Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Система распределения прибыли и ее эволюция




Под распределением прибыли понимают направление ее на формирование доходов государственного бюджета и удовлетворение потребности предприятия в средствах на простое или расширенное производство и материальное стимулирование работников.

Проследив методы распределения прибыли предприятия можно выделить следующие периоды: тридцатые годы, семидесятые, середина восьмидесятых, начало девяностых годов прошлого столетия и современное состояние.

Система распределения прибыли предприятия в том виде, в каком она существует сейчас, сложилась не сразу. Становление ее в 20-х годах прошлого века связано с возникновением и развитием хозяйственного расчета. Введение его в промышленности означало разграничение доходов и расходов государственного бюджета от ресурсов хозяйственных объединений. С созданием в 1923 г. хозяйственных трестов начала складываться определенная система финансовых отношений между бюджетом и хозяйственными организациями. Это был период НЭПа (новой экономической политики). Прибыль трестов распределялась следующим образом: прежде всего уплачивался подоходный налог в бюджет в виде отчислений от прибыли. Подоходный налог тресты вносили в размере 10% прибыли, а процент отчислений в бюджет от прибыли устанавливался Наркомфином совместно с ВСНХ (Всесоюзный совет народного хозяйства). Но постепенно количество всевозможных налогов увеличилось и к концу двадцатых годов их насчитывалось более пятидесяти.

По Постановлению ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. в стране была проведена налоговая реформа. Она унифицировала платежи государственных предприятий, установив два крупных платежа в бюджет - налог с оборота и отчисления от прибыли. В налоге с оборота были объединены 53 разных платежа в бюджет, существовавшие до реформы, в том числе промысловый налог, лесной доход и др., отчисления от прибыли, включая в частности подоходный налог. Теперь промышленные предприятия стали вносить в бюджет почти всю прибыль (81%), за исключением сумм, направляемых на создание специальных фондов. Однако при использовании этой системы распределения прибыли выявились и существенные ее недостатки. Наиболее значительным был тот, что сумма отчислений в бюджет определялась от плановой, а не от фактической прибыли, что иногда приводило к изъятию в бюджет части оборотных средств. В то же время основные плановые потребности предприятий покрывались за счет ассигнований из бюджета. Такая система распределения прибыли не создавала заинтересованности предприятия в росте прибыли.

Затем по решению объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б), состоявшегося в декабре 1930 г., в порядке использования прибыли были внесены изменения. Государственные предприятия обязывались покрывать расходы собственными доходами. Для этого в их распоряжении оставлялась часть прибыли на расширение производства. Отчисления от прибыли в бюджет дифференцировались в зависимости от потребности предприятия в средствах на собственные плановые нужды. Минимальный размер отчислений от прибыли в бюджет был определен в 10%. Этот процент считался обязательным даже для тех предприятий, которые не покрывали своих затрат по расширению производства за счет оставшейся у них прибыли. Был отменен порядок автоматического перечисления платежей в бюджет на основе финансового плана. Отчисления от прибыли в бюджет стали производиться на основе плановой нормы изъятия, которая определяется по формуле:

Н = SП 100/П, (5.1)

где

SП - сумма плановых отчислений от прибыли в бюджет;

П - плановая прибыль.

При квартальных пересчетах от сверхплановой прибыли (за вычетом сумм премий по социалистическому соревнованию и отчислений в фонд предприятия) по предприятиям союзного и республиканского (союзных республик) подчинения изымалось в бюджет 50%, а 25% оставлялось до конца года у предприятия и затем 25% поступало в распоряжение соответствующего министерства для оказания временной помощи другим предприятиям. По предприятиям краевого, областного и республиканского (АССР) подчинения изымалось в течение года 75% сверхплановой прибыли, а 25% оставалось до конца года в распоряжении предприятия.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. порядок распределения и использования прибыли промышленных предприятий был изменен. Вместо одного фонда материального стимулирования - фонда предприятия - прибыль стала направляться на образование трех фондов экономического стимулирования: фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства.

В начале 70-х годов размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, находились в зависимости от результатов его хозяйственной деятельности. Прибыль являлась основным источником образования фондов экономического стимулирования, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и отражалась в течение отчетного года на контрпассивном счете, имея ряд субсчетов. Между государством и предприятием прибыль распределялась в виде "расчетной" и дифференцировалась по отраслям. Расчетная прибыль определялась как балансовая за минусом платежей за производственные фонды, фиксированных (рентных) платежей и процентов за банковский кредит.

1. Платежи за основные фонды и оборотные средства. (Эти платежи являлись одним из первоочередных платежей предприятия из прибыли. Они повышали заинтересованность предприятий в лучшем использовании переданных им государством производственных фондов. Нормы платежей за фонды устанавливались стабильными на ряд лет. Так, например, для большинства отраслей промышленности они были установлены в размере 6% стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Сумма платы за фонды исчислялась ежемесячно и уплачивалась независимо от выполнения плана прибыли. Платежи, осуществляемые в течение года, являлись авансовыми.)

2. Фиксированные (рентные платежи). Они были обусловлены особо благоприятными условиями (природные и транспортные факторы, различия в техническом оснащении предприятия, которые вызывают неодинаковую производительность труда коллективов отдельных предприятий. Это создавало возможность для получения избыточной прибыли, полученной за счет разницы между реальной рентабельностью предприятия и средней рентабельностью отрасли (группы предприятий).

Таким образом, избыточная прибыль частично изымалась государством при помощи фиксированных (рентных) платежей.

3. Проценты, уплаченные за банковский кредит. Размеры ставки процентов устанавливались в зависимости от объектов кредитования и характера задолженности. Такая дифференциация процентных ставок стимулировала рациональное использование банковских ссуд и их своевременный возврат. Наивысшая процентная ставка взималась с просроченных ссуд. Но величина процентов по ссудам не превышала 3% годовых.

Однако, наряду с вышеперечисленным, свободный остаток прибыли изымался в государственный бюджет.

Таким образом, отчисления от расчетной прибыли, прочие отчисления, взносы, платежи и изъятия, а также налог с оборота достаточно пополняли государственную казну, поскольку собственность была государственной и такой порядок был направлен на усиление роли прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности.

Вначале 80-х гг. полученную прибыль распределяли в нормативном порядке по трем основным направлениям. Это, прежде всего: на основе техпромфинплана (баланса доходов и расходов) вносили в государственный бюджет установленные платежи: плату за производственные фонды, фиксированные (рентные платежи), свободный остаток прибыли (отчисления от прибыли, плата банку процентов за пользование кредитом). После платежей, прибыль направляется на удовлетворение потребностей предприятия, прежде всего на образование фондов экономического стимулирования; часть оставшейся прибыли использовалась на погашение кредитов банка, предоставленного на капитальные вложения, (если он не оплачивался за счет фонда развития производства), на финансирование капитальных вложений, на покрытие убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства. Третьим направлением следовало считать перечисление части прибыли в соответствии с финансовым планом вышестоящему органу (в резерв министерства для оказания финансовой помощи). Свободный остаток прибыли вносился в доход бюджета.

В середине 80-х гг. распределение прибыли происходило следующим образом: из общей суммы плановой и балансовой прибыли в первую очередь исключали:

- прибыль, имеющую строго целевое назначение и используемую в особом порядке:

- прибыль от реализации товаров народного потребления и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства и местного сырья, направляемая в фонд ширпотреба;

- прибыль от реализации товаров народного потребления изготовленных из нестандартного сырья;

- прибыль подсобного сельского хозяйства и др.

После исключения прибыли целевого назначения из балансовой прибыли объединения, предприятия вносили в бюджет плату за производственные фонды и нормируемые оборотные средства, а также уплачивали проценты за кредит и определяли плановую расчетную прибыль.

Однако, плата за фонды вносилась в бюджет независимо от выполнения плана прибыли. Поэтому в 1984 г. она составляла 26% от общей суммы прибыли промышленности. Размер платы за фонды зависел от величины производственных фондов и норм платы. Норма платы за производственные фонды устанавливалась на несколько лет, как правило в размере 6% от их стоимости, а по отдельным отраслям с относительно низким уровнем рентабельности - 3%, а планово-убыточные предприятия вообще освобождались от уплаты.

Не взималась плата за фонды, созданные за счет кредитов банка (до полного их погашения), по вновь введенным производственным мощностям в действующих объединениях, на предприятиях – исходя из степени их освоения по плану, но не более чем на срок освоения, определенный отраслевыми нормативами.

Министерства на основе установленных им нормативов утверждали для подведомственных предприятий размеры прибыли, остающейся в их распоряжении, для осуществления расширенного воспроизводства, экономического стимулирования и других плановых затрат. Величина нормативов должна была устанавливаться по пятилетнему плану, по годам. При этом методе определялась гарантированная сумма платежей в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных (рентных) платежей и отчислений от прибыли (вместо взноса свободного остатка прибыли). Это означало, что платежи в бюджет из прибыли, независимо от того, как выполнен план прибыли, вносят в сумме, соответствующей нормативу. При выполнении плана прибыли устанавливался дифференцированный платеж от сверхплановой прибыли (в виде прогрессии).

Предприятия, объединения добывающих отраслей промышленности вносили фиксированные платежи в основном в твердых суммах с единицы продукции в рублях и копейках с одной тонны, (так называемая потонная ставка), предприятия, объединения обрабатывающих отраслей – в процентах от стоимости реализованной продукции в оптовых ценах, в твердых суммах и процентах от прибыли.

Фиксированные (рентные) платежи вносили в бюджет предприятия, объединения, у которых образовывался дифференцированный чистый доход и имеющие уровень рентабельности выше чем средний по отрасли по причинам не зависящим от их деятельности (благоприятные природные, транспортные, технико-экономические и др. условия производства), и не использующие расчетные цены.

После внесения в бюджет платы за производственные фонды, фиксированных платежей и процентов за кредит в банк плановая расчетная прибыль делилась на 2 части: одна направлялась в бюджет по утвержденному нормативу, а другая оставалась в распоряжении предприятия. Последняя использовалась на образование фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий, жилищного строительства, развития производства, средства которых направлялись на:

- материальное поощрение-премирование работающих;

- на финансирование государственных капитальных вложений (в части, не покрываемой амортизационными отчислениями и другими источниками финансирования);

- на погашение банковских кредитов;

- на прирост норматива собственных оборотных средств;

- в единый фонд развития науки и техники;

- на покрытие убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства,

расходов по хозяйственному содержанию культурно-просветительских учреждений, пионерских лагерей;

- в резерв министерства для оказания финансовой помощи в порядке перераспределения прибыли и на другие плановые затраты.

В конце 80-х гг. кроме платы за производственные фонды, отчисления от прибыли в государственный бюджет, при переходе предприятий на полный хозрасчет вводится третий платеж в бюджет – за использование трудовых ресурсов. Указанный платеж в размере 300 руб. за каждого среднесписочного работника должен был вноситься всеми планово-прибыльными предприятиями. За счет отчислений от прибыли предприятий в это время создаются централизованные фонды: страховой и резервы Министерства рыбного хозяйства.

В этот период времени, продолжает действовать нормативный метод распределения прибыли. При котором ее распределение соответствовало ее реальным направлениям, а увеличение являлось результатом достижения высокого уровня использования производственных мощностей предприятий и на этой основе наращивание объемов производства, рост производительности труда, снижение себестоимости, повышение качества работы всех членов трудового коллектива.

Норматив отчисления в государственный бюджет от расчетной прибыли на планируемый год определялся как отношение разницы между плановой суммой расчетной прибыли и отчислениями (затратами) на собственные нужды к сумме расчетной прибыли.

Одновременно, со второй половины 80-х гг. в СССР продолжают экспериментировать по распределению прибыли между государством и предприятием. Появляется термин «самофинансирование» - это когда предприятие, заплатив в каждого рубля прибыли определенный размер отчислений в бюджет (от 30 до 50 коп.) не получало из бюджета по финплану ничего, а развивалось за счет своих собственных средств. При переходе на арендную модель взаимоотношений предприятий и государства, вводилась еще и арендная плата.

И только с 1990 года был введен в СССР налог на прибыль, который составлял 32%, но уже от балансовой прибыли. Таким образом, был совершен переход от распределения прибыли к ее налогообложению.

Правительством Украины на протяжении 1991-1994 гг. несколько раз изменялось законодательство, устанавливающее порядок налогообложения прибыли. Так, до 1995 г. облагался доход предприятия (прибыль + фонд оплаты труда) по ставке 18%, которая в 1994 г. увеличилась до 22%. В 1995 г. в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94г. балансовая прибыль предприятий облагалась по ставке 30%.

Предприятия, организации, получая прибыль, являются плательщиками налога на прибыль. Прибыль, облагаемая налогом, исчисляется исходя из балансовой прибыли. Балансовая прибыль представляет собой: сумму прибыли от реализации продукции и доходов по внереализационным операциям, а также прибыли от прочей деятельности. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога с оборота) и затратами на ее производство и реализацию.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включают доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям, а также другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы, расходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции, работ и услуг и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков (штрафы, пени, неустойки). Для исчисления облагаемой прибыли, балансовая прибыль увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции, работ и услуг по сравнению с их нормируемой величиной.

В течение отчетного года предприятие использует прибыль на различные цели, в частности на выполнение обязательств перед бюджетом, банком, вышестоящими органами, рабочими и служащими, производит реконструкцию и обновление основных средств, ведет жилищное строительство, строительство детских учреждений.

Законом Украины от 23.02.96 №68/96-ВР «О внесении изменений и дополнений к Декрету Кабинета Министров Украины «О порядке использования прибыли предприятий, учреждений и организаций» установлено, что государственные предприятия до января 1997 г. в первоочередном порядке направляют 10% балансовой прибыли на повышение размера собственных оборотных средств. Прибыль, направленная на эту цель в определенных пределах освобождается от налогообложения.

Новый Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. №283/97-ВР раскрывает все термины и определения, нашедшие отражение в законодательном акте, оставив без изменения основную ставку налога в размере 30% Закон видоизменил базу налогообложения. В последствии появившийся Закон № 349-IV стал, по сути, новой редакцией Закона о прибыли.


Тема 6. Фонды предприятий, финансовые аспекты формирования

 

6.1. Состав фондов предприятий

6.2. Финансовые аспекты формирования основных производственных фондов (ОПФ).

6.2. Показатели и эффективность использования активной части основных фондов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.