КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Живопись
Хронологически выделяют четыре стиля помпейских росписей: 1) инкрустационный (II – начало I в. до н.э.); 2) архитектурно-перспективный (80 – 30 гг. до н.э.), 3) орнаментальный (первая пол. I в. н.э.), 4) фантазийный (вторая пол. I в. н.э.). Эти стили были установлены и описаны в конце XIX в. Первый и второй стили развивались в эпоху Римской республики. Инкрустационный стиль, заимствованный римскими мастерами у греков, представлял собой подражание кладке стены из цветного мрамора. Цвета росписей отличались глубиной и чистотой тона. Преобладали темно-красный, желтый, черный и белый цвета. В таком стиле выполнены росписи знаменитого дома Фавна. Росписи архитектурно-перспективного стиля были объемны. Для них характерно изображение садовых или городских пейзажей, включающих архитектурные сооружения и фигуры людей. Художники могли во всю стену нарисовать колоннады, всевозможные портики, карнизы, фасады, арки и другие архитектурные детали, показанные с иллюзорной точностью. Они помещались в средней части стены, причем писались в перспективе, с применением светотени. Тем самым как бы раздвигалось пространство. Часто в центре стены изображали монументальные многофигурные сцены, в основном на мифологические сюжеты, но встречались и жанрово-бытовые композиции – как правило, копии произведений греческих живописцев IV в. до н.э. Важную роль в развитии античной стенной живописи сыграли фрески так называемой виллы Мистерий. Стены одной из ее комнат сплошь покрыты фресковой росписью. Композиция представляет сцены таинств, связанных с культом Диониса, бога вина. Двадцать девять фигур написаны почти в натуральную величину и объединены в группы, которые четкими силуэтами выступают на алом фоне стены. Красный цвет стен будто наполняет ритуальную комнату мистическим огнем. Особенно выразительна сцена с крылатой богиней, взмахнувшей хлыстом над склонившейся девушкой. В той же группе выделяется фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся золотистом покрывале. Колорит фрески составляют гармоничные сочетания желтых, зеленых, пурпурных, сиреневых и черно-лиловых цветов. Композиция построена на взаимодействии выразительных силуэтов. Пространственные элементы соотносятся с плоскостью стены. Примечательно, что помпейские фрески включают натюрморты, которые выделяются в самостоятельный жанр. Например, на натюрморте, написанном на стене дома в Геркулануме, с помощью искусно изображенных бликов на вазе прекрасно передана тонкость и прозрачность стекла. Фреска написана свободными, широкими мазками. Орнаментальный стиль был создан в период правления Августа и полностью соответствовал имперскому искусству конца I в. до н.э. Орнаменты включали египетские мотивы, так как к этому времени Египет вошел в состав Римской империи, что обусловило интерес к его искусству. В противоположность пышности второго стиля орнаментальный стиль отличали чувство меры, изящество и строгость. Росписи подчеркивали плоскость стены, украшенной уравновешенными орнаментальными композициями, тонкими колонками, напоминающими канделябры, легкими цветочными гирляндами. Иногда в центре стены повторяли картину какого-нибудь греческого мастера мифологического содержания. Помимо этого, в композицию вводились натюрморты, пейзажные и бытовые сцены. Третий помпейский стиль стал предметом подражания в европейском искусстве XVIII – начала XIX в., например в орнаментах стиля ампир наполеоновской эпохи. Помпейским росписям фантазийного стиля свойственны пышность и декоративность. В части изображения архитектуры он развивал традиции второго стиля, а богатством орнамента напоминал росписи третьего стиля. Фантастические перспективно показанные сооружения создавали впечатление театральных декораций. На стенах в свободной манере повторялись знаменитые живописные картины мифологического содержания. Множество неравномерно освещенных фигур изображены в стремительном движении, парении, танце. Особенно высоким мастерством отличаются росписи дома Ветгиев в Помпеях, в частности фризы с амурами, написанные на сочно-красном фоне. Они помогли представить занятия помпейских ремесленников. На одной фреске нарисованы купидоны, изготавливающие оливковое масло: двое в правом углу выжимают масло прессом, те, что в середине, нагревают и помешивают масло в котлах, а малыши в левом углу складывают и продают готовый товар. На другой – купидоны, работающие златокузнецами: двое плавят в горне металл, двое других бьют по наковальне, еще один изготавливает кубок, а купидон-продавец взвешивает на ручных весах украшение. По времени и характеру исполнения росписям четвертого помпейского стиля близки живописные панели «зала морских чудовищ» и некоторые другие фрески из Стабий. В истории помпейских стилей заметно последовательное чередование орнаментальных и фигурных композиций. Объединяет все четыре стиля строгое соотнесение росписей с архитектурой. А их смена свидетельствует о том, что римские живописцы овладели законами и приемами передачи пространственной и световой перспективы.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |