КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления деятельности специального психолога
Цель и задачи специальной психологической помощи Определение специальной психологической службы Психолога Цели и задачи специальной психологической помощи в Лекция №3 образовании; основные направления работы специального План 1. Определение специальной психологической службы. 2. Цель и задачи специальной психологической помощи. 3.Основные направления деятельности специального психолога.
В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения. Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии. Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям.
Основные цели психологической службы - оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи. Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели. Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: • реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе; • подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования; • учет и развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития; • создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата (в детском саду, школе, гимназии, интернате, колледже и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни; • профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи; • оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям; • осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия; • приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре. Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников образовательного процесса. Область и объекты профессиональной деятельности специального психолога — психолого-педагогическое сопровождение лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе: ▪ учреждений образования: в специальных (коррекционных) детских садах и школах, в том числе в учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, включая детские дома, приюты; ▪ учреждений здравоохранения: Дома ребенка, учреждения интернатного типа, реабилитационные и профилактические центры и т.п.; ▪ социальных структур, социальной сферы: учреждения социального обеспечения, реабилитационные центры, центры временного содержания, органы внутренних дел, юстиции и т.д. Специалист по профилю Специальная психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
§ диагностико-аналитическая; § консультативная; § психопрофилактическая § коррекционно-развивающая § коррекционно-педагогическая § научно-исследовательская; § преподавательская § культурно-просветительская.
Соответственно видам деятельности специальный психолог решает следующие профессиональные задачи в работе с лицами с ОВЗ: в области коррекционно-педагогической деятельности: ▪ компенсация и коррекция нарушений в развитии; ▪ изучение, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация; ▪ построение и корректировка индивидуальных программ развития и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики; ▪ осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения; ▪ психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей; ▪ консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу; ▪ оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания; в области исследовательской деятельности: ▪ сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; ▪ выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; ▪ планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения. в области культурно-просветительской деятельности: ▪ формирование общей культуры лиц с ОВЗ; ▪ организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; ▪ пропаганда толерантного отношения к лицам с ОВЗ в обществе.
Литература 1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2009. 2. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – 6-е издание. – М., 2008. 3. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского.— 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр "Академия", 2009. 4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008. 5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005. 6. Журнал «Вестник образования России» http:/www.vestniknews.ru или http:/www.informika.ru
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |