Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скульптура. В эпоху империи продолжают развиваться рельеф и круглая пластика

В эпоху империи продолжают развиваться рельеф и круглая пластика. Ведущее место по-прежнему занимает портрет. Но под воздействием греческого искусства резко меняется характер образов – теперь они воплощают идеал строгой классической красоты, отражающей тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.

Вместе с тем официальный портрет августовского классицизма полон жизненности и достоверности. Так, парадная статуя Августа в до­спехах полководца (I в. н.э.), несмотря на традиционную помпезность, отмечена естественностью и точным портретным сходством. Август изо­бражен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте, словно он обращается к своим легионам. Непокрытая голова и босые ноги статуи указывают на то, что скульптору были известны тра­диции греческого искусства, представляющего богов и героев обнажен­ными или полуобнаженными. Постановка фигуры с опорой на одну но­гу напоминает композиции Поликлета.

На мраморном портрете Ливии, жены Августа, изображена моло­дая привлекательная женщина в образе богини Цереры. При всей обобщенности форм здесь выражены индивидуальные особеннос­ти – характерный нос с горбинкой, маленький рот с тонкими губами, острый подбородок. Портрет сочетает в себе достоверность, свойст­венную искусству римлян, и идеализацию образа, присущую гречес­кой классике.

Портрет флавиевского времени – период высочайшего развития этого жанра – отмечен большей индивидуализацией характеров, ди­намичностью энергичных ракурсов и поворотов.

Римский скульптурный портрет отличает печально-усталый взгляд, свидетельствующий о разочарованности в жизни. Такое впе­чатление создавалось за счет преувеличенно больших глаз с тяжелы­ми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. В эпо­ху Антонинов так изображали всех, даже детей.

Со времен Адриана утвердилась традиция изображать лицо в об­рамлении пышной прически. Особой виртуозности в этом достигли скульпторы при Марке Аврелии. Они изобрели ряд технических при­емов, чтобы передать богатую игру светотени на волосах: каждую прядь высверливали и соединяли с другой прядью специальной пере­мычкой, а в ней дополнительно углубляли бороздки. Затем каноны изображения изменились – перестали делать пышные завитки волос, почти не было усов и бород. Главной задачей стало выявление пласти­ки формы.

К эпохе имперского Рима относится конная статуя Марка Аврелия (II в.), установленная на Капитолийском холме. Она выполнена по древней античной композиционной схеме – всадник поднял правую руку в указующем жесте. Однако облик всадника не вполне соответ­ствует миссии воителя. Кажется, что Марк Аврелий размышляет не о военных победах, которых у него было не много, а о проблемах мира. Лицо императора отрешенное и самоуглубленное. Это единственная бронзовая статуя, уцелевшая без переделки до наших дней. Она рас­считана на восприятие с разных сторон.

В портрете римского императора Каракаллы точно передан его ха­рактер мрачного, жестокого тирана, свирепого и подозрительного. Ничего не укрылось от художника: ни отвисшие жировые складки, ни мешки под глазами, ни щетина на плохо выбритом подбородке.

В мраморе древнеримские ваятели запечатлевали и образы далеких от власти людей, например чванливого, обрюзглого Вителлия, сириянки с изысканной прической и туманным меланхолическим взором, по-солдатски грубого Филиппа Аравитянина, супругов Катона и Пор­ции, трепетно и бережно относившихся друг к другу. Все эти рабо­ты – пример глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Римские скульптурные портреты кажутся по­разительно живыми. «Женский портрет» (IV в.) предвосхищает икон­ные лики ранневизантийского искусства.

Древнеримский скульптурный портрет не похож ни на египет­ский, ни на греческий, его отличает особая духовность. Портрет – лучшее, что создали римляне в области скульптуры. Но и в живописи он получил широкое распространение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура. Наивысшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (II в | Живопись. Эволюцию живописного портрета проследить сложно, так как подоб­ные изображения почти не сохранились
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.