Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы возрастной периодизации в онтогенезе




Основные закономерности психического развития

Условия нормального развития:

- нормальная работа головного мозга;

- нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

- сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;

- систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.

Закономерности в развитии нормального ребенка:

- цикличность психического развития;

- неравномерность психического развития;

- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

- пластичность нервной системы;

- соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Общие закономерности отклоняющегося развития:

- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

- трудность словесного опосредования;

- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

 

Все события совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолютного времени условно и абсолютно в том смысле, что в шкалу укладываются все человеческие жизни, обретая там свое место, соотнесенное по времени с другими жизнями и другими процессами развития и бытия всего сущего вообще.

Хронологический возраст -возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни.

Биологический возраст – определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Виду их изменяемости установлено при помощи статистических данных, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, т.е. установлены определенные возрастные нормативы.

Если у человека не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом возрасте, т.е. его биологический возраст меньше хронологического; если наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст – определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционально-волевого и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

За основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования.

Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то психологический возраст меньше хронологического; при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст – измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (школа, профессия, семья и т.д.), и, с другой стороны, возрастные изменения, определяющие мировоззрение, отношение к жизни человека.

Если они отстают от нормативных, то социальный возраст меньше хронологического, если опережают – то больше.

Субъективный, переживаемый возраст личности имеет внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

За основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует.

Субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.