КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скульптура. В эпоху империи продолжают развиваться рельеф и круглая пластика
В эпоху империи продолжают развиваться рельеф и круглая пластика. Ведущее место по-прежнему занимает портрет. Но под воздействием греческого искусства резко меняется характер образов – теперь они воплощают идеал строгой классической красоты, отражающей тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия. Вместе с тем официальный портрет августовского классицизма полон жизненности и достоверности. Так, парадная статуя Августа в доспехах полководца (I в. н.э.), несмотря на традиционную помпезность, отмечена естественностью и точным портретным сходством. Август изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте, словно он обращается к своим легионам. Непокрытая голова и босые ноги статуи указывают на то, что скульптору были известны традиции греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает композиции Поликлета. На мраморном портрете Ливии, жены Августа, изображена молодая привлекательная женщина в образе богини Цереры. При всей обобщенности форм здесь выражены индивидуальные особенности – характерный нос с горбинкой, маленький рот с тонкими губами, острый подбородок. Портрет сочетает в себе достоверность, свойственную искусству римлян, и идеализацию образа, присущую греческой классике. Портрет флавиевского времени – период высочайшего развития этого жанра – отмечен большей индивидуализацией характеров, динамичностью энергичных ракурсов и поворотов. Римский скульптурный портрет отличает печально-усталый взгляд, свидетельствующий о разочарованности в жизни. Такое впечатление создавалось за счет преувеличенно больших глаз с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. В эпоху Антонинов так изображали всех, даже детей. Со времен Адриана утвердилась традиция изображать лицо в обрамлении пышной прически. Особой виртуозности в этом достигли скульпторы при Марке Аврелии. Они изобрели ряд технических приемов, чтобы передать богатую игру светотени на волосах: каждую прядь высверливали и соединяли с другой прядью специальной перемычкой, а в ней дополнительно углубляли бороздки. Затем каноны изображения изменились – перестали делать пышные завитки волос, почти не было усов и бород. Главной задачей стало выявление пластики формы. К эпохе имперского Рима относится конная статуя Марка Аврелия (II в.), установленная на Капитолийском холме. Она выполнена по древней античной композиционной схеме – всадник поднял правую руку в указующем жесте. Однако облик всадника не вполне соответствует миссии воителя. Кажется, что Марк Аврелий размышляет не о военных победах, которых у него было не много, а о проблемах мира. Лицо императора отрешенное и самоуглубленное. Это единственная бронзовая статуя, уцелевшая без переделки до наших дней. Она рассчитана на восприятие с разных сторон. В портрете римского императора Каракаллы точно передан его характер мрачного, жестокого тирана, свирепого и подозрительного. Ничего не укрылось от художника: ни отвисшие жировые складки, ни мешки под глазами, ни щетина на плохо выбритом подбородке. В мраморе древнеримские ваятели запечатлевали и образы далеких от власти людей, например чванливого, обрюзглого Вителлия, сириянки с изысканной прической и туманным меланхолическим взором, по-солдатски грубого Филиппа Аравитянина, супругов Катона и Порции, трепетно и бережно относившихся друг к другу. Все эти работы – пример глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Римские скульптурные портреты кажутся поразительно живыми. «Женский портрет» (IV в.) предвосхищает иконные лики ранневизантийского искусства. Древнеримский скульптурный портрет не похож ни на египетский, ни на греческий, его отличает особая духовность. Портрет – лучшее, что создали римляне в области скульптуры. Но и в живописи он получил широкое распространение.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |