Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация бюджетирования на предприятии

Под бюджетированием понимают процесс планирования.

Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается ни одного события, а охватывает деятельность всего предприятия в целом. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации.

Бюджет представляет собой плановый документ с определенной структурой статей на соответствующий период времени. Целесообразно, чтобы форма бюджета и бухгалтерских отчетов совпадали, т.к. это повышает эффективность контроля за их использованием.

Различают текущее (краткосрочное) бюджетирование сроком до одного года и перспективное сроком более 1 года. Обычно перспективные планы разрабатывают сроком на 3-5 лет, в добывающих отраслях и энергетике – на срок до 20 лет.

 

Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

1) контроль за производственной ситуацией

2) объективная оценка результатов деятельности организации в целом и ее подразделений

3) координация деятельности подразделений организации

 

Процесс бюджетирования состоит из 4-х этапов:

1) Планирование, с участием руководителей, всех центров ответственности деятельности организации в целом и ее отдельных структурных подразделений

2) Определение показателей, которые будут использовать при оценке деятельности

3) Обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией

4) Корректировка планов (бюджетов) с учетом предложенных поправок

 

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

1. Генеральный и частичный

2. Гибкие и статистические

 

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия – генеральный бюджет. Цель – объединить и суммировать сметы и бюджеты различных подразделений предприятия.

Бюджет отдельного подразделения – частичный.

 

В результате составления генерального бюджета создают прогнозируемый баланс, бюджет прибыли и убытков (доходов и расходов), бюджет движения денежных средств.

 

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1. операционный бюджет

Включает бюджет прибыли и убытков, который детализируется через вспомогательные сметы (планы), отражающие статьи доходов и расходов организации.

Разработка операционного бюджета начинается с бюджета реализации (продаж). При подготовке бюджета продаж должно быть проанализировано: цены и объемы реализации каждого вида продукции, прибыль от реализации каждого вида продукции, цены конкурентов, доля рынка, сезонный фактор, текущие затраты, затраты по сбыту, стабильность поставщиков и покупателей и др.

После того, как становится ясен возможный объем реализации продукции с учетом имеющихся запасов, разрабатывают бюджет закупки сырья и материалов.

Затем составляют бюджет прямых затрат труда, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет с/с произведенной продукции, бюджет с/с реализованной продукции и может быть бюджет коммерческих расходов, бюджет административных затрат, бюджет прибыли и убытков.

2. финансовый бюджет

Включает цель разработки – прогнозный баланс, составленный на основе бюджет прибыли и убытков бюджета капитальных вложений, бюджет движения денежных средств.

 

Статистический бюджет – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. в нем доходы и расходы планируют исходя из определенного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет являются статистическими, т.к. доходы и расходы в них планируют исходя из определенного уровня реализации. При сравнении статистического бюджета с достигнутыми результатами не учитываются реальный уровень деятельности организации.

 

Гибкий бюджет – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности с учетом его изменений в определенном диапазоне, т.е. в нем предусматривается несколько альтернатив. Для каждого возможного уровня реализации определяют соответствующую сумму затрат. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Гибкие бюджеты включают также доходы и расходы, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

 

Для организации бюджетирования на предприятии и обеспечения его эффективности функционирования, необходимо провести следующие подготовительные мероприятия:

1) разработать структуру генерального бюджета

2) спроектировать финансовую структуру управления на основе центров ответственности

3) закрепить ответственность за бюджетами и их статьями

4) разработать бюджетную политику, включая методические и организационно-технические вопросы.

На этом этапе выбираются методы бюджетирования, последовательность процедур по составлению бюджетов временной период.

5) разработаны положения и регламенты бюджетирования: устанавливают сроки возможной корректировки бюджетов по итогам I квартала и …, схему документооборота по составлению конкретного бюджета, форму бюджетных таблиц.

6) Создать специализированную структуру и закрепить за ней функции по составлению, согласованию, контролю бюджетных статей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы учета затрат и калькулирования (модели формирования издержек в правленческом учете) | Организация управленческого учета на предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.