Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и проч. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Этапы развития
Возраст
Ведущая деятельность
Новообразования
Кризис
Младенческий
возраст.
- - - - - - - - - - -
На данном этапе:
период новорожденнос
ти.
0 – 1 год.
- - - - - - - -------
0 – 1
месяц.
Эмоциональное общение со взрослыми (в основном с близкими).
- - - - - - - - - - - - -
Развитие условных рефлексов.
Первоначальное сознание психической общности со взрослыми, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
- - - - - - - - - - - - - -
Появление индивидуальной психической жизни ребенка.
Кризис 1 года (возникает из-за противоречия в максимальной социальности ребенка и минимальными возможностями общения).
- - - - - - - - - - - - - -
Кризис новорожденности (существование ребенка занимает как бы серединное положение между внутриутробным развитием и постнатальным; ребенок отделяется от матери физически, но не биологически).
Ранний детский возраст.
1 – 3 года.
Предметно-манипулятивная.
Возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Осознание себя как активного субъекта.
Кризис 3 лет (кризис отношений, вслед за ним возникают новые ориентации в человеческих отношениях). Проявляется: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.
Дошкольный возраст.
3–7 (6) лет.
Игровая деятельность.
В игре и других видах деятельности: иерархия мотивов, развитие воображения и других психических процессов, начальные элементы волевой регуляции, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, психосексуальная идентификация, обретение более адекватной и устойчивой самооценки, развитие высших чувств и др.
Кризис 7 лет (кризис мировоззрения, меняющий ориентацию в мире вещей). Возникают противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и «дошкольными» способами их решения; развитие внутренней позиции ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.
Младший школьный возраст.
6-7 – 10-11 лет.
Учебная деятельность.
Интеллектуальная рефлексия, развитие волевой регуляции, внутренний план действия; совершенствование всех психических процессов.
Кризис 11 лет – подростковый (кризис отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях).
Подростковый (отроческий, средний школьный) возраст.
10-11 –
14-15 лет.
Общение со сверстниками, общественно полезная деятельность.
Чувство взрослости – возникающее представление о себе уже не как о ребенке; перестройка мотивационной сферы, интеллектуальной сферы, сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.; формирование «Я» - идентичности.
Кризис 15 лет (связан с новообразованиями, потребностью быть самостоятельным, осознать себя как «Я»; процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, поэтому в подростке существует и «взрослое», и «детское»).
Юношеский возраст.
14-15 – 18 лет.
Учебно-профессиональная деятельность.
Развитие теоретического мышления, философская рефлексия, поиск общих закономерностей и принципов, склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельность; увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».
Кризис 18 лет (связан с новообразованиями, потребностью подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других).
Молодость
(ранняя взрослость).
18-20 – 30 лет (границы условны).
Профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, стремление к карьере, создание семьи и стремление к продолжения рода.
Становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, поиск смысла жизни, определение перспектив и целей жизни и т.д.
Могут быть кризисы, связанные с двояким характером молодости: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, не всегда человек способен найти и реализовать в ней себя.
Взрослость (зрелость) – изучает акмеология.
30 – 55-65 лет
(во-1, взрослость определяется физиологически;
во-2, социально и юридически; в-3, собственное отношение к возрасту.
Центральная стадия жизненного пути, связанная с переживанием необходимости другим: воспитание детей, внуков; новые пути и средства самоактуализации; трудовая деятельность.
Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) – реализуется в заботе и воспитании молодого поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве
Могут быть кризисы, если ситуация развития во взрослости неблагоприятная, имеет место регрессия: чрезмерная сосредоточенность на самом себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению.
Трудовая деятельность; деятельность, связанная с интересами; творческая деятельность.
Старость – явление больше социальное, чем физиологическое, психологическое развитие продолжается и в старости. Мудрость как форма независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с жизнью: зрелость ума, тщательная обдуманность суждений, глубокое всеобъемлющее понимание.
Могут быть кризисы, связанное с сужением социальных связей из-за прекращения обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с усталостью от интенсивных социальных связей; после 60 постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений; у людей преклонного возраста перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся потребности в безопасности и надежности.
Литература
1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
2. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского.— 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр "Академия", 2009.
3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление