КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав и бухгалтерской (финансовой) отчетности и предъявляемые к ней требования
Состав бух. отчетности регламентируется ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” и ФЗ “О бухгалтерском учете”. Организация должна составлять бух. отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная – это промежуточная отчетность. Бух. отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений. Содержание и форма “Бух. баланса” и “Отчета о прибылях и убытках” и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бух. отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за 2 года: отчетный и предшествующий ему. Данные в формах бух. отчетность проставляются в тыс. руб. без десятичных знаков. Разрешается предоставлять в млн.руб. без десятичных знаков. Существующие статьи бух. баланс должны подтверждаться данными инвентаризации имущества, расчетов и обязательств.
23.3. Бухгалтерский баланс: правила оценки статей баланса При составлении бух. баланса должно выполнятся следующее: 1. Данные на начало года должны следовать данным баланса за предшествующий год; 2. Не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылях и убытках, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующим ПБУ. 3.Отдельные показатели отражаются в нетто оценки, т.е. за минусом регулирующих величин. В частности основные средства и нематериальные активы в балансе показывается по остаточной стоимости, т.е. за минусом начисленной амортизации. При составлении баланса создают правила оценки отдельных его статей. Общие подходы в определении оценки имущества и обязательств организации установлены ст.11 ФЗ «О бухгалтерском учете». Незавершенные капитальные вложения и объекты финансового вложения (кроме займов) не оплаченные полностью отражаются в балансе для застройщика в сумме фактических затрат. Финансовые вложения в акции других организаций в балансе показываются по рыночной стоимости, если она ниже стоимости принятия к учету (балансовой), такое правило действует в том случае, когда акции копируются на фондовом рынке, а информация о результатах копировки регулярно публикуется в существующих изданиях. Материалы, полученные от списания основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания с баланса указанных объектов. Сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия в балансе показываются по их фактической себестоимости, которая включается в фактические затраты на их приобретение и заготовление. Готовая продукция отражается в балансе согласно варианту учетной политики: 1. По нормативной (плановой) производственной себестоимости; 2. По фактической себестоимости изготовления; 3. В сумме прямых затрат. Если на материальные ресурсы в течение года снизились цены или они морально устарели, либо частично потерял свой первоначальные свойства, то в балансе на конец года они показываются по цене возможной реализации. Разница в цене - это прямой убыток, который учитывается в составе прочих финансовых результатов. По фактической или нормативной полной себестоимости в балансе учитываются отгруженные товары (счет 45), сданные работы или оказанные услуги. Остатки незавершенного производства (сальдо счета 20) в балансе показывается в оценке в зависимости от характера производства. В единичном производстве незавершенное производство оценивают в сумме фактических затрат на дату его инвентаризации. В массовом и серийном производстве остатки незавершенного производства в балансе оценивают по одному из вариантов: 1. Фактическая и нормативная производственная себестоимость. 2. По прямым статьям затрат 3. По стоимости материальных затрат т.е. сырье, материалы полуфабрикаты. Расходы будущих периодов (счет 97) отражаются в сумме фактических затрат связанных с осуществлением мероприятий в отчетном году, по подлежащим погашению в следующих отчетных периодах (арендная плата, расходы на подготовку кадров). Денежные средства в кассе и на счетах в банках в иностранной валюте отражаются в отчете в рублях. Для пересчета используют курс ЦБ. Р.Ф. на последний день отчетного периода(52). Дебиторская и кредиторская задолженность раскрываются в балансе в сумме согласованных сторонами. Если эти обязательства несогласованны, то каждый из участников показывает задолженности в сумме согласно данным текущего учета, который он признает правильным. По ст. У.К Р.Ф. показывают сумму, зафиксированную собственником в учредительных документах, т.е. в Уставе организации (счет 80). По графе статей займы и кредиты (счета 66,67) задолжники организации показываются в сумме основного долга и начисленных процентах. 23.4. Формирование показателей отчета о прибылях и убытках
“Отчет о прибылях и убытках” характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и дает возможность сопоставить их с результатами за предшествующий отчетный период. Отчет включает 4 графы. В двух последних приводятся числовые показатели, графа 3 – за отчетный период, графа 4 – за предшествующий период. “Отчет о прибылях и убытках” содержит данные о доходах и расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет включает разделы: доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы. Отчетность содержит 18 показателей: 1) выручка нетто от продажи товаров за вычетом НДС, акцизов; 2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. Дт90Кт43, Дт90 Кт41, Дт90 Кт20 - для работ и услуг; 3) валовая прибыль (п1-п2); 4) коммерческие расходы - Дт90 Кт44; 5) управленческие расходы – Дт90 Кт26; 6) прибыль, убытки от продаж. Расчетно: разность показателей п.3-п.4-п.5 или п.1-п.4-п.5-п.2; В разделе “Прочие доходы и расходы” показываются прочие доходы и расходы 7) проценты к получению – кредитный оборот субсчетов счета 91, на котором показаны проценты к получению - Дт76 Кт91; 8) проценты к уплате – дебетовый оборот субсчетов счета91, где отражены проценты к уплате; 9) доходы от участия в других организациях – дивиденды, которые может получить фирма - Кт91 Дт51; 10) прочие доходы – Дт91 Кт51 – выручка от продажи основных средств без НДС; 11) прочие расходы – дебетовый оборот счета 91, на котором отражен налог на имущество - Дт91Кт68, оценочные резервы – Дт91 Кт14,59,63, остаточная стоимость выбывших основных средств – Дт91 Кт01, фактическая себестоимость проданных материалов – Дт91 Кт10; 12) прибыль (убыток) до налогообложения (расчетная величина; 13) отложенные налоговые активы (ОНА) – разница между дебетовым и кредитовым оборотами – счет 09; 14) отложенные налоговые обязательства (ОНО) – разница между дебетовым и кредитовым оборотами - счет 77; 15) текущий налог на прибыль - дебетовый оборот по счету 99 с корреспонденцией счетов Кт68 Дт99, на которых отражены расчеты по налогам на прибыль и штрафным санкциям. Эту сумму корректируют на величину ОНА и ОНО; 16) Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – Дт84 Кт99 – убыток, Кт84 Дт99 – прибыль отчетного периода.
РАЗДЕЛ 6 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 24. Сущность управленческого учёта 24.1 Сущность, предмет и объекты управленческого учёта. 24.2 Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта. 24.3 Основные концепции управленческого учёта. 24.1.Сущность, предмет и объекты управленческого учёта. Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью. Сбор информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью их последующего отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает ее анализ, подготовку и интерпретацию. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения. Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата. Основная цель управленческого учета — представление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений. Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты. Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией, оно получает: • интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации и ее.основных структурных подразделений за прошедший отчетный- период и на конкретный период времени; • материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных структурных подразделений; • плановые и прогнозные показатели на предстоящий период. Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент времени, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделений, а также: информацию о смежных подразделениях и контрагентах. Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности. Основные задачи управленческого учета: • учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и представление информации по ним менеджерам; • учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям; исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и др.); • определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям; контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности; планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности; прогнозирование и оценка прогноза (представление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования); • составление управленческой отчетности и ее представление управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.
24.2.Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта. Для сравнительной характеристики финансового и управленческого учета необходимо выяснить сходство и различие этим подсистем бухгалтерского учета СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
24.3.Основные концепции управленческого учёта. Центр ответственности — это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью. В каждом центре ответственности осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно измерить в качестве дохода центра ответственности (например, практически невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией). Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли. По принципу возможности и целесообразности исчисления прибыли и ее использования центры ответственности разделяются на три вида: • центр затрат; • центр прибыли; • центр инвестиций. В центрах затрат контролируются, как правило, только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат. В центрах прибыли менеджер контролирует не только затраты, но и доходы. Сопоставляя доходы и расходы по центру, определяют прибыль. Основная цель центра прибыли - получение максимально высокой прибыли. Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации и другие достаточно самостоятельные части головной организации. По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: за снабжение, производство, сбыт продукции, центр управления! Центр ответственности за снабжение планирует, учитывает и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство. Центр ответственности за производство планирует, учитывает и контролирует затраты на производство продукции, объем и ассортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляет ее себестоимость. Центр ответственности за сбыт продукции (центр продаж) планирует, учитывает и контролирует затраты по продаже продукции (работ! услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку ет продажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов. Центр управления (служба главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета и т.д.) планирует, учитывает и контролирует затраты на их функционирование и определяет эффективность своей деятельности. Основой функционирования центров ответственности является сопоставление фактических затрат с расходами по смете. Смета является, в сущности, финансовым планом для каждого центра ответственности. При составлении смет во внимание принимают, как правило, только затраты, контролируемые соответствующим центром. Центр затрат - это любая единица деятельности организации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы. Центрами прибыли могут быть цехи, производства, отделы сбыта (маркетинга) и другие подразделения организации, руководители которых являются ответственными и обладают полномочиями как по затратам, так и по доходам. В качестве центра прибыли выступает также организация в целом. Отчетным документом по затратам центра прибыли являются рассмотренные ранее отчеты об исполнении сметы центров затрат высших уровней (обычно начиная с цехового уровня). Основным же отчетным документом центра прибыли является отчет по прибыли, содержание которого зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, от обычной деятельности, до налогообложения, чистой или маржинального дохода. Если центр прибыли отчитывается по валовой прибыли, то в отчете отражают стоимость произведенной продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции данного центра, составляющие ее производственную себестоимости и исчисляемую величину валовой прибыли. В том случае, когда центр прибыли отчитывается по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительно данные о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и соответствующей части общехозяйственных расходов (если они не включаются в производственную себестоимость), позволяющие исчислить полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации. При составлении отчета по прибыли от обычной деятельности в отчет включают данные об операционных н внереализационных доходах и расходах и сумме налога на прибыль. Центры инвестиций — это структурные единицы самого высокого уровня крупных децентрализованных организаций: дочерние и зависимые общества головных организаций, филиалы и др. В западных странах к центрам инвестиции относят также отделения транснациональных корпораций. Поскольку применительно к центрам инвестиций исходят из допущения, что они являются отдельными организациями, это центры составляют обычные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе отчет по прибыли. Поэтому в настоящее время для оценки деятельности центров инвестиций в странах с рыночной экономикой используют четыре показателя: • прибыль; • рентабельность активов; • остаточная прибыль; • экономическая добавленная стоимость (ЭДС).
Тема 25. Организация управленческого учёта в зависимости от технологии и организации производства 25.1. Сущность понятий: затраты, издержки, расходы, себестоимость. Типология затрат.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |