КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика стандартизации
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов Применение технических регламентов Что такое технический регламент Общие положения В результате преобразования Госстандарта России в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. №314 и от 20 мая 2004г. №649 в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Правительством Российской Федерации проведено перераспределение функций в сфере технического регулирования между вновь образованным Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и находящимся в его ведении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Так, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004г. №179 и от 16 июня 2004г. №284, указанное Министерство является федеральным органом по техническому регулированию и осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам государственной политики в области технического регулирования, разработки технических регламентов, развития систем аккредитации и добровольной сертификации. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, а также национальным органом по стандартизации РФ («Положение о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» №294 от17 июня 2004г.). Свое настоящее название "Росстандарт» это агентство получило только 9 июня 2010 года согласно Постановлению правительства №408.
Прежде всего, технический регламент - это исчерпывающий перечень требований, которые государство предъявляет к тому или иному объекту или виду деятельности. Иные требования могут вноситься не другими документами, а только изменениями и дополнениями в данный регламент. Иными словами, это не обрывки нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности. Единицей такого нормирования, его базовым модулем становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля). Размывание этого принципа приведет к сохранению и воспроизводству нынешней ситуации, когда в стране действуют более шестидесяти тысяч разного рода документов, содержащих обязательные требования, и когда их полного объема для того или иного вида деятельности не знают не только контролируемые, но и контролирующие. Техническим регламентом может называться не любой документ, устанавливающий обязательные требования, а только такой, который принят по специальной процедуре и устроен особым образом. Технический регламент может быть принят: - Федеральным законом (основная процедура принятия ТР). - Указом Президента РФ (в исключительных случаях). - Ратифицированным международным договором. То есть ТР не может быть принят международным договором, заключенным на уровне министерств, ведомств или субъектов РФ. Такой договор должен быть ратифицирован законодателем на Федеральном уровне. - Постановлением Правительства РФ. Правительство РФ в праве издать постановление о ТР, являющееся временным и действующее впредь до вступления в силу соответствующего Федерального закона. Объектами технического регламента являются продукция и процессы жизненного цикла продукции. Технические регламенты принимаются в целях: - защиты жизни и здоровья граждан; - защиты имущества физических и юридических лиц; - защиты государственного или муниципального имущества; - охраны окружающей среды; - защиты жизни и здоровья животных и растений; - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент должен содержать: - исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются требования технического регламента; - правила идентификации объекта технического регулирования, то есть правила признания тождественности реального объекта тем его характеристикам, которые содержатся в техническом регламенте, его опознания; - минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП. - правила и формы оценки соответствия; - схемы подтверждения соответствия; - предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования; - требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Содержащиеся в ТР обязательные требования являются исчерпывающими и имеют прямое действие на территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий ТР. Перечисленные требования, не включенные в ТР, а регламентированные другими документами, носят добровольный характер. В ТР с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). По продукции, по которой (в силу отсутствия исчерпывающих научных данных) не представляется возможным определить степень допустимого риска, ТР может содержать требования, касающиеся приобретателя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. В ТР устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран или мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.
ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо: - от страны или места происхождения продукции; - от вида осуществляемых процессов ЖЦП; - от видов и особенностей сделок; - от физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правительством РФ. В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством РФ утверждается Программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться. Программа разработки ТР финансируется из бюджета страны. С последующим принятием ТР, Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни и здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы будут информированы о ситуации в области соблюдения требований ТР. Продукция, соответствие которой требованиям технического регламента подтверждено в порядке, предусмотренном ФЗ «О техническом регулировании» маркируется знаком обращения на рынке. Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу. Аббревиатура СТР расшифровывается как «соответствие техническому регламенту». Расположенная над «Т» точка в комплексе с буквой напоминает человечка. Этот символ подчеркивает главную цель технического регулирования – обеспечение безопасности граждан.
Государственный контроль и надзор (ГКиН) осуществляется следующими субъектами: - федеральными органами исполнительной власти; - органами исполнительной власти субъектов РФ; - государственными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН. ГКиН осуществляется в отношении продукции и процессов ЖЦП исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения. Таким образом, отечественный и зарубежный производители будут находиться в равных условиях (сейчас деятельность множества контролирующих организаций в основном замкнута на проверке отечественной продукции - на стадии производства). Органы ГКиН вправе: - требовать от изготовителя (продавца) предъявление документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии); - выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок; - принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР; - приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия; - привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Цели Государственного контроля и надзора: - обеспечение безопасности; - выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей». На достижение этой цель ФЗ устанавливает специальную систему информирования о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям ТР (глава 7 ФЗ). Например, В США 2тыс. отделений «скорой помощи», ежедневно поставляют в Федеральную комиссию по безопасности потребительских товаров информацию обо всех несчастных случаях, связанных с потребительскими товарами. Полученная информация обрабатывается и еженедельно по наиболее часто встречающимся случаям принимаются решения: в одних случаях налагается запрет на реализацию продукции, снятие ее с производства, изъятие из торговой сети; в других случаях, когда нет конкретной угрозы, может быть принято решение о разработке нового стандарта или корректировке действующего стандарта. Эффективная процедура надзора после поставки на рынок товара характеризуется двумя важными элементами: 1) Значительными штрафами. Если штрафы за несоответствие являются минимальными, поставщики могут рисковать даже при высокой вероятности выявления несоответствующей продукции. Штрафы рассматриваются поставщиками как досадная неприятность, а не как стимул к обеспечению соответствия; 2) Высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена. Если вероятность выявления несоответствия незначительна, поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах за несоответствие. Если вероятность выявления несоответствующей продукции в сочетании с возможным штрафом ниже расходов, связанных с обеспечением соответствия, поставщики всегда будут рисковать и допускать возможность несоответствия. Эффективность процедуры надзора после поставки продукции на рынок может быть также повышена, если она предусматривает ответственность всех участников системы поставки, так как розничные фирмы будут оказывать воздействие на оптовые фирмы или изготовителей, чтобы они поставляли продукцию, отвечающую обязательным требованиям. 2.1 Сущность стандартизации
В процессе трудовой деятельности приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. При всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения. Рассмотрим механизм стандартизации. Можно выделить четыре этапа работ по стандартизации.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |