КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История западной социологии. Французский ученый Огюст Конт – основатель социологии как самостоятельной науки об обществе – решал проблему функционирования общества как целостного
1.1. Теория позитивизма О. Конта (1798-1857) Французский ученый Огюст Конт – основатель социологии как самостоятельной науки об обществе – решал проблему функционирования общества как целостного социального организма. В 1839 он опубликовал 3-х томную книгу «Курс позитивной философии», где впервые использовал термин «социология». а) Характеристика социологических взглядов: · считал, что общество определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов; человек играет ту или иную роль в обществе как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся личность. · О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма. Позитивная философия целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках. · согласно О. Конту, главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция сознания человека. Наука – высшее проявление интеллектуальной эволюции.
б) Проблемы гармонизации общества: · гармонизация общества – основное условие его стабильности. · О. Конт: гармония в обществе есть «гармония между целым и частями социальной системы», а также согласование всех сторон жизни общества (политической жизни общества, экономической, духовной и др.). · социальная гармония достигается с помощью науки. в) Понятия, введенные Контом: «социальная динамика», «социальная статика». · «социальная динамика» – термин раскрывает механизм функционирования и развития общества; · «социальная статика» – термин для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов. г) Теория развития. «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта – три стадии развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания: · на «теологической» стадии развития доминирует религиозная мифология. Явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил. Происходит переход от политеизма к монотеизму. · на «метафизической» стадии развития место религиозного воображения занимает опытное знание о влияниях внешнего мира и жизни людей. Однако из-за слабого развития наук понятия, отражающие эти явления, довольно абстрактны. · на «позитивной» стадии развития человеческое сознание в своих суждениях исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и метафизический подходы к миру сменяются исследованием его законов. Законы, которым, по мнению Конта, подчиняется закономерное и прогрессивное развитие общества: а) биологические; б) астрономические (законы движения небесных тел); в) климатические; г) зависящие от расового состава населения.
1.2. Органическая теория общества Г. Спенсера (1820-1903) Английский мыслитель Герберт Спенсер – последователь позитивистских идей О.Конта, является основателем «органической» школы в социологии. а) Суть «органической» теории общества: · общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов – природных (прежде всего биологических) и социальных; · все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи. Сходства общества с живым биологическим организмом в процессе роста и развития, по Спенсеру: · все общества, как живые организмы, увеличиваются в массе; · и те, и другие усложняются; · части общества приходят во все большую зависимость друг от друга; · и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма – люди в обществе). б) Теория социальной эволюции. Социальная эволюция – прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего, политических. Особенности социальной эволюции: · развитие общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов и наоборот; · в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей, изменяются многие функции общества. Основные моменты, выделяемые Спенсером в теории эволюции (в том числе социальной): · «интеграция» – переход от простого к сложному; · «дифференциация» – переход от однородного к разнородному; · «возрастание порядка» – переход от неопределенного к определенному.
в) Проблема стабильности общества. Факторы стабильности общества: · приспособительные действия; · гармония интересов людей и социальных институтов; · компромиссы в действиях людей и социальных институтов. Факторы распада общества: · снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армия и т.д.); · малоэффективность деятельности «промышленных классов»; · неверные действия политиков и др.
1.3. Теория социального реализма Э. Дюркгейма (1858-1917) Эмиль Дюркгейм – один из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX – начала XX веков. а) Учение о методе. «Правила социологического метода» (1895): · Э. Дюркгейм был сторонником научного метода в социологии, который, по его мнению, заключается в рационалистическом (строго логическом, политическом) объяснении явлений общественной жизни. · Утверждал соответствие каждого социального явления определенной потребности общества. Основные положения доктрины социального реализма, разработанной Э. Дюркгеймом: · природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами; · исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов. б) Социальные факты. Коллективное сознание. Особенности учения о социальных фактах: · социология, по Э. Дюркгейму, есть наука о социальных фактах, то есть идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей. · принцип Э. Дюркгейма: «Социальные факты надо рассматривать как вещи». · социальные факты – проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей организовано, сознательно и осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и т.д.). Социальные факты: · объективно существуют по отношению к отдельным индивидам; · социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивидов. в) Учение Э. Дюркгейма о норме и патологии в обществе, социальном здоровье: · социальные конфликты – патологические явления; · социальное здоровье – нормальное развитие жизненных сил индивида (коллектива, общества), их способностей адаптироваться к условиям среды, использовать ее для развития; · коллективность есть «основной фактор социальности», естественная среда жизнедеятельности людей; · важнейший фактор общественной жизни – социальная (правовая, политическая и др.) дисциплина, которой придерживаются индивиды. 1.4. «Понимающая социология» М. Вебера (1864-1920). Макс Вебер – немецкий мыслитель, с точки зрения которого, наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По М. Веберу, социология должна быть «понимающей», должна дать «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. а) Задачи социологии по Веберу: · понять и объяснить, посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось; · понять и объяснить, какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей»; · разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. б) Социальные действия, которые должны быть предметами изучения социологии: · осмысленные человеком с точки зрения целей и средств их достижения; · ориентированные на других субъектов (то есть учитывающие влияние своих действий и ответную реакцию на них). Виды понимания социальных действий и внутреннего мира их субъектов: · логическое (осмысленное с помощью понятий); · чисто эмоциональное. в) Проблема ценностей. Особенности: · М. Вебер в своей социологической концепции рассматривал проблему ценностей (моральных, политических, эстетических, религиозных и др.) · ценность – «установка той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе направление интереса»; · речь идет о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности: ценности определяют направленность деятельности субъекта; в то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей. г) Теория социальных действий. Теория социальных действий М. Вебера ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания. Концепция идеальных типов – важнейшая составляющая теории социальных действий. Особенности концепции идеальных типов: · идеальный тип – «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. · учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Характерные идеальные типы социального действия, выделенные М. Вебером: · «целерациональное действие» – человек ясно представляет цель и средства ее достижения, ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех. Наука – «наиболее чистое воплощение принципа рациональности»; · «ценностно-рациональное действие» – совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых; · «аффективное действие» – через бессознательные психологические импульсы, чувства; · «традиционное действие» – осуществляется через привычку. 1.5. Социологическая теория марксизма[2]. Марксизм – одно из течений социологической мысли конца XIX-начала XX веков. Основоположниками марксизма были К.Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). В настоящее время марксизм подвергается основательной критике. Марксистская социология – материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. а) Особенности марксистской социологии: · на становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.). · согласно Марксу и Энгельсу, общество – совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. · основной принцип марксистской социологии – «сведение индивидуального к социальному». · роль материальных побудительных сил состоит в том, чтобы материальные потребности и интересы обусловливали поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории. Материальные интересы делятся на личные и общие (интересы социальных групп), выражающие «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд» (К. Маркс). · одна из фундаментальных сторон материалистического понимания – обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. · общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. · ни классический, ни современный марксизм не отрицают значение индивидуального сознания, но приоритет отдают сознанию общественному. б) Аспекты общественной жизни, которым диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение: · материальные основы жизни общества; · характер взаимодействия его основных сторон; · объективная направленность развития общества; · роль сознательной деятельности людей в историческом процессе. в) Факторы, через которые общество определяет содержание и направление деятельности человека, его развитие: · система общественных отношений; · условия материального производства; · общественные институты.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |