КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление центральных банков и развитие их функций
Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно центральные банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию коммерческих банков. В последнем качестве они получили меткое название кредитора последней инстанции или банка банков. Центральные банки, оказывая поддержку другим банкам, постепенно стали направлять деятельность всей банковской системы в русло народно-хозяйственных интересов. Росла их роль в финансово-кредитном регулировании, обосновании финансово-кредитной политики государства, в лицензировании и контроле деятельности других банков. До XIX в. между банками не существовало разделения функций. Одни и те же банки выполняли функции коммерческих и эмиссионных банков. Государство не вмешивалось в работу банков. Они отличались друг от друга не выполняемыми функциями, а исключительно размерами. Идея создания центрального банка пришла с осознанием особой роли органа государственного регулирования в развитии финансово-кредитной системы. Эту роль должен выполнять один банк, подобно тому, как в оркестре должен быть один дирижёр. Постепенно повышалось значение банковского обращения. Объективно требовалась замена банкнотной эмиссии многих коммерческих банков эмиссией одного банка. Децентрализованная эмиссия банкнот была несовместима с государственным регулированием денежной массы в обращении, государственным контролем за ней. Функция денежной эмиссии оказалась закреплённой за одним банком. Не случайно центральные банки сначала часто называли эмиссионными. По свидетельству историков, первым центральным банком был Риксбанк в Швеции, образованный в 1668 г. Банк Англии был основан в 1694 г. Прискорбны ведущие причины создания последнего. Правительству Англии понадобился крупный заём для ведения войны с Францией. Несколько лондонских купцов объединились в частный банк и в качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Государственный банк Российской империи был создан в 1860 г.; позже, чем во Франции (1800 г.), Нидерландах (1814 г.), но несколько раньше, чем Рейхбанк Германии (1875 г.), Банк Италии (1893 г.), Банк Японии (1882 г.). В США банкнотная эмиссия была централизована только в 1913 г. с созданием оригинальной системы федеральных резервных банков. После Второй мировой войны произошло усиление позиций центральных банков в финансовой системе и постепенное превращение их в органы государственного регулирования экономики. На этом этапе правительства большинства стран национализировали центральные банки, сохранив в некоторых случаях их акционерный статус. Процесс распада колониальной системы сопровождался созданием центральных банков в молодых самостоятельных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Повсеместно к центральным банкам перешли такие функции, как денежная эмиссия, хранение свободных резервов, предоставление кредитов коммерческим банкам и правительству, осуществление расчётов по поручению правительства, хранение золотовалютных резервов и управление ими от имени государства. В настоящее время в большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. Извлечение прибыли на авансированный капитал не является смыслом функционирования капитала центрального банка. Слишком важны в общественном смысле его функции, чтобы ориентировать центральный банк на извлечение прибыли. Действия центрального банка строго определяются интересами государства. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. В России Федеральный Закон Российской Федерации «О Центральном банке (Банке России)» принят Государственной думой 27 июня 2002 года. Банковское законодательство разных стран имеет много общего; находятся и значительные отличия. Законы о центральных банках можно дифференцировать по степени регламентации их функций, а также по тому, насколько конкретно определены задачи и находящиеся в распоряжении банка инструменты. Инструменты и полномочия Банка России по Закону разнообразны и значительны. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учётом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Политика центрального банка должна соответствовать политике, проводимой правительством страны. Но государство не может безгранично влиять на деятельность центрального банка. Центральный банк юридически самостоятельное лицо. Он распоряжается своим капиталом как собственник, его имущество обособлено от имущества государства. В последнее время проблема и границы независимости центрального банка постоянно обсуждается во многих странах. Сторонники идеи независимости центрального банка исходят из того, что самостоятельный центральный банк способен противостоять политическому давлению со стороны правительства, стремящегося использовать денежно-кредитную политику для собственных (например, выборных) целей и прочих популистских решений или покрытия бюджетного дефицита. Банк России независим по Закону настолько, что не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (статья 22 Закона о Центральном банке Российской Федерации). Сторонники могущественного центрального банка правы, по нашему мнению, выдвигая следующий довод: главная цель центрального банка – ослабление инфляционных процессов. И только свободный от подчинения краткосрочным целям правительства, а также различных лоббистских групп, центральный банк способен выступать гарантом устойчивости национальной денежной единицы. В то же время центральный банк не может быть полностью свободным от действий Правительства. Политика центрального банка должна строиться в соответствии с экономической политикой государства, её основными приоритетными направлениями
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |