расположенные в близлежащих районах; выполненные заказы высылаются клиентам по почте; - сельскохозяйственный производственный кооператив — находится в коллективном владении входящих в его состав фермеров и занимается производством сельскохозяйственной продукции для реализации ее на местных рынках. Агенты и брокеры отличаются от оптовиков-купцов тем, что они не перекладывают на себя право собственности и выполняют ограниченное число функций. Их основная функция — содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение, как правило, в размере 2—6 % продажной цены. Брокеры — обеспечивают связь покупателя с продавцом и помогают им договориться. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никаких обязательств, а также не несет риска. Агент представляет покупателя или продавца на долговременной основе: - агент (представитель) производителей — наиболее многочисленный вид оптовиков-агентов. Такой агент представляет двух или нескольких производителей, дополняющих друг друга по ассортиментной группе товаров. Он заключает официальные договоры-соглашения с каждым производителем относительно политики цен, территориальных границ деятельности, процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантий и размеров комиссионных; - полномочный агент по сбыту — заключает с производителями договоры, получая право на сбыт всей выпускаемой ими продукции; - агент по закупкам (местные закупщики) на основных рынках — подыскивает оптимальный ассортимент по наиболее благоприятным ценам, которым могли бы торговать мелкие розничные магазины в небольших городах; - оптовик-комиссионер — агент, вступающий в физическое владение товарами и самостоятельно заключающий сделки на их продажу. Оптовые отделения и конторы производят торговые операции самостоятельно, без привлечения независимых оптовых торговцев. Существуют два вида предприятий, занимающихся такой деятельностью. Сбытовые отделения и конторы, на долю которых приходится около 11 % общего количества российских оптовых предприятий, позволяют производителям более жестко контролировать деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов. Закупочные конторы играют роль брокеров или агентов, но являются структурными подразделениями организации покупателя. Специализированные оптовики подразделяются на следующие виды: оптовики-скупщики сельскохозяйственной продукции; оптовые нефтебазы, продающие и доставляющие нефтепродукты автозаправочным станциям, другим предприятиям розничной торговли и коммерческим предприятиям; о оптовики-аукционисты, демонстрирующие товар до его реализации. В настоящее время сеть оптовых предприятий торговли представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности. По организационно-правовой форме это могут быть товарищества, общества, кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, по организационно-экономической форме — торговые дома, холдинговые компании, концерны, ассоциации, синдикаты, товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки. Оптовые предприятия призваны оказывать различные виды оптовых торговых услуг: технологические услуги - хранение, подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка, экспедирование товаров; коммерческие услуги — реклама, информация, торгово-посреднические, комиссионные; организационные услуги — консультации по формированию ассортимента, качеству, организации продажи, маркетинга. Роль оптовых предприятий в процессе товародвижения велика: они обеспечивают своевременную и бесперебойную поставку товаров и формируют оптимальный ассортимент товара. Степень развития производства и уровень потребления характеризуются экономическими показателями (оптовый оборот товаров, объем и структура оптового товарооборота). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что понимается под «оптовой торговлей»? Какие задачи она решает? 2. В чем особенности оптовых торговых предприятий в сфере обращения? 3. Какие функции выполняет оптовая торговля в системе хозяйственных отношений? 4. Как и по каким принципам классифицируются оптовые предприятия? 5. Какими способами предприятия оптовой торговли привлекают общественность к потреблению своих товаров? 6. С чем связано возникновение в конце XX в. новых организационных Раздел 3. Финансы предприятий торговли и общественного питания Раздел 3 Раздел 7. Эффективность и оплата труда Тема 1. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов и их доведение до потребителя. К основным категориям труда относятся содержание и характер труда. Содержание труда характеризуется такими признаками, как сложность труда, профессиональная пригодность работника, степень самостоятельности работника. Характер труда представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношение работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера различают труд нанимателя и труд наемный, труд коллективный и индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществления, а также высокой степенью ответственности за результаты. Наемный труд – это труд работника, выполняющего по условиям соглашения должностные обязанности по отношению к работодателю. Индивидуальный труд характеризуется чаще всего как самостоятельный и независимый. Коллективный труд направлен на достижение общих целей деятельности. Различия в характере труда должны учитываться в его организации. Труд работников торговли имеет характерные признаки, отличающие его от труда в других отраслях экономики. Труд в торговле характеризуется неравномерной интенсивностью. Так, в часы «пик» покупательских потоков наблюдается чрезвычайная напряженность труда, а в другие часы – работники простаивают. В торговле затруднена механизация трудоемких операций и значительное число операций выполняется вручную. Ключевым элементом осуществления трудовой деятельности являются трудовые ресурсы. Данную категорию рассматривают на макро- и микроуровне. Как макроэкономическая категория трудовые ресурсы представляют часть населения страны, обладающую необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. На микроуровне трудовыми ресурсами являются работники организации, занятые на постоянной, сезонной и временной (более одного дня) работе. Заработная плата представляет собой основную форму распределения прибыли, предназначенной для индивидуального потребления, это важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, а также инструмент воздействия на эффективность труда работников. Данное определение является универсальным и вполне применимо к деятельности в сфере торговли и общественного питания. В настоящее время государство оказывает лишь косвенное влияние на формирование заработной платы по следующим направлениям1: о установление в законодательном порядке размера минимальной заработной платы для предприятий всех форм собственности и любого уровня подчиненности; о регулирование размеров индивидуальных заработков; о через шкалу подоходного налога введение единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы (в частности, работников структур различных уровней власти, участвующих в руководстве торговлей). Например, предприятием торговли может руководить совет его акционеров (или директоров), тем самым оказывая влияние на общее состояние торговли; О установление на федеральном уровне системы районных коэффициентов, учитывающих климатические условия на территории страны в виде региональной дифференциации размеров заработной платы. Все остальные вопросы оплаты труда администрации предприятий торговли и общественного питания решают самостоятельно, что оговаривается в трудовых договорах с работниками. Организация системы заработной платы работникам предприятий торговли и общественного питания должна основываться на применении ряда общих принципов1. Во-первых, в рамках любого предприятия рассматриваемой сферы должно существовать различие в размерах заработка работников разных профессий и должностей, т.е. должен соблюдаться принцип дифференциации размеров оплаты труда. При этом следует учитывать различные аспекты хозяйственной практики — условия труда (например, вредные и даже опасные условия труда работников горячих цехов или торговли на улице в холодное время года), различия в квалификации работников (например, продавец-консультант и стажер), сложность выполняемых ими функций, результаты деятельности предприятия в целом. Во-вторых, необходимо обеспечить материальную заинтересованность работников. Размеры заработной платы должны стимулировать работников качественно выполнять свои должностные обязанности и стремиться к достижению положительных результатов хозяйственной деятельности предприятия целом. Этот принцип реализуется при сочетании в структуре заработной платы основной и дополнительной частей. Основная часть заработной платы относительно стабильна, учитывает сложность и ответственность работы, уровень квалификации работников, условия, интенсивность труда. Дополнительная часть заработной платы является величиной переменной, зависит от результатов труда и результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом, включает премии, различного рода доплаты и выплаты, т.е. может отражать связь между оплатой труда, результатами индивидуальной работы и деятельности предприятия в целом. Например, заказчик согласен заплатить больше при условии, что работа будет выполнена раньше срока, в таком случае работники получают дополнительные выплаты. Другой иллюстрацией может послужить размер чаевых официантов в кафе, который зависит с качества обслуживания клиента. Что касается сферы торговли то вполне естественно, что чем быстрее будет работать продавец в магазине (в часы пик), обслуживая покупателей, те больше вероятность повышения выручки и «раскручивание торговой точки, за что работодатель может добавить процент зарплате продавца. Или, к примеру, промоутеры в сетях магазинов помимо оклада получают процент или фиксированную сумму надбавки к зарплате за каждую последующую единицы реализованной продукции. В-третьих, заработная плата в рамках конкретного пре; приятия должна быть построена по общим критериям на основе одних и тех же подходов. Несоблюдение данного принципа может привести к диспропорциям и перекосам в оплате труд работников разной квалификации, различных должностей. В-четвертых, при организации заработной платы необходимо учитывать, каким видом хозяйственной деятельное! занимается предприятие, что обусловливает форму организации оплаты труда. Например, на предприятиях оптовой торговли целесообразно применять повременно-премиальную систему оплаты труда для большинства категорий работнике причем дополнительная часть заработной платы может жестко увязываться с одним или несколькими итоговыми показателями функционирования предприятия. На предприятиях розничной торговли наибольший эффе1 дает применение повременной оплаты для большинства категорий работников. Сдельная оплата приемлема только при необходимости реализации максимально возможного количества товаров в сжатые сроки (например, при реализации сезонных товаров). В-пятых, организация заработной платы должна бы простой и ясной для понимания. Работники должны отчетливо представлять, что существует связь между качеством и результатами труда и размером заработков. Кроме того, с работник ми заранее оговариваются размеры и условия выплаты заработной платы; факторы, которые могут повлечь увеличен) или уменьшение размеров оплаты; применяемые премиальные системы; стимулирующие и компенсационные выплаты Причинами различия в размерах заработной платы работников как при сдельной, так и при повременной оплате труда могут быть: о различия в индивидуальной производительности работников, например вследствие собственных (природных, принципиальных) качеств, что оказывает влияние на производительность и эффективность; о квалификационные (и должностные) различия работников, определяемые рабочим стажем, уровнем образования, практикой; о сложность выполняемых функций, например помощник повара не может приготовить блюдо, приготовление которого требует специальных знаний и навыков; о производственно-технические условия труда, в частности оснащенность рабочего места; о региональные, климатические различия, например в разных городах различный спрос на рабочую силу определенной категории. Известно, что в крупных городах (в России к крупным городам относятся те, численность населения которых превышает 250 тыс.) и мегаполисах (свыше 1 млн жителей) относительно больше торговых комплексов, а также ресторанов, кафе, закусочных, бистро и других бизнес-единиц общепита. Следовательно, спрос на продавцов и работников общепита в больших городах значительно выше, чем в городах средних или малых. Каждое предприятие торговли и общественного питания разрабатывает исходные нормативы, правила для оценки различных видов труда (или использует и адаптирует уже готовые наработки). В настоящее время предприятия торговли применяют разные методы дифференциации размеров заработков. В одних случаях это происходит методом проб и ошибок, в других — путем приспособления существовавших ранее критериев под современную ситуацию; многие предприятия используют рекомендации, подготовленные органами власти разных уровней. В целом при построении системы оплаты труда возможно применение одного из двух принципиальных подходов. Понятие «эффективность труда» более широкое, чем производительность и предполагает, во-первых, соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда и, во-вторых, оценку качества труда. К системе показателей экономической эффективности труда относятся: - производительность труда (товарооборот на одного работника); - трудоемкость товарооборота (количество работников на 1 миллион рублей товарооборота); - реализованная чистая продукция на одного работника; - прибыль на одного работника; - уровень расходов на оплату труда (процентное отношение суммы расходов на оплату труда к товарообороту); - зарплатоотдача (сумма товарооборота на 1 рубль расходов на оплату труда); - доля расходов на оплату труда в чистой продукции; - фондовооруженность (стоимость основных средств организации, приходящаяся на одного работника); - органическое строение ресурсов торговли (стоимость основных и оборотных средств, деленная на расходы по оплате труда). Обобщающим показателем эффективности труда в торговли может выступать следующий:
Тема 2. Организация оплаты труда Политика предприятия торговли в области оплаты труда является составной частью управления, и от нее в значительной мере зависит эффективность предприятия в целом. Структуру оплаты труда работника предприятия торговли и общественного питания можно представить следующим образом: основная заработная плата, дополнительные выплаты, вознаграждение за конечный результат, премия за основные результаты, материальная помощь. Основная заработная плата должна быть не менее минимального размера оплаты труда при условии отработки необходимого рабочего времени. Метод начисления основной заработной платы зависит от системы оплаты труда. Оплата труда работников представляет собой цену трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе, т.е. часть издержек предприятия на производство и реализацию продукции. С одной стороны, оплата труда работников должна компенсировать расход физических и интеллектуальных сил, с другой стороны, работник не должен чувствовать себя ущербным, сравнивая оплату своего труда с оплатой аналогичного труда на родственном предприятии. Уровень оплаты труда работников предприятий торговли i общественного питания зависит от таких основных факторов как: о результаты хозяйственной деятельности конкретного предприятия и уровень его рентабельности; о кадровая политика предприятия, на которую влияет финансовое положение предприятия, например кадровая политика может быть нацелена на сокращение (пополнение) кадров; о уровень безработицы в регионе, области или среди работник соответствующих специальностей, например саратовский регион испытывает острый дефицит сантехников (их не хватает на предприятиях торговли и общественного питания), поскольку большинство потенциальных кадров обучаются торговле, менеджменту, экономике; о влияние государственных и профсоюзных организаций, которые ратуют за приемлемый уровень заработной платы, а так: за ее своевременные выплаты; о политика предприятия в области связей с общественностью Так, конкуренты своими успехами (лидирующее положение на рынке и др.) и провалами (низкая производительность и эффективность труда) способствуют активизации других пред приятии, которые стремятся улучшить имидж предприятия повышают заработную плату своим работникам, пытаются; привлечь к себе общественность в лице потребителей и клиентов. Рациональная организация оплаты труда на предприятия: торговли и общественного питания позволяет стимулировать повышение эффективности и качества труда работников обеспечивать их конкурентоспособность на рынке труда, дает возможность предприятию повысить рентабельность и прибыльность и предлагает использование следующих принципов: <> осуществление оплаты в зависимости от количества и качеств труда; о дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и регионал! ной принадлежности предприятия; О систематическое повышение реальной заработной платы с тем, чтобы темпы роста номинальной заработной платы превышали темпы инфляции; о превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы; О справедливость, т.е. равная оплата за равный труд; о учет вредных условий труда и тяжелого физического труда; о стимулирование повышения качества труда и добросовестного отношения к труду; о материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к обязанностям, приведшее к негативным последствиям для предприятия. Успешное функционирование предприятия во многом зависит от руководителя, так как он в своей деятельности постоянно решает вопросы оплаты труда работников. При организации оплаты труда руководитель должен: определить форму и систему оплаты труда работников предприятия; разработать систему окладов для специалистов и управленческого персонала, учитывая установленные государством размеры налогов от уровня заработной платы и условия договора между нанимателем и коллективом работающих. И при этих ограничениях в распоряжении руководителя имеются широкие возможности в выборе тех или иных форм или систем заработной платы, а также при определении премиальных выплат и поощрений. Оплата труда выступает основным мотивом трудовой деятельности и, являясь денежным измерителем стоимости рабочей силы, может обеспечивать взаимосвязь между результатами труда и процессом труда, а также отражать количество и сложность труда работников различной квалификации. Основная оплата труда работников складывается из оплаты, начисляемой им за отработанное время, количество и качество выполненных работ, оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, а также доплаты в связи с отклонением от нормальных условий работы. Например, у продавцов на предприятиях торговли в холодное время года повышается оплата труда, но, как правило, не за счет повышения оклада, а благодаря надбавке к основной заработной плате. Обычно надбавку получают лишь продавцы, которые работают в холодных условиях. создание условий для внутренних перемещений работников и смены видов деятельности; О возможность концентрации внимания на качестве выполняемой работы. Однако при использовании данной формы оплаты труда у работников отсутствуют стимулы, обеспечивающие рост производительности труда. Повременно-премиальная форма оплаты труда включает в себя наряду с должностным окладом (тарифной ставкой) и премию, которая позволяет устанавливать зависимость между заработком и результатами деятельности предприятия в целом. Для того чтобы применение любого вида повременной оплаты труда было эффективным, необходимо выполнение следующих условий: о тщательный учет фактически отработанного времени; О наличие должностных инструкций по категориям работников и положений о структурных подразделениях; о контроль за выполнением работниками должностных инструкций; о периодическое проведение аттестаций и пересмотра уровня квалификации работников. Особое значение в системе оплаты труда персонала имеет использование различных вариантов премирования. В современной литературе выделяют следующие основные системы премирования1: о за основные результаты хозяйственной деятельности; о по итогам работы за год; о за выполнение ответственных заданий; о специальные системы премирования. Кроме того, многие предприятия применяют систему оказания единовременной материальной помощи работникам. Порядок осуществления выплат утверждается внутренними документами и при этом зависит от финансового состояния конкретного предприятия. Каждое предприятие имеет право самостоятельно выбирать форму и систему оплаты труда.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |