Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имперский стиль

Рубеж веков – время высочайшего расцвета римского искусства. Наи­более значимые памятники были созданы во второй половине I – первой половине II в. н.э. Основы имперского стиля начал закладывать Октавиан Август. В период его правления велись интенсивные поиски выразительных возможностей жанров и форм, которые отражали бы изменившуюся картину мира. Эти изменения коснулись всех сфер римской культуры и в первую очередь религиозной традиции.

По-прежнему почитались «старые» римские боги: верховный бог Юпитер (у греков его называли Зевс), бог войны Марс (у греков – Арес), богиня любви Венера (у греков – Афродита), бог виноделия Вакх (у греков – Дионис) и многие другие. Римляне верили, что от их воли зависит успешный исход событий. Например, чтобы победить в бою, нужно было обратиться к Марсу и умилостивить его дарами и жертвоприношениями. Но центральное место официальной религии занимал культ обожествленного императора, сочетавшийся с покло­нением умершим императорам и особенно чтимым ими богам, кото­рые также именовались Августами.

Однако в период империи все большее влияние приобретают раз­личные культы, религиозно-мистические обряды, заимствованные из культур Востока. На это же время приходится появление в Риме пер­вых христиан. Однако христианству суждено было пережить долгий период гонений, прежде чем в конце IV в. оно превратилось в государ­ственную религию, вытеснившую все прежние культы и обряды.

Период правления Октавиана Августа античные историки называли «золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Углубился интерес к культуре греческого и эллинистического мира, которая под­верглась своеобразной переработке. Художники настоятельно обраща­лись к греческому наследию, выбирая в качестве образцов творения пе­риода классики. Это наложило особый отпечаток на архитектурные и скульптурные произведения, сочетающие торжественное величие со строгой сдержанностью форм. Так создавался официальный стиль рим­ского искусства начала империи – августовский классицизм, вдохновля­емый образцами IV в. до н.э. Особенно ярко это проявилось в торжест­венных статуях Октавиана Августа. Эпоха Августа – историческая веха в становлении прославленного римского скульптурного портрета.

При преемниках Августа хрупкая гармония имперской идеи и от­звуков республиканских воззрений нарушается. Все большую роль в монументальном строительстве играет не профессиональный вкус ху­дожника, а прихотливый каприз заказчика – императора. Примером роскошной, чрезмерно декоративной императорской резиденции, предвосхитившей позднеримское искусство, является вилла Нерона «Золотой дом» – огромный дворцовый комплекс в центре Рима. По­сле падения Нерона дворец был разрушен, а на его развалинах возве­дены термы Траяна. Новый подъем архитектуры приходится на время правления династии Флавиев (начиная со времени правления Веспасиана). Одна из вершин римской архитектуры этого периода – амфитеатр Флавиев, или Колизей.

В эпоху зрелого имперского искусства в архитектурных ансамблях органично сочетаются огромные пространства интерьеров и открытых помещений, в убранстве зданий особенно часто применяются живопись и скульптура. Главенствующим типом архитектурного мемориального сооружения становится триумфальная арка. К середине I в. н.э. усилилось стремление к величественности, богатству и торжественной пышности.

Искусство поздней империи создавалось в период правления двух императоров-испанцев – Траяна и усыновленного им Адриана (II в. н.э.). Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры в Риме), пи­сал стихи, был приверженцем всего греческого. Примечательно, что при нем был возведен «храм всех богов» Пантеон (около 125 г.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Живопись | Архитектура. Наивысшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (II в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.