КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный контроль
Социология образования Социализация личности Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества. Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа. Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий. Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость). В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка, его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи — первичных агентов социализации[27]. Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже XIX-XХ веков. В своих работах Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и другие социологи обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем, которые затрагивали роль, назначение и функции образования. В отечественной социологии первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в XX веке. Исследования советских социологов в 20-е годы содержали предложения, касающихся обучения работающей молодежи, подготовки новой интеллигенции, реализации программы ликвидации неграмотности (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, В.С. Овчинников и др.). Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х – начале 70-х годов. Работы Ф.Р. Филиппова, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкина были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования. Несколько позднее эту группу исследователей пополнили такие видные представители советской социологии как Н.А. Аитов, М.Х. Титма, В.Т. Лисовский, В.И. Файнбург и др. Затем социология образования расширила свое влияние: исследования проблем высшей школы были проведены Л .Я. Рубиной, С.И. Григорьевым, В.Г. Харчевой, Ю. Леонавичюсом, средней школы и учительства – Л.Г. Борисовой, Ф.Г. Зиятдиновой, А.М. Гендиным, М.И. Сергеевым, И. Кенкманом, роль профессионального образования рассматривали А.А. Овчинников, Д.Л. Константиновский, И.В. Бестужев-Лада, В.Э Шерега и др. Большой всплеск исследований по социологии среднего образования породили попытки его реформирования в 70-90-е годы XX в. В этих работах был осуществлен обстоятельный анализ происходящих изменений, а также тех препятствий, которые стояли на их пути. Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Социология опирается на обобщенную информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфраструктура образования, сравнение с другими странами и т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические задачи: · изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни; · оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости; · отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности; · выявление роли образования как фактора социального статуса; · определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов. Социальный контроль — способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: • регулируют общий ход социализации; • интегрируют личность в социальное окружение; • служат образцами, эталонами соответствующего поведения; • контролируют отклоняющееся поведение. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. Социальные санкции — это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций: · формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий); · неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т.е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т.д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т.п.); · формальные негативные санкции — это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.); · неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т.д.).
6.2. Проблема социального контроля связана с проблемой девиантного и делинквентного поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения. В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается анемическим состоянием общества, т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения. Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения · «инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения); · «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами) · «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»); · «бунт» (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми). В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения. Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. stigma — клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особое значение, а он, сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.
6.3. К наиболее распространенным формам девиантного поведения относят пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид. Алкоголизм в узкомедицинском смысле — это хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется в физической и психической зависимости от алкоголя, психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервных систем. С психологической же точки зрения алкоголизм — это определенный образ жизни, система ценностей, своеобразное мировоззрение психологически и нравственно деформированных личностей. Социально-психологические факторы алкоголизации выступают также в виде подражания, проявляющегося у подростков и молодежи стремления быстрее усвоить, перенять образцы поведения взрослых. В условиях, когда потребление спиртных напитков является неотъемлемым атрибутом образа жизни большинства взрослого населения, особенно в семье, где родители алкоголики, приобщение подростка к спиртному часто выступает как символ взрослости, как средство самоутверждения. В развитии алкоголизации подростков заметно сказывается механизм группового давления, стремление быть на «равных» с членами группы — сверстниками, уже пристрастившимися к алкоголю.
Становление индивида на путь злоупотребления спиртными напитками зависит также от: · совокупности неблагоприятных экономических, материально-бытовых, морально-нравственных условий и отношений. Они не только сопряжены с неудовлетворенностью, но и сдерживают социальное развитие людей, рост их общей культуры и нравственности, которые при положительных значениях могли бы служить реальной альтернативой алкоголю, забвению с его помощью трудностей и забот; · продолжительности действия неблагоприятных условий жизнедеятельности, определяющих частоту приема спиртных напитков; · уровня общей культуры и социального развития индивидов. Чем ниже культура, тем чаще люди предаются грубым удовольствиям, к которым относится и алкоголепотребление; · атмосфера благодушия и попустительства нарушителям правил общения и поведения на почве пьянства способствует дальнейшему росту потребления алкоголя и пополнению рядов пьяниц и алкоголиков; · доступность алкоголя. По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, широкая доступность алкоголя в два раза сокращает число трезвенников и воздерживающихся от алкоголя и вдвое увеличивает число злоупотребляющих алкоголем; · особенности организма индивида (наследственные, психические и др.).
Наркомания [28] - заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящих к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркотики — вещества, потребление которых в отличие от алкоголя способно более быстро и сильно приводить к формированию психической и физической зависимости (наркомании), т.е. состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме таких средств. Под физической зависимостью понимается состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвавшего зависимость. Абстинентный синдром — комплекс специфических для каждого наркотического средства болезненных симптомов: головная боль, боль в мышцах и суставах, насморк, желудочно-кишечные расстройства, бессонница, судороги и т.п. Психическая зависимость — патологическая потребность в приеме какого-либо вещества, избегание психологического дискомфорта, вызванного прекращением приема этого вещества. Таким веществом не обязательно служит средство, признанное наркотиком, но и алкоголь, кофеин, чай, никотин (табак) и др.
Самоубийство (суицид) — намеренное лишение себя жизни. Эта форма девиантного поведения, равно как пьянство и наркомания, относится к отклонениям пассивного типа, т.е. представляет собой негативный способ ухода от не разрешаемых проблем, от самой жизни. Мотивация суицидных актов, их ближайшая непосредственная причина — это проблемы, прежде всего, психологические и социально-психологические. Самоубийства в разных обществах в различное время приобретали различную нравственную и правовую оценку: от религиозного (у католиков и мусульман) и правового запрета (в дореволюционной России была предусмотрена уголовная ответственность за покушение на самоубийство) до ритуальных, социально одобренных или же обязательных самоубийств (самосожжение вдов в Индии, или харакири самураев). Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидальное поведение, выступают жизненные кризисы, зависящие от ситуации, в которую попал человек и обусловливаемые полом, возрастом, образованием, здоровьем, социальным и семейным положением, взаимоотношениями в группе и др.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |