Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеэкономической деятельности




Нетарифные методы регулирования

Сущность и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами, что предполагает государственное вмешательство в эту сферу или, иными словами, активное государственное регулирование.

Государственное регулирование внешнеэкономической сферы пред-ставлено множеством способов экономического, организационно-правового и административного характера.

Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие на внутрихозяйственные экономические процессы. Они реализуются через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговой системы, таможенных инструментов, системы страхования, стимулирования экспорта, ценового механизма.

Административные методы основаны на нормативных актах правительства или управленческих решениях. Они включают в себя различного рода запреты и ограничения, квотирование и лицензирование, технические нормы и правила безопасности, антидемпинговые ограничения, обязательную регистрацию контрактов.

Административные инструменты в стабильных условиях рассмат-риваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических механизмов регулирования. Однако в периоды экономического спада и разбалансированности экономики роль этих инструментов регулирования значительно возрастает.

Методы организационно-правовые, к которым относится и антимонопольное регулирование, базируются на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов производителей и потребителейот ограничительных акций монополий. Главная цель регулирования конкуренции – недопущение монополизации рынка отдельными компаниями.

Нетарифные методы регулирования относятся к мерам прямого воздействия на хозяйственные экономические процессы. Они включают меры, направленные на защиту интересов национальных производителей, охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды, моральных и религиозных традиций, национальной безопасности страны. В практике государственного регулирования они получили название нетарифные ограничения.

Нетарифные ограничения — меры запретительного или ограничительного характера, препятствующие проникновению иност-ранных товаров на внутренние рынки или ограничивающие возможности их использования.

В соответствии с решениями ГАТТ нетарифные ограничения классифицируются по пяти группам:

первая отражает характер участия государства во внешнеторговых операциях. Это касается субсидирования производства и экспорта товаров, системы государственных закупок, государственной торговли;

вторая касается административных и таможенных формальностей (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стои-мости товаров, товарная классификация тарифов, формы товаросопроводительных документов, включая требования к их оформлению, таможенные формальности, определение страны происхождения товаров);

третья группа представлена ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения санитарно-ветеринарных норм, стандартов, требований к упаковке и маркировке товаров;

четвертая группа – количественные и валютные ограничения импорта и экспорта, включая квотирование и лицензирование;

пятая группа – ограничения, заложенные в механизме платежей: импортные депозиты, изменения учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.

Реализация механизмов нетарифных ограничений достигается пу-тем финансового воздействия (1, 2, 5-я группы) и через инструменты административного регулирования (3-я, 4-я группы). Среди последних – запреты, квотирование, лицензирование, предписания та-моженных органов, технические барьеры, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.

Запреты импорта и экспорта — признанные международной практикой меры нетарифных препятствий. Они выступают в закрытой и завуалированной формах.

Закрытая форма — полное запрещение торговли. Обычно оно основывается на решениях ООН. Завуалированная форма проявляется в ограничениях по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны. Разновидностью запретов выступают сезонные и временные запрещения на ввоз, частичные запреты (запрет импорта конкретных товаров, способных причинить ущерб различным формам жизнедеятельности государства).

Технические барьеры — препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки, маркировки и другим требованиям.

Технические стандарты широко применяются в международной практике при определении напряжения электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров шин для автомобилей и сельхозмашин, диаметра газовых и водопроводных труб. Такого рода ограничения применяются при поставке машин и оборудования, эксплуатация которых может привести к ухуд-шению экологической ситуации.

Технические барьеры связаны и с нормативами качества ( припоставках фармацевтических, химических и ряда других товаров). Следующая группа технических барьеров связана с выполнением санитарно-гигиенических требований. Особенно это касается импорта пищевых товаров, сельхозпродуктов, медикаментов. Сюда же можно отнести и устанавливаемые национальным законодательством страны-импортера требования к упаковке и маркировке товаров. Таким образом устанавливаются вес, размеры и форма упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара и другие особенности.

Регистрация контрактов наиболее валютоемких и конкурентоспособных на мировом рынке товаров, что не влечет за собой каких-либо ограничений. Такая норма применяется исключительно для предотвращения демпинга цен и других нарушений международных норм и правил. В Республике Беларусь в перечень такого рода экспортных товаров включены продукты переработки нефти.

Антидемпинговые меры. Согласно определению комиссии ЕС критериями демпинга являются стоимостный (ценовой) критерий и размер экономического ущерба. По ценовому критерию демпинг констатируется в случаях, если цены ввезенных товаров ниже их нормальной стоимости. Величина демпинга определяется в виде разницы между экспортной ценой и нормальной стоимостью, т.е. ценой, принятой за базу сравнения.

При поставках товаров из стран с рыночной экономикой в качестве нормальной стоимости принимаются внутренние цены на идентичные товары в стране экспортера. При импорте товаров из стран с государственно-регулируемой или переходной экономикой, где велико влияние государства на установление цен, в основу расчета нормальной стоимости принимается ценовая информация стран, не входящих в Европейский союз, условия производства которых близки к условиям данных стран. Величина демпинга (демпинговая маржа) образует верхнюю границу антидемпинговой пошлины. Ее конкретная ставка устанавливается в каждом случае индивидуально и взимается только после соответствующего расследования. Весьма ответственной является деятельность партнеров по определению размера экономического ущерба (второй критерий демпинга). Под экономическим ущербом понимается убыток, который может быть нанесен импортом демпингового товара производству аналогичного товара в стране импортера.

Импортный депозит — денежный беспроцентный залог, вносимый импортером в банк перед закупкой товара. Эта мера нетарифных ограничений носит протекционистский характер, так как увеличиваются издержки импортера и повышается цена ввозимого товара.

Государственное субсидирование — мера, позволяющая экспорте-ру за счет госсубсидии выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые более низкие, чем у конкурентов. Субсидирование может быть прямым (из госбюджета) или косвенным (налоговые и кредитные льготы). Из всей системы элементов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квотирование и лицензирование.

Квотирование — это стоимостные или количественные ограничения ввоза (вывоза) товаров, устанавливаемые государством на неопределенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран путем введения квот (процентной доли). Квотирование экспорта, как правило, вводится в исключительных случаях и прежде всего на дефицитные на местном рынке товары, а также в целях обеспечения национальной безопасности государства.

Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях возникновения угрозы причинения ущерба национальным производителям со стороны конкурентов, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции со стороны зарубежных торговых парт-неров. Для достижения этих целей импортные квоты предпочтительнее, чем тарифные ограничения, так как вводятся по решению государственных органов, в то время как повышение ставок пошлин регламентируется международными соглашениями.

Квоты делятся на глобальные (общие), двусторонние, сезонные, тарифные.

Глобальные квоты (на их долю приходится 2/3 всех квот) устанавливают объем импорта на определенный период без распределения по странам, т.е. для всех стран вместе.

Двусторонние квоты предусматривают размер импорта для конкретных стран. Они устанавливаются при наличии между двумя странами договоренности о встречных обязательствах.

Сезонные квоты устанавливают ограничение импорта сельхозтоваров на определенное время года.

Тарифные квоты разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным тарифным пошлинам или беспошлинно.

Лицензирование — это разрешение на ввоз (вывоз) определенного количества товаров, выдаваемое уполномоченными государственными органами.

Различаются разовые и генеральные лицензии.

Разовая лицензия — разовое разрешение на экспорт (импорт товаров). Такая лицензия является именной, ограничена определенным по сроку временем и дает разрешение на экспорт в одну определенную страну.

Генеральная лицензия — постоянно действующее разрешение, даю-щее право на экспорт (импорт) указанных в ней товаров без ограничений по стоимости и количеству.

В Республике Беларусь установлен порядок, в соответствии с которым для получения лицензии необходимо представить в Министерство торговли следующие документы:

• четыре заявления, заполненные и заверенные в соответствии с инструкциями Министерства торговли и Государственного таможен-ного комитета;

• оригинал и копию контракта на экспорт (импорт) товаров;

• доверенность уполномоченному лицу на оформление лицензии;

• документ, подтверждающий государственную регистрацию субъ-екта хозяйствования;

• документальное подтверждение происхождения экспортируемо-го товара;

• письменное подтверждение о выделении квоты с указанием объ-емов товаров и страны назначения;

• обоснование цены сделки в виде конкурентного листа цен и обоснование отклонения от мировых цен;

• письменное разрешение уполномоченного органа страны происхождения товара на реэкспорт, если это предусмотрено межправительственными соглашениями Республики Беларусь.

Генеральная лицензия дает разрешение на ввоз (вывоз) товаров из разных стран. Она выдается МИДом по решению правительства при выполнении межправительственных соглашений. Срок действия и разовой и генеральной лицензии установлен в пределах текущего календарного года при поставке квотируемых товаров, в остальных случаях – в течение 12 месяцев со дня выдачи лицензии. Постановлениями правительства Республики Беларусь определен порядок лицензирования экспорта и импорта товаров в Республике Беларусь, обязательный для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. В соответствии с установленным порядком лицензированию и квотированию подлежит узкий круг товаров.

Постановлением утвержден перечень товаров, экспорт которыхосуществляется по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными товарами (ткани, нитки, пряжа, чулочно-носочные изделия, одеяла, пледы, белье постельное и столовое, покрывала, шторы); перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли Республики Беларусь (вина, спирт, янтарь необработанный, руды, нефть сырая и продукты ее переработки, драгметаллы, лекарственные средства, минеральные удобрения, лесоматериалы, коллекции, антиквариат возрастом более 100 лет), грибы, клюква, зерно; перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли (сахар-сырец, сахар белый, химические средства защиты растений, промышленные отходы, пиво, шины и покрышки, ковры и напольные текстильные покрытия). Действующий в Беларуси порядок лицензирования и квотирования не распространяется на предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 30 % и более.

В Республике Беларусь разработана классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления и таможенного контроля (рис. 13.1) [12].

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятель-ности дляцелей таможенного оформления и таможенного контроля разделяют на три группы:

• нетарифные меры экономического характера (требования валют-ного регулирования, налоговые нетарифные меры, экономическая политика);

• нетарифные меры неэкономического характера (запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, защиты жизни и здоровья человека, охраны животного и растительного мира, окружающей среды, художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь);

• нетарифные меры государственного таможенного регулирования (требования к декларированию, товаросопроводительным, транс-портным, таможенным, платежным документам и др.). Применение мер экономической политики связано с таможенными режимами.

Меры нетарифного регулирования экономического характера установлены исходя из необходимости:

• выполнения международных обязательств;

• защиты отечественных производителей;

• предотвращения вывоза остродефицитных сырьевых ресурсов;

• сокращения дефицита платежного баланса;

• обеспечения экологической безопасности.

Применение мер неэкономического характера непосредственно связано с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.


 

Рис. 13.1. Нетарифные меры регулирования в Республике Беларусь





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.