Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовые акты




Международно-правовое регулирование выражается в раз­работке международных стандартов в области социального обеспечения. Его задачами являются также гармонизация и ко­ординация законодательства разных стран по вопросам сохра­нения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а так­же сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожи­тельства.

Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным призна­кам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юриди­ческой силе и др.

По географической сфере действия международные нор­мы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пре­делах конкретного региона; двухсторонние, обязательные толь­ко для стран-участников.

В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциа­ция наглядно проявляется в Конвенциях МОТ (№ 156 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями; № 143 (1975 г.) о трудящихся-мигрантах; № 169 (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни) и актах других международных организаций.

По юридической силе международные источники права со­циального обеспечения можно классифицировать на: 1) акты, обязательные для исполнения государствами-участниками меж­дународной организаций, без ратификации; 2) акты, обязатель­ные для исполнения после совершения компетентным государс­твенным органом установленных национальным законодатель­ством действий (подписания, ратификации и т.п.); 3) акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся учредительные документы меж­дународных организаций. Нормы, содержащиеся в учредитель­ных договорах, имеют прямое действие, т.е. не нуждаются в ра­тификации. Они имеют приоритет по отношению к внутригосу­дарственному праву и порождают юридические обязательства для государств-членов международной организации, приводят в действие средства международного контроля и предусматри­вают ответственность за неисполнение.

Ко второй группе относятся документы ООН, МОТ, акты региональных международных организаций, включая междуна­родные договоры, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом. Рати­фикация международного документа - это юридический акт, со­вершая который государство заявляет о его полном признании и берет на себя обязательство привести в соответствие с ним внутреннее законодательство страны и практику. Международ­ные договоры РФ, предметом которых являются основные пра­ва и свободы человека и гражданина, а также требующие изме­нения действующего законодательства, подлежат обязательной ратификации.

С момента вступления в силу договора у государства, как субъекта международного права, возникает юридическая обя­занность исполнения договора.

В эту группу входит Международный пакт ООН об экономи­ческих, социальных и культурных правах 1966 г., в котором пра­вам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Участвующие в нем государства признают право каждо­го человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9); право на достаточный жизненный уровень, включая право на свободу от голода (ст. 11); на наивысший дости­жимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).

Среди важнейших актов ООН следует выделить Конвен­цию ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированную СССР 13.06.1990 г. Конвенция касается широкого круга гражданских и социально-экономических прав ребенка. В частности, госу­дарства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24),право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.26), право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социаль­ного развития ребенка (ст.27) и т.п.

В качестве примера двусторонних договоров можно привес­ти Договор между Российской Федерацией и Королевством Ис­пания о социальном обеспечении от 11.04.1994 г. Этот Договор распространяется на пособия по временной нетрудоспособнос­ти, семейные пособия, пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них явля­ются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам со­циального обеспечения, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969 г. и др.

Интегрируясь в мировую экономическую систему, Россия ве­дет активную работу по ратификации и подготовке к ратифика­ции международных договоров в области труда и социального обеспечения. Начиная с 1998 г., Российская Федерация уже ра­тифицировала 6 конвенций МОТ. Перечень конвенций, ратифи­кации которых придается первостепенное значение, является приложением к Генеральному Соглашению между общероссий­скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объеди­нениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010гг. В нем указаны такие основополагающие конвенции МОТ по воп­росам социального обеспечения как: Конвенция № 102 «О ми­нимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Конвен­ция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962); Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982); Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988).

Характеризуя международные акты, содержащие нормы со­циального обеспечения, нельзя не отметить Европейскую соци­альную хартию (Пересмотренную) 1996 г., подписанную Россией 14.09.2000 г. В Хартии проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст. 13). Кроме того, ст.30 закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Особое место среди международных источников права со­циального обеспечения занимают акты стран-участников СНГ. Правам человека в области социального обеспечения посвяще­на Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.

Договор об углублении интеграции в экономической и гума­нитарной областях от 29.03.1996 г. между Беларусью, Казахс­таном, Кыргызстаном и Россией закрепляет в качестве главной перспективной цели - создание Сообщества интегрированных государств.

Реализация указанной цели невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Правовое регулирование миграции трудоспособного населения в рамках СНГ, обеспече­ние социальной защиты мигрантов и членов их семей осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области тру­довой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.

Первым шагом на пути гармонизации национального зако­нодательства в области социального обеспечения стало Согла­шение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обес­печения от 13.03.1992г, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распростра­няется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотрен­ные действующим, а также будущим законодательством.

Государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования со­трудников органов внутренних дел государств-участников Со­дружества Независимых государств от 24.12.93г, Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых государств 1996 г. и др.

Большой круг вопросов социального обеспечения регулиру­ется межправительственными соглашениями государств-учас­тников СНГ: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гаранти­ях пенсионных прав жителей города Байконур от 27.04.1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. и др. Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, можно классифицировать по следующим признакам: по юридической силе; по сфере их действия; по форме акта; по правовым институтам.

В основе самой распространенной классификации норма­тивно-правовых актов лежит их юридическая сила, которая оп­ределяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов. По данному признаку все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный акт, принятый высшим законода­тельным органом государства с соблюдением особой процеду­ры. Законы являются основным источником права социального обеспечения.

Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая РФ является юридической базой для всего законода­тельства страны, в том числе и в области социального обеспе­чения. Первостепенное значение имеет ст.7, характеризующая основы конституционного строя РФ по целевой направленнос­ти социальной политики. Права человека в сфере социального обеспечения изложены в ряде статей Конституции РФ (ст.ст.37-41).

Осуществление названных прав производится путем пере­вода конституционных предписаний в плоскость отраслевого законодательства о социальном обеспечении, разработки про­цедурных форм их реализации и способов защиты. Запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека. Последние могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защи­ты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).

Важнейшей юридической гарантией права человека на со­циальное обеспечение является право обжаловать действия государственных органов и учреждений, предоставляющих со­циальное обеспечение, в суд. Это право получило воплощение в отраслевых законах под влиянием ст.46 Конституции РФ. Сле­дует напомнить, что в советский период споры по вопросам со­циального обеспечения рассматривались только вышестоящи­ми органами в порядке подчиненности.

С точки зрения организации содержания законы принято де­лить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие).

Единого кодифицированного закона (типа кодекса или Ос­нов), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта про­блема остается чрезвычайно актуальной. Разработка Основ законодательства о социальном обеспечении или Кодекса со­циального обеспечения (КСО РФ) позволила бы не только упо­рядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативно­го материала.

Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельны­ми кодифицированными законами, т.к. это не решает проблемы в целом и касаются лишь определенных групп отношений. Таки­ми законами являются: ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Более точно было бы характеризовать их как рамочные законы, поскольку они закрепляют лишь осно­вы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование.

Среди источников права социального обеспечения необхо­димо назвать и рамочные законы смешанного типа, регулирую­щие общественные отношения, входящие в предметы различ­ных отраслей. В частности, нормы социального обеспечения со­держатся в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г., Законе РФ от 19.04.1991 г. «О занятос­ти населения в Российской Федерации» и др.

Не отрицая актуальности кодификации законодательства о социальном обеспечении, ученые занимают различные позиции по поводу его формы - Основы или кодекс. Очевидно, что раз­работка такого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разра­ботать единую концепцию регулирования социально-обеспе­чительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противо­речия действующего законодательства.

Текущие законы касаются отдельных видов социального обеспечения (например, трудовых пенсий, пенсий за выслугу лет и пр.)

Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, ма­теринства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Рос­сийской Федерации и ее субъектов. Это означает, что норматив­но-правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральной и региональном уровне. К исклю­чительной компетенции федерации относится определение ос­нов федеральной политики и принятие федеральных программ в области социального развития, утверждение федерального бюджета, введение федеральных налогов и сборов, служащих источником финансирования государственных пенсий, пособий, субсидий, льгот и оплаты медицинских и социальных услуг.

Определенной компетенцией в области социального обеспе­чения обладают и органы местного самоуправления. Федераль­ным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного са­моуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской по­мощи беременным женщинам и матерям, предоставление жи­лых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ меры социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Поэтому правотворческая актив­ность законодательных органов всех уровней в данной сфере отношений ограничивается бюджетными возможностями.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить фе­деральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же предметам совместного ведения РФ и субъ­ектов федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.

Региональное законотворчество в сфере социального обес­печения динамично развивается. Законами субъектов РФ регу­лируются условия предоставления адресной социальной помо­щи; утверждается состав потребительской корзины и величина прожиточного минимума; закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммуналь­ных услуги в совокупном доходе семьи; вводятся дополнитель­ные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рож­дением детей; определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы.

Разновидностью классификации по сфере действия являет­ся объединение источников по кругу лиц.

Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью спе­циальных законов и норм, которыми устанавливаются различ­ные льготы.

Иные нормативные правовые акты по социальному обес­печению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нор­мативных актов министерств, ведомств и органов исполнитель­ной власти субъектов РФ.

Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, устраняют противоречия и восполняют пробелы федерального законодательства, вводят дополнительные виды обеспечения.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» государс­твенная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. Полномочия по выплате трудовых пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и его территориальными органами, которые не входят в систему органов исполнительной власти.

Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов со­циального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государс­твенных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. по­вышен размер компенсационной выплаты неработающим тру­доспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспо­собными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.

Постановления Правительства РФ не только координиру­ют деятельность органов государственной власти по реализа­ции принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных ка­тегорий граждан.

Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом кото­рых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину про­житочного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социаль­ному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является цент­ральным органом федеральной исполнительной власти, осу­ществляющим руководство по обеспечению единой государс­твенной политики в области здравоохранения, социальной за­щиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин и де­тей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведении этого министерства находится раз­работка предложений по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении, подготовка по поручениям Прави­тельства РФ заключений по проектам законов, а также норма­тивных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.

Большое количество нормативных правовых актов принима­ется органами исполнительной власти (например, Правительс­твом РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государс­твенными внебюджетными фондами - Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Контрольные вопросы

1. Как можно сформулировать понятие источника права?

2. Можно ли считать источниками права социального обес­печения общепризнанные принципы и нормы международного права?

3. Являются ли источниками права социального обеспече­ния международные договоры? Приведите примеры.

4. Можно ли признать источниками права социального обес­печения постановления и определения Конституционного Суда РФ? Приведите примеры.

5. Какое значение придается постановлениям Пленума Вер­ховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения?

6. Входят ли в круг источников права социального обеспече­ния локальные нормативные акты?

7. Как можно классифицировать источники права социально­го обеспечения по юридической силе и по сфере действия?

8. В каких статьях Конституции РФ закреплены основные права человека в области социального обеспечения?

9. Какова компетенция субъектов РФ и органов местного са­моуправления в области социального обеспечения?

10. Есть ли в системе источников права социального обеспе­чения кодифицированные акты? Приведите примеры.

11. Какую роль играют указы Президента РФ в регулирова­нии отношений по социальному обеспечению? Приведите при­меры.

12. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.