КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка нематериальных активов
Вопрос 32. Отчетность организации и ее значение. Состав, порядок и сроки представления годовой бухгалтерской отчетности. Подготовительная работа перед составлением годового отчета. Бухгалтерская отчетность - это совокупность взаимосвязанных обобщенных показателей, характеризующих имущественное состояние и результаты финансово- хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных бухгалтерского учета. Отчетность используется для анализа финансового состояния организации, для определения платежеспособности, для прогнозирования деятельности на следующие периоды. Выделяют текущую (месячную, квартальную) и годовую бухгалтерскую отчетность. Составлению и представлению годового отчета предшествует ряд подготовительных работ обеспечивающих полноту, объективность и своевременность отражения включаемых в него данных. Главный бухгалтер планирует порядок составления годового отчета. Проводится инструктивное совещание сотрудников, привлекаемых к подготовке отчета. В числе подготовительных работ: изучение инструкций о порядке заполнения отчетности, составление графика организации работы с указанием сроков и исполнителей, ответственных за выполнение работ. В ходе подготовительной работы перед составлением отчетности изучаются инструкция по заполнению форм бухгалтерской отчетности. Для обеспечения реальности показателей отчетности проводится ряд подготовительных работ перед составлением отчета: 1. Для приведения данных отчетности к фактическому состоянию проводится инвентаризация имущества и обязательств. В зависимости от вида имущества проводят инвентаризацию в сроки не ранее 01.10 по ТМЦ либо 01.11 по ОС. К концу декабря результат инвентаризации должен быть отражен в учете. 2. Проводится переоценка основных средств и объектов незавершенного строительства (если индекс роста цен на продукцию производственно-технического назначения в октябре текущего года по отношению к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, составил 103 % и более). Результат переоценки проводится в учете 31 декабря для того, чтобы в баланс включить переоцененную стоимость ОС. 3. В обороты за декабрь включаются все операции по уточнению данных и исправлению ошибок за отчетный год. Сверяются данные аналитического и синтетического учета. 4. В конце года перед составлением бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается и новый отчетный год начинается с нулевых остатков по счету 99. Сальдо счета 99 списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль/Непокрытый убыток». Эта операция называется реформацией баланса. Д 99 К 84 -списывается сумма нераспределенной прибыли Д 84 К 99 - списывается сумма непокрытого убытка Необходимо также закрыть субсчета к счетам 90.91.92 В состав годового отчета входят следующие формы: —форма №1—«Бухгалтерский баланс» —форма №2—«Отчет о прибылях и убытках» —форма №3—«Отчет об изменении капитала» —форма №4—«Отчет о движении денежных средств» —форма №5—«Приложение к бухгалтерскому балансу» —форма №6—«Отчет о целевом использовании полученных средств» —пояснительная записка -Организации, подлежащие обязательному аудиту (Акционерные общества, организации с иностранным капиталом, банки, страховые организации), представляют также аудиторское заключение. Пояснительная записка к годовому отчету должна включать основные показатели, которые не нашли отражение в формах отчетности. При этом следует учесть полученные результаты хозяйственной деятельности, и определить факторы, повлиявшие на них. В записке отражают обоснование и порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В том случае, если по каким-либо причинам изменились остатки на начало года, необходимо объяснить причину изменений. Также должна отражаться ситуация, связанная с изменением в учетной политике. Формы годовой отчетности составляются в миллионах белорусских рублей, подписываются руководителем и главным бухгалтером. Годовой отчет должен быть утвержден в порядке, установленном учредительными документами (например, на собрании учредителей). Предоставляется годовой отчет собственнику (если организация государственной формы собственности, то в орган государственного управления или вышестоящую организацию), а также в другие органы в соответствии с законодательством (например, инспекцию министерства по налогам и сборам). Годовой отчет предоставляется за отчетный период с 31.12 но 01.01. Годовой отчет предоставляется не позднее 90 дней по окончании года. Датой представления отчетности является дата ее фактической передачи или дата почтового отправления. Вопрос 33. Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Права и обязанности главного бухгалтера. Порядок формирования учетной политики. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учёте и отчётности» одной из основных задач бухгалтерского учёта и отчётности является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её финансовом положении, полученных доходах и понесённых расходах. Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учёт и создать необходимые условия для правильного его ведения. Эти обязанности заключаются, в зависимости от объёма учётной работы, в следующем: 1) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. 2) Ввести в штат должность бухгалтера. 3) Передать на договорных началах ведение бухучёта организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учёта pi отчётности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем. 4) Вести учёт лично в случаях, предусмотренным Законом или иными законодательными актами РБ (если это частное унитарное предприятие и эта возможность прописана в уставе). Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с её учредительными документами. На должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, имеющее высшее специальное образование или средне специальное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учёту, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухучёта, оформления и представления для учёта документов и сведений. В компетенцию главного бухгалтера входят: 1) постановка и ведение бухгалтерского учёта в организации. 2) формирование учётной политики организации. 3) составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности. Денежные и расчётные документы без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств. В случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации; который несёт всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательством и принятой учетной политикой организации. Учетная политика организации — это совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя. В учетной политике должен быть раскрыт организационно-технический и методологический аспекты учета. Формирование и оформление учетной политики осуществляется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкцией но бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». В учетной политике должно быть отражено: 1. Описание принятых способов ведения учета 2. Рабочий план счетов 3. Применяемые формы первичных документов, если они отличаются от типовых 4. График документооборота Изменения в учетную политику должны вводиться с начала следующего отчетного периода. Егорова Елена Борисовна 6.09.2011 г. Основные понятия
В настоящее время необходимость учета и оценки нематериальных активов вызвана тем, что индивидуальные преимущества компании определяются уникальными по своей природе неосязаемыми объектами учета. Однако, на ряду с неосязаемыми активами каждое предприятие обладает зданиями, оборудованием, материалами, денежными средствами. При покупке и поглощении стоимость компании в большей степени формируется в основном за счет нематериальных активов. Экономическая ситуация в РФ имеет ряд существенных особенностей, которые не позволяют использовать общепринятые в мировой практике подходы и методы к оценке комплекса НМА. В научной литературе существует множество статей, посвященных оценке НМА. Можно выделить работы Валдайцева С.В., Григорьева А., Егерева В.Е., Козыря Ю.В. приведенные методики в указанных работах требуют уточнения в связи с тем, что не в полной мере отражают экономическую сущность объекта оценки.
Нематериальные активы (НМА) – внеоборотные немонетарные активы, не имеющие материальных носителей, либо внеоборотные немонетарные активы, стоимость которых во много раз превосходит стоимость их материальных носителей. Под монетарными активами понимают активы, отражающие денежные средства или денежные обязательства. Все остальное относится к немонетарным активам.
Категория НМА в современном понимании является следствием теории динамического баланса, согласно которой актив – это, прежде всего, капитализируемые расходы (которые предположительно в будущем принесут доход). Понятие НМА в РФ несколько надуманно. Границы НМА достаточно размыты и не всегда позволяют отделить объекты НМА от других капитализируемых расходов. На практике в РФ объекты относятся к НМА в соответствии с требованиями ПБУ № 14 «Учет НМА». При единовременном выполнении следующих критериев объект будет признан НМА: v Отсутствие материально-вещественной структуры, либо ее малая значимость v Возможность идентификации – возможность выделить от другого имущества v Использование объекта в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для целей управления v Организация не планирует перепродажу объекта v Срок использования объекта должен превышать 12 месяцев v Наличие у организации надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого объекта и исключительных прав организации на результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с ПБУ №14 «Учет НМА», к НМА не относится: ü Не давшие положительного результата НИОКР и технологические работы ü Незаконченные или неоформленные в установленном порядке НИОКР и технологические работы ü Материальные объекты, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, база данных ü Организационные расходы предприятия.
Дополнительными указаниями к ПБУ №14 в состав НМА не включаются: Интеллектуальные и деловые качества персонала организации, так как они не отделимы от своих носителей.
Для эффективного учета и оценки НМА необходима полная и всеобъемлющая классификация объектов НМА. 1. По наличию материальных носителей: - имеющие материальные носители – наличие которых обеспечивается оборотом их носителей - не имеющие материальных носителей
2. По месту создания: - созданные - приобретенные 3. По правовому содержанию: - объекты гражданского права: Информация Имущественные права Результаты интеллектуальной собственности - НМА, не являющиеся объектами гражданского права: Отложенные налоговые активы Деловая репутация Права на осуществление какого-либо вида деятельности 4. По экономическому содержанию: - права и знания, участвующие в производственных процессах - права и знания, не участвующие в производственных процессах - отложенные (оплаченные) расходы будущих периодов (сертификация продукции) 5. По отделимости: - неотделимые от фирмы (наличие обученного персонала, наличие постоянных клиентов, достижения в области рекламы, преимущества территориального расположения, репутация компании) - неотделимые от индивидуума (личная репутация, лично наработанные связи, опыт, деловые качества, квалификация персонала) - отделимые как от фирмы, так и от индивидуума (товарные знаки, секретные методы и технологии, лицензии 6. По сроку службы: - с определяемым сроком службы (патент, лицензия) - с неопределяемым сроком службы (деловая репутация) 7. По видам: - интеллектуальная собственность: права на объекты промышленной собственности права на секреты производства (ноу-хау) права на объекты авторского права и смежных прав - имущественные права (на использование природных участков, земельных и водных ресурсов) - отложенные или отсроченные расходы (гонорары юристам за оформление прав собственности) - деловая репутация 8. По идентифицируемости: - возможность индивидуальной идентификации - возможность групповой идентификации.
14.09.2011 Оценка нематериальных активов
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |