Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности продавца

Главной обязанностью продавца является передача товара покупателю. Надлежащее исполнение этой обязанности предполагает, что товар должен быть передан:

1) в надлежащем количестве. Если продавец передает товар в количестве меньшем, чем обусловлено договором, покупатель вправе потребовать передачи недостающего количества товара либо отказаться от переданного товара и его оплаты (т. е. отказаться от исполнения договора), а если товар уже оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы;

2) в надлежащем ассортименте, т. е. в соответствии с условием договора о соотношении передаваемых однородных товаров по модели, цвету, размеру, фасону и другим признакам (если, разумеется, такое условие было согласовано сторонами). В случае нарушения продавцом условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору: а) принять все товары; б) отказаться от всех товаров и их оплаты (т. е. отказаться от исполнения договора), а если они уже оплачены, потребовать возврата уплаченной суммы; в) отказаться только от тех товаров, которые не соответствуют условию об ассортименте, и, соответственно, от их оплаты, а остальные товары принять (т. е. частично отказаться от исполнения договора); г) потребовать замены товаров, не соответствующих ассортименту. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит продавцу об отказе от товаров, не соответствующих условию об ассортименте, они считаются принятыми;

3) в надлежащей комплектности, т. е. при наличии в нем всех необходимых для использования составных частей. При нарушении данного условия покупатель вправе потребовать: а) соразмерного уменьшения покупной цены либо б) доукомплектования товара в разумный срок. Если продавец не доукомплектует товар, покупатель вправе: а) потребовать замены некомплектного товара на комплектный либо б) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы (а если она еще не уплачена - отказаться от ее уплаты);

4) в надлежащем комплекте, т. е. во всей предусмотренной договором совокупности предметов, не связанных (в этом отличие от комплектности) единым функциональным назначением. Последствия нарушения продавцом этого условия те же, что и при нарушении условия о комплектности;

5) надлежащего качества. Качество передаваемого товара должно соответствовать условиям договора, а также предъявляе­мым к нему обязательным требованиям стандартов. Если стороны не согласовали условие о качестве, товар должен быть пригоден для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавцу при заключении договора было известно о конкретных целях приобретения товара, то для этих целей. В случае, если продавец передал покупателю товар ненадлежащего качества и не оговорил этого, покупатель вправе по своему выбору потребовать: а) соразмерного уменьшения покупной цены; б) устранения недостатков в разумный срок; в) возмещения своих рас­ходов на устранение недостатков. Если недостатки товара оказались существенными, т. е. неустранимыми или такими, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени либо проявляются вновь после их устранения, покупа­тель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо потребовать замены товара на товар надлежащего качества.

Для некоторых разновидностей купли-продажи установле­ны несколько иные последствия нарушения условия договора о качестве товара. Так, если товар ненадлежащего качества продан по договору розничной купли - продажи,покупатель вправе требо­вать устранения недостатков не в разумный срок, как установле­но для обычной купли-продажи, а незамедлительно.Отказаться же от исполнения договора или потребовать замены товара онвправе при обнаружении любогонедостатка, а не только существенного. Особенность договоров продажи недвижимости и продажи предприятия состоит в том, что покупатель не вправе требовать замены товара ни при каких условиях (это связано с незаменимос­тью предмета таких договоров).

Товар должен соответствовать условиям договора о качест­ве не только в момент его передачи покупателю, но и определен­ное время после передачи. Этот период называется гарантийным сроком. Под гарантийным сроком понимается период времени, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования. Гарантийный срок устанавливается изготовителем, продавцом или обязательными требованиями стандартов и начинает течь с момента передачи товара покупателю. Если гарантийный срок не установлен, товар должен быть приго­ден для целей его обычного использования в пределах разумного срока.

Значение гарантийного срока состоит в том, что, если недо­статки товара обнаружены в пределах этого срока, покупатель вправе предъявить любое из вышеперечисленных требований, не доказывая времени и причин возникновения недостатков. Напротив, продавец может отклонить претензии покупателя, если только докажет, что недостатки возникли после передачи товар покупа­телю вследствие неправильного хранения, использования, дейст­вий третьих лиц или непреодолимой силы. Иными словами, бремя доказывания всецело лежит на продавце, поэтому наличие гаран­тийного срока всегда выгодно покупателю. Ситуация меняется, если гарантийный срок на товар вообще не установлен или истек и недостатки обнаружены после этого, но в пределах двух лет с момента передачи товара. В этом случае уже покупатель, предъ­являя претензию в связи с недостатками товара, должен доказать, что последние возникли до передачи товара или по причинам, воз­никшим до этого момента. Таким образом, с истечением гаран­тийного срока бремя доказывания переходит с продавца на поку­пателя. Если же, наконец, недостатки обнаружены через два года после передачи товара, продавец за них не отвечает независимо от причин, по которым они возникли.

На многие товары (продукты питания, медикаменты, пар­фюмерию, бытовую химию и т. д.) устанавливается не гарантий­ный срок, а срок годности - нормативно установленные период, по истечении которого товар считается непригодным для исполь­зования по назначению и не подлежит продаже. Срок годности устанавливается нормативными актами и начинает течь с момен­та производства товара. Если на товар установлен срок годности, продавец отвечает за недостатки лишь при условии, что они обна­ружены в пределах этого срока;

6) свободным от прав третьих лиц, если только покупатель не согласен принять товар с такими обременениями. Под обременениями понимаются права аренды, залога и другие права, уста­новленные на вещь и стесняющие собственника во владении, пользовании и распоряжении ею. Обо всех обременениях товара продавец обязан поставить в известность покупателя. В случае нарушения этой обязанности и передачи товара, обремененного правами третьих лиц, о которых покупатель не знал, он вправе по своему выбору потребовать уменьшения покупной цены либо расторжения договора.

При нарушении продавцом любого из перечисленных условий о товаре (о его количестве, ассортименте, качестве и др.), покупатель вправе помимо предъявления соответствующего требования (мера защиты) потребовать также возмещения убытков и (или) уплаты неустойки, если таковая предусмотрена законом или договором (меры ответственности).

Выше были рассмотрены случаи, когда продавец ненадлежаще исполняет обязательство по передаче товара. Если же продавец не исполняет обязательство вообще (отказывается передать товар или уклоняется от его передачи), права покупателя зависят от того, определен ли предмет договора индивидуальными или родовыми признаками. В первом случае, если товар находится у продавца, покупатель вправе потребовать его изъятия либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом возможно также применение мер ответственности в виде возмещения убытков и (или) взыскания неустойки. Во втором же случае покупатель может лишь отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков и (или) уплаты неустойки.

Помимо обязанности по передаче товара продавец также несет обязанность передать покупателю все принадлежности товара, а также относящиеся к нему документы (техпаспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и др.), если иное не предусмотрено договором. В случае неисполнения этой обязанности покупатель вправе назначить продавцу разумный срок для передачи принадлежностей и документов, а по истечении этого срока при невыполнении продавцом указанного требования - отказаться от договора.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Отдельные виды гражданско-правовых договоров | Договор поставки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.