КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример статистического анализа деятельности службы государственного надзора ГОССТАНДАРТа России по проверке предприятий в 2001 г
В 2001г. органами Госстандарта было предъявлено 3065 претензий 1422 предприятиям промышленности, торговли и услуг в части показателей продукции и услуг. 108 претензий (3,5%) действительно касались требований безопасности. Остальные 2957 претензий (96,5%) касались показателей, не имеющих отношения к безопасности (маркировка - 30,5%, наличие сертификатов - 16,4%, показатели внешнего вида и качества - 30%, и т.п.). За несоблюдение всех указанных выше требований к продукции к предприятиям были применены весьма суровые санкции: - запрет на реализацию плюс наложение штрафа (66,7%); - запрет реализации без наложения штрафа (88,4%); - предупреждение и выдача предписаний (всего 4,2%). ВЫВОДЫ: Служащие системы Госстандарта России незаконно расширяют сферу контроля, т.к. проверяют не обязательные требования к продукции и услугам, а любые по своему усмотрению. Сотрудники Госстандарта произвольно трактуют понятие безопасности продукции и услуг, исходя не из требований законодательства, а из собственных интересов и целей (все проверенные показатели отнесены к показателям безопасности, в том числе органолептические, и даже такие, как отсутствие запасной ткани и пуговицы к пиджаку мужскому и т.д.). В надзорной деятельности Госстандарта России основной является карательно-фискальная функция, а не функция предупреждения и пресечения нарушений. Совмещение в одном органе следующих функций: - установления обязательных требований к продукции и услугам; - надзора за соблюдением этих требований; - контроля-проверки соответствия продукции и услуг этим требованиям; - определения степени вины предприятий за несоблюдение установленных требований и характера налагаемых санкций; - наложение санкций; приводит к тому, что такой контрольно-надзорный орган постоянно стремится расширить сферу своего контроля. Из этого следует, что функции по установлению обязательных требований, надзора за их соблюдением, контроля проверки соответствия им, и назначения санкций должны быть разделены, а их выполнение должно быть возложено на различные государственные органы. В свете понимания этих проблем была выработана концепция реформирования системы технического регулирования, реализованная в ФЗ «О техническом регулировании», который был принят 27.12.02г. и вступил в силу с 01.07.03г. Закон определил механизмы, которые должны способствовать достижению следующих целей: - Ликвидация препятствий в виде необоснованных административных барьеров для развития бизнеса (прежде всего, избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации). - Снятие ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом, обязательных требований стандартов). - Стимулирование предпринимательской инициативы, в том числе путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс. В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект. В основе программ по преодолению технических барьеров в торговле лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под регулированием понимаются действия государства, организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов. Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги. Безопасность - главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование. Согласно определению, представленном в Законе, техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В этом огромном определении просматриваются главные элементы технического регулирования: - Установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам ЖЦП. Реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила по метрологии. - Установление и применение на добровольной основе требований к продукции и процессам ЖЦП, выполнению работ и оказанию услуг. Реализуется через стандартизацию. - Правовое регулирование в области оценки соответствия. Реализуется через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытания, регистрацию). Технический регламент (ТР) - это документ, который является носителем обязательных требований. По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер. Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов: 1) Независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей. Термин «приобретатель» объединяет понятия «покупатель» и «заказчик». Под независимостью следует понимать отсутствие любой формы зависимости - организационной, административной, финансовой. 2) Недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации. Госстандарт вывел из состава ЦСМ органы по сертификации. Этот принцип вытекает из принципиальных различий в правовом статусе указанных органов: первые являются государственными органами, функции вторых осуществляют лица и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. 3) Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. То же самое объяснение, что и в принципе 2. 4) Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. Этот принцип также направлен на обеспечение независимости этого органа. 5) Применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Применение этого принципа направлено на совместимость установления требований и форм их изложения в технических регламентах и документах в области стандартизации, тем более что ряд национальных стандартов будет служить «доказательной базой» технических регламентов. 6) Единая система и правила аккредитации. Выполнение этого принципа обеспечивается утверждением систем и правил аккредитации Правительством РФ. 7) Единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Этот принцип следует учитывать и при проведении добровольной оценки. 8) Единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок. 9) Соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития. Этот принцип указывает на то, что уровень требований ТР и национальных стандартов, а также материально-техническая база сертификационных лабораторий должны отвечать мировому уровню, а организация работ по оценке соответствия должна быть идентична зарубежной практике. 10) Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации. Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Федерального Закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов РФ. Федеральные органы исполнительной власти (Минздрав России, Минсельхоз России, МЧС России и др.) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции). Главная цель технического регулирования - принятие технических регламентов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |