Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура. Наивысшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (II в

Наивысшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (II в. – 20-е гг. до н.э.). Технологии строи­тельства быстро совершенствовались. Все шире и разнообразнее при­менялись бетон, облицовка бетонных стен камнем, кирпичом, мрамо­ром. Отличительными особенностями построек этого времени были монументальность, широкое распространение сводчатых конструкций, позднее обеспечивших возведение огромных купольных зданий.

Самый известный образец римского храма в форме псевдоперип­тера, так называемый Квадратный дом в Ниме (Франция), сохранил­ся до наших дней. Он был возведен из розового известняка на высо­ком подиуме, фасад подчеркивали глубокий шестиколонный портик и ведущая к нему лестница. В храме, как и в большинстве римских со­оружений, использовались колонны коринфского ордера.

Простота замысла и архитектурное мастерство отличали и инже­нерные постройки. В Ниме до сих пор сохранился грандиозный по высоте Гардский мост (современное название – Пон-дю-Гар), являв­шийся частью акведука для снабжения города водой. Масштабность и вместе с тем легкость этой многоярусной аркады подчеркивает дина­мика ритма арочных пролетов различного размера.

В имперский период получили распространение и такие типичные для римской архитектуры сооружения, как триумфальные арки, ме­мориальные колонны, форумы.

Архитектуре III – первой половины IV в. н.э. были присущи искания и противоположные тенденции. С одной стороны, поражала грандиоз­ность масштабов сооружений, а с другой – наблюдалось стремление максимально облегчить конструкцию, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.

Триумфальные арки. Древние римляне любили проводить триумфальные шествия в честь побед над врагом и возводить триумфальные арки, через которые победившее войско входило в город. Один из лучших образцов классической римской архитектуры времен империи – триумфальная арка императора Тита, воздвигнутая в 81 г. Она украше­на колоннами, рельефами с изображениями Тита и его войск, торже­ственно вступающих в Рим. Это сооружение должно было служить постаментом для несохранившейся статуи Тита на квадриге.

От арок августовского времени арка Тита отличается не только особой монументальностью, но и замечательным пластическим мас­терством. Вероятно, здесь впервые был применен композитный тип ордера, сочетающий ионические волюты и коринфские капители.

Самая большая арка возведена в 315 г. в честь императора Констан­тина. Украшающие ее барельефы и скульптуры относятся к различно­му времени и вобрали в себя черты двух веков римского искусства.

Форумы. Периоды правления Флавиев и Траяна (последняя чет­верть I – нач. II в. н.э.) отмечены грандиозными архитектурными со­оружениями. Например, рядом с Римским форумом были возведены форумы императоров, предназначенные для торжественных церемо­ний. Форум Траяна – самый красивый и внушительный по сравнению со всеми императорскими форумами (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы). Входом на него служила триумфальная арка. Форум был вы­мощен цветными мраморными плитами. В середине стояла позоло­ченная конная статуя Траяна. Здесь были выстроены храм и две библиотеки – греческая и латинская. Между ними находилась колонна Траяна, единственная подобного типа сохранившаяся до наших дней. Колонна сложена из мраморных цилиндров, высота ствола достигает 38 м. Вся поверхность колонны покрыта четкими рельефами со мно­жеством подробностей победных военных походов и восхвалениями императора (его изображение встречается более 80 раз). Эти рельефы служат важным источником информации об исторических событиях и о самом Траяне. Портреты времени, культивировавшегося идеал про­стоты, отличались сдержанностью и замкнутостью, внутренний мир моделей не раскрывался.

Колонну венчала фигура императора, а в основании покоилась урна с его прахом. Таким образом, колонна Траяна служила еще и мемориалом.

Архитектура империи превратилась в главное средство прославле­ния императора и могущества государства. Так, исключительно тор­жественный вид форума Августа подчеркивал идею незыблемости го­сударства и власть цезаря.

Колизей. В центре Рима в I в. н.э. был возведен колоссальный амфи­театр, с первых дней своего существования ставший одной из главных Достопримечательностей города. В окружности он достигал почти 500 м, в высоту – 48,5 м. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым, но в дальнейшем он получил название Колизей (от лат. colosseum – исполинский).

В Колизее свое самое совершенное воплощение нашел прием на­несения ярусами на прорезанную арками стену системы ордерных элементов, что придавало зданию величие и масштабность. Внизу располагались элементы тосканского ордера, затем – ионического и наверху – коринфского. Четвертый ярус был глухим с коринфскими пилястрами – плоскими выступами. Ордерная аркада – характерная особенность зрелой древнеримской архитектуры.

Конструктивные особенности Колизея явились принципиально новым словом в архитектуре. Арену, оснащенную разными техничес­кими приспособлениями, можно было превратить даже в бассейн, где устраивались сражения кораблей. Ее окружали яруса трибун. В ниж­нем ярусе на почетной мраморной трибуне сидели император и его окружение, в следующем ярусе – римские граждане, еще выше – иностранцы, а на самом верху на деревянных скамьях – женщины и беднота. Номера на билетах указывали, в какие ворота надо входить. Публика могла заполнить огромный амфитеатр менее чем за 10 минут.

На церемонии открытия в 80 г. в представлении участвовало 5 тыс. диких зверей: экзотических животных стравливали друг с другом в смертельной схватке. Здесь проводились и бои гладиаторов.

Благодаря специальным подъемникам звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену (многие из этих соору­жений сохранились). В дождь и при палящем солнце над всей ареной натягивали парусиновую крышу. Хитроумный механизм, состоявший из канатов и подъемных блоков, приводили в действие матросы.

Более 300 лет публика в Колизее была свидетелем жутких зрелищ, затем они были запрещены, и Колизей стал постепенно разрушаться. В последующие века его использовали как каменоломню, варварски добывая мрамор для новых сооружений. Однако этот памятник усто­ял и по-прежнему остается символом Римской империи.

Колизей приобрел славу архитектурного достижения, намного опередившего свою эпоху благодаря технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей. Конструктивные принци­пы постройки Колизея нашли применение в современных стадионах.

Пантеон. По грандиозности замысла с Колизеем соперничает «храм всех богов» Пантеон – единственное сооружение античного мира, сохранившееся до наших дней в своем первоначальном виде. Он представляет собой цилиндрический объем (ротонду) с выступаю­щим портиком. Совершенны пропорции Пантеона: диаметр купола почти равен высоте всего храма. Внутри огромного каменного зала храма массивный купол из литого бетона выглядит легким благодаря пяти рядам квадратных углублений (кессонов). Грандиозный эффект производит луч света, падающий сверху через круглое девятиметро­вое отверстие в куполе («Глаз Пантеона»). Величественность интерь­ера подчеркивают двухъярусные стены с колоннами, нишами и свод­чатыми арками. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Купол, покрываю­щий гигантскую ротонду, символизирует небосвод. Все здесь напо­минает о вечности и о всемогуществе богов. Заложенная в Пантеоне идея уже близка христианству.

Термы. В римских городах в I в. н.э. появились здания нового ти­па – термы – общественные бани, вмещающие 2–3 тысячи человек. Помимо их основного предназначения они служили местом содержа­тельного досуга и развлечений. Высокие стены, образующие четырех­угольник, окружали большую площадь с дорожками для прогулок. Здесь располагались библиотеки, галереи скульптур, помещения для занятий музыкой, стадион, сады. В изобилии подавалась пища.

Посещать термы было любимым занятием римлян. Там их взор услаждали позолота, мозаики, блеск полудрагоценных камней, украша­ющих огромные сводчатые и купольные залы. Два аристократа, по­встречавшись ранним утром, спешили узнать: «А вы сегодня уже были в термах?»

Самые знаменитые – термы императора Каракаллы (III в.) – представляли собой грандиозное сооружение со сложными перекры­тиями сводов, своеобразную энциклопедию архитектурно-художест- венных приемов. До наших дней дошли лишь развалины этих терм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Имперский стиль | Скульптура. В эпоху империи продолжают развиваться рельеф и круглая пластика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.