КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие и несоответствие существующей системы нормирования
Понятие о техническом регулировании ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Расширение торговых отношений является одним из главных достижений нашего времени. Эффективно работающий мировой рынок - это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Проводимые в РФ реформы имеют целью обеспечить формирования в стране современного демократического общества, функционирующего на основе развитой рыночной экономики и соблюдения гражданских прав и свобод. Достигнутые за 15 лет результаты позволяют утверждать, что в России уже завершен процесс трансформации плановой экономики в рыночную, создана отвечающая самым высоким международным требованиям законодательная база, регламентирующая как административные, так и гражданские правоотношения. Это позволяет в настоящее время нашей стране уверенно претендовать на получение статуса страны с рыночной экономикой. Вместе с тем, возможности для дальнейшей работы по совершенствованию экономической системы еще далеко не исчерпаны. Одна из целей деятельности в данной сфере - максимальное сближение позиций по техническому регулированию с развитыми зарубежными странами, прежде всего со странами-членами Евросоюза, а также США. Главное, чтобы отечественный бизнес гармонично вписался в мировое экономическое пространство, мог адекватно реагировать на происходящие в мире изменения, быть готовым к жесткой конкуренции. Для того чтобы свободно торговать на мировом рынке, Россия стремится вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одними из главных условий вступления России в ВТО – это устранение тарифных, технических и административных барьеров в торговле. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и времени для продвижения товаров на соответствующий рынок. Так, в начале 2003г. в Нью-Йорке была отозвана партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как в продуктах был обнаружен сульфонамид - вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина - в различии требований национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом ведутся переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования). Приведенный пример иллюстрирует естественный «технический» барьер». Но в практике очень много искусственно создаваемых технических барьеров для России, не являющейся членом ВТО. Очень часто они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой технике (автомобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынок, часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов соответствия, выданных международно-признанными органами по сертификации и признаваемых в странах ЕС. Административные барьеры в экономике - это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием введения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет. В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90-х годов. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привело к тому, что меры, прежде всего сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами, то есть фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или иной деятельностью или продавать тот или иной товар. К административным барьерам можно отнести: Одних только государственных стандартов у нас около 22 тыс., плюс 1 тыс. строительных норм и правил (СНиП), плюс почти 1 тыс. санитарных правил и норм (САНПиН), плюс тысячи инструкций, ОСТов, ТУ, положений, правил, порядков и других ведомственных нормативных правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. В этих нормативных документах в изобилии содержатся требования устаревшие, избыточные, дублирующие, а порой и взаимоисключающие. Во многих случаях ведомственные акты не являются доступными, не публикуются и не размещаются на официальных сайтах соответствующих органов власти в Интернете. В результате предприниматели, в том числе иностранные инвесторы, не имеют четкой информации обо всем комплексе обязательных требований, которые они должны соблюдать при осуществлении хозяйственной деятельности, что крайне негативно влияет на предпринимательский климат в стране. 2) Обязательная сертификация товаров и услуг, под которую попадает около 80% товарной номенклатуры (для сравнения, в Европейском Союзе обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры). По официальным данным ежегодно имеет место порядка 2% отказов в сертификации, при этом более чем 30% продукции забраковывается уже в торговле. Это показывает, что сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров. Например, бытовые кипятильники подлежат обязательной сертификации. Однако исследования, проведенные журналом «СПРОС», показали, что 8 из 12 исследованных моделей не отвечают обязательным требованиям по пожаро-безопасности. При этом все модели были сертифицированы. 3) Лицензирование отдельных видов деятельности. В 2000г. в России лицензированию подлежало более 500 видов деятельности, при этом наблюдается тенденция к постоянному расширению этого списка, в том числе за счет необоснованного дробления видов деятельности. Для сравнения, количество лицензируемых видов деятельности в разных странах ЕС колеблется от 30 до 90. Несмотря на то, что в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1995г.) четко определено, что к лицензирующим органам относятся государственные органы и органы местного самоуправления, на практике в массовом порядке создаются ведомственные и региональные лицензионные, экспертные и иные центры, обращение в которые для получения предлицензионного экспертного заключения является обязательным. Решение о создании подобных центров принимаются, как правило, ведомственными нормативными актами и решениями региональных или местных администраций. В круг вопросов предлицензионной экспертизы входит исключительно проверка достоверности предоставленных соискателем лицензии информации и документов. При этом в качестве независимых экспертных организаций лицензионной палатой были аккредитованы коммерческие организации, в том числе являющиеся конкурентами соискателей лицензии и лицензиатов. В результате распространения подобной практики получается, что, помимо собственно платы за лицензию, хозяйствующие субъекты вынуждены платить за навязанные услуги по предлицензионной экспертизе документации, причем содержание подобных экспертиз фактически дублирует функции лицензирующих органов, обязанных проверять достоверность предоставляемых для получения лицензии документации. 4) «Административная рента» закладывается в цену, соответственно перекладывается на потребителя, что усугубляет социальные проблемы. «Административная рента» включает в себя: расходы на оформление документов; расходы на проведение сертификации; расходы на содержание и аренду помещений; расходы на штрафы и взятки и т.д. В связи с этим сдерживаются рост производства и приток инвестиций, снижается конкурентоспособность отечественной продукции. Наличие многочисленных поборов не только приводит к инфляции издержек, но и укрепляет циничное, непартнерское отношение власти и бизнеса друг другу, развивает заложенное в советское время глубокое недоверие граждан к государству. Денежные средства, которые могли бы быть потрачены на реальное обеспечение безопасности (ремонт, закупку датчиков и измерительной аппаратуры, обучение персонала и прочее) идут на штрафы и взятки. 5) Общая ситуация с проверками - негативная. Эффективность проверок низка, господствуют неформальные договоренности проверяемых и проверяющих. Целенаправленная «бомбежка» проверками используется как в целях банального мздоимства, так и для перехвата собственности, устранения конкурентов и так далее. По оценкам директоров, прямые поборы и вымогательство являются целью 30% проверок. Местные власти используют угрозу «бомбежек проверками» в целях административного и политического контроля над бизнесом. Санкции часто противоправны и оставлены исключительно на усмотрение проверяющих. Практически отсутствует ответственность за ошибочные и незаконные санкции. Правовой беспредел контролирующих служб подкрепляется правовой неграмотностью руководителей предприятий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |