Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3. Учет затрат на производство продукции




 

1. Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. Задачи учета затрат на производство

2. Основные принципы организации учета затрат на производство

3. Классификация производств и влияние их специфики на учет затрат

4. Объекты учета затрат на производство

5. Учет расходов по элементам затрат

6. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции

7. Учет нормируемых расходов для целей налогообложения

8. Учет и инвентаризация незавершенного производства

9. Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка

10. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции работ и услуг вспомогательных производств

11. Сводный учет затрат на производство

12. Особенности учета затрат в торговых организациях

13. Учет затрат на содержание непроизводственной сферы

14. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

 

 

1. Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. Задачи и принципы учета затрат на производство

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи.

Основные задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции:

- учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям;

- учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению;

- калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;

- выявление результатов деятельности структурных подразделений и других центров затрат по снижению себестоимости продукции;

- выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах:

- неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года;

- полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;

- правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;

- разграничение в учете текущих затрат на производство и на капитальные вложения;

- регламентация состава себестоимости продукции;

- соответствие фактических показателей себестоимости продукции нормативным и плановым.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат.

Объекты калькуляции – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется по объектам калькуляции.

 

 

2. Классификация производств и влияние

их специфики на учет затрат

Организация учета производственных затрат зависит главным образом от особенностей технологии производства продукции, типа производства, его назначения, организации.

В зависимости от особенностей технологии производства подразделяют на добывающие и обрабатывающие.

К добывающим относят производства, занятые извлечением различных материальных ресурсов из недр земли, лесов и вод. В добывающих производствах себестоимость единицы продукции определяют делением суммы затрат отчетного месяца на количество добытой однородной продукции.

Обрабатывающие производства перерабатывают сырье, полученные продукты, которые используются для производственного и личного потребления. Обрабатывающие производства выпускают значительное количество изделий.

На организацию учета производственных затрат значительное влияние оказывает количество и повторяемость выпускаемых изделий. По количеству и степени повторяемости изделий производства подразделяются на три типа: индивидуальные, серийные и массовые.

Наиболее сложна организация учета в индивидуальных производствах: учет затрат необходимо вести по каждому отдельному заказу (изделию, виду работы и т.п.); виды заказов непрерывно изменяются; себестоимость определяются только после окончания всех работ по данному заказу.

В серийных и массовых производствах затраты учитывают на всю партию, а себестоимость продукции определяют делением всей суммы затрат на количество произведенной продукции. В условиях массового производства организовать учет значительно проще вследствие выпуска ограниченной номенклатуры изделий, устойчивой технологии производства, лучшей нормативной базы и т.п.

По назначению внутри предприятия делят на основные, вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства.

Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его электроэнергией, водой, инструментами и т.п.

 

 

3. Объекты учета затрат на производство

В качестве объекта учета затрат на производство выступает организация в целом, ее производства, место возникновения затрат, виды продукции (работ, услуг).

По организации в целом затраты учитывают по элементам затрат и для исчисления себестоимости проданной продукции – по статьям калькуляции.

Группировка затрат по производствам (основному, вспомогательным и обслуживающим производствам и хозяйствам) необходима для осуществления контроля за затратами в этих производствах и хозяйствах и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) производств и хозяйств.

Группировка затрат по местам возникновения осуществляется для организации контроля за расходами по этим объектам учета затрат. Различают производственные (цехи, участки, бригады и др.), обслуживающие (службы и отделы администрации, склады и др.) и условные места возникновения затрат. По условным объектам учета затрат расходы группируют для усиления контрольных функций учета.

В системе управленческого учета особенно важно организовать учет по таким местам возникновения затрат, как центры ответственности (центры затрат, центры прибыли, центры инвестиций).

Группировка расходов по видам продукции (работ, услуг), группам изделий, переделам, заказам и т.п. осуществляется для исчисления их себестоимости и контроля за соответствующими затратами.

 

 

4. Учет расходов по элементам затрат

Информацию о расходах по элементам затрат получают по данным финансового или налогового учета.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности должны группироваться по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Группировка расходов по обычным видам деятельности по указанным элементам затрат предусмотрена также формой № 5 годовой бухгалтерской отчетности «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Для получения информации о затратах по экономическим элементам используют данные синтетических счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» и ряд других счетов для учета «прочих затрат» (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

Планом счетов 2000 г. рекомендовано использовать счета 30 – 39 для учета расходов по элементам затрат. Состав счетов и методику учета затрат по этим счетам определяет сама организация, исходя из особенностей своей деятельности и рекомендаций Минфина России. До настоящего времени такие рекомендации отсутствуют.

В зависимости от направления расходов по окончании месяца учтенные на счетах 30 – 34 затраты списываются в дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов (25, 26, 29, 44, 91, 99 и др.).

 

 

6. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции

Перечень статей затрат (калькуляции), их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяют отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства (независимо от формы собственности организации).

При этом устанавливаемая для соответствующей отрасли (подотрасли, виду деятельности) группировка затрат по статьям должна обеспечить выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость (прямые расходы).

 

6.1. Учет материальных затрат

Материальные затраты учитывают по следующим статьям калькуляции: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; топливо и энергия на технологические цели.

При высоком уровне организации снабжения и производственного процесса организации должны стремиться к установлению минимальных нормативов материальных запасов, что позволит снизить потери из – за порчи при хранении сырья и материалов, снизить затраты на их хранение и страхование, увеличь доходы с оборотного капитала.

Под расходом сырья и материалов в процессе производства понимают их непосредственное потребление в процессе производства. Отпуск сырья и материалов в кладовые цехов рассматривается не как расход на производство, а как перемещение материальных ценностей.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно – заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов, сроком на один месяц.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий – в бухгалтерию.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно – транспортную накладную.

Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов - получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.

Метод документирования основан на оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и т.п.).

Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта).

При использовании метода партионного учета и контроля формируются партии сырья и материалов, однородные по технологическим параметрам. Формирование указанных партий заключается в отборе соответствующих видов сырья и материалов и обособленном их хранении в специально отведенных местах.

При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов.

По истечении одного месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативные и фактические расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам. На основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов.

При нормативном способе фактически израсходованные сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорционально расходу их по норме.

При коэффициентном способе основой распределения является коэффициент содержания, показывающий соотношение потребления сырья и материалов по каждому изделию. Расход сырья и материалов на каждый вид продукции определяют по формуле:

где Pi - фактический расход сырья и материалов на i- е изделие;

P - фактический расход сырья и материалов на все виды продукции;

Qi - количество выпущенных изделий;

Ki - коэффициент содержания.

Расход вспомогательных материалов учитывают обычно так же, как и основных. Однако между ними объектами калькуляции они распределяются косвенным путем: пропорционально сметным ставкам, которые устанавливают на единицу продукции исходя из нормы вспомогательных материалов на технологические цели, и их плановой себестоимости.

По статье «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций» отражают затраты на покупные изделия и полуфабрикаты, используемые данной организацией для производства готовой продукции.

По статье «Топливо и энергия на технологические цели» отражают стоимость израсходованного топлива, горячей и холодной воды, пара, сжатого воздуха, холода, непосредственно расходуемых в процессе производства продукции.

Оценка материально – производственных запасов

Материально – производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. В качестве учетных цен на материалы применяются:

- договорные цены;

- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);

- планово – расчетные цены;

- средняя цена группы материалов.

При синтетическом учете материальных ценностей по фактической себестоимости отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

В финансовом учете в соответствии с ПБУ 5/01 определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

- включая все расходы, связанные с приобретением запаса;

- включая только стоимость запаса по договорной цене.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход – первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:

где Р - стоимость израсходованных материалов;

Он и Ок - стоимость начального и конечного остатков материалов;

П - поступление за месяц.

Помимо методов оценки израсходованных материальных запасов, используемых в финансовом учете, в управленческом учете можно использовать методы оценки материальных затрат, используемые в зарубежной практике, - методы ХИФО, ЛОФО, перманентной переоценки, оценки по твердым ценам, цены концерна, цены приобретения, цены дня, учетной цены.

При использовании метода ХИФО израсходованные материалы или товары оценивают по самой высокой цене приобретения независимо от срока закупки.

Метод ЛОФО предполагает, наоборот, использование самой низкой цены для оценки израсходованных товарно – материальных ценностей независимо от сроков их приобретения. Разницу между фактической и учетной стоимостью товарно – материальных ценностей при использовании методов ХИФО и ЛОФО списывают на финансовые результаты организации.

При методе перманентной переоценки израсходованные материалы оценивают по текущим рыночным ценам на дату их списания. Разницу в оценке материалов рассматривают как результат деятельности службы снабжения.

При использовании оценки по твердым ценам материалы учитываются в течение года по заранее установленным ценам и тарифам независимо от текущих цен закупки. Отклонение фактической себестоимости материалов от их стоимости по твердым ценам списывают в конце учетного периода.

Цена концерна – это цена продажи товарно – материальных ценностей внутри корпорации, цена приобретения – фактическая цена в момент покупки, цена дня – цена по которой товарно – материальные ценности закуплены в день приобретения.

Учетная цена определяется как средневзвешенная цена закупки товарно – материальных ценностей.

Выбор метода оценки израсходованных материальных запасорв зависит от конкретных условий хозяйственной деятельности. Обычно при невысокой рентабельности для оценки израсходованных материалов выбирают методы, обеспечивающие наименьшую стоимость израсходованных материалов (ЛОФО и др.). При высокой рентабельности используют методы высокой оценки израсходованных материалов (ХИФО и др.).

 

6.2. Особенности учета специального имущества (специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды)

Понятие и состав специального имущества

Специальные инструменты и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления конкретных видов продукции (инструменты, штампы, пресс-формы, изложницы, стапели, модельная оснастка и др.).

Специальное оборудование – многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специальных (нестандартных) технологических операций.

Специальные инструменты, специальные приспособления и специальное оборудование в совокупности принято называть специальной оснасткой.

Специальная одежда – средства индивидуальной защиты работников организации (специальная одежда, специальная обувь, предохранительные приспособления – рукавицы, очки, противогазы, шлемы, распираторы и др.).

Учет операций по поступлению специального имущества

Приобретенное и изготовленное собственными силами специальное имущество принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения или изготовления, безвозмездно принятое имущество – по рыночным ценам, а поступившее в счет вклада в уставный капитал – по согласованной оценке.

Приемка и оприходование специального имущества на склады организации оформляются путем составления приходных ордеров (форма № М-4).

При изготовлении специального имущества силами организации окончание работ подтверждается актом выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды. Передача цехами - изготовителями специального имущества на склады организации оформляется требованиями-накладными или накладными (ф. № М-11 и М-15), которые выписываются в трех экземплярах (первый – для бухгалтерии, второй передается на склад, третий остается у изготовителя).

Поступившее на склад специальное имущество отражается по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов.

Учет отпуска специального имущества в производство

Передача специального имущества в производство (эксплуатацию) может оформляться требованиями-накладными (ф. № М-11), накладными (ф. № М-15), лимитно – заборными картами или специально разработанными формами первичных учетных документов.

Аналитический учет специального имущества, находящегося в производстве, ведется по наименованиям, количеству и фактической себестоимости с указанием даты поступления в производство, мест эксплуатации и материально ответственных лиц. Аналитический учет ведется в книгах по форме оборотных ведомостей или в электронном виде.

Для списания стоимости переданной в производство специальной оснастки разрешается использовать два способа:

1) пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);

2) линейный способ.

 

 

Учет выбытия специального имущества

Списание специального имущества осуществляется только при его фактическом физическом выбытии.

В бухгалтерском учете полученные от списания ценности отражаются по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списание специальной оснастки оформляется актом на списание. Для списания специальной оснастки можно использовать также акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МБ-4) и акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МБ-8).

Выявленную недостачу специального имущества оформляют актом о выявленной недостаче. На основании указанного акта специальное имущество, находящееся на складе организации, списывают по фактической себестоимости приобретения или изготовления с кредита счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Специальное имущество, находящееся в эксплуатации, списывается по остаточной стоимости с кредита 10 в дебет 94.

Оперативный учет специальных инструментов и приспособлений

Выдачу подразделениям специальных инструментов и приспособлений, а также их возврат учитывают на складе организации в специальных карточках, открываемых на каждое подразделение.

Рекомендуются два варианта оперативного учета выдачи в производство: 1) выдача со склада организации в кладовые подразделений специальных инструментов и приспособлений и их возврат из кладовых подразделений на склад организации оформляются выпиской требований или лимитных карт. Сдача из кладовых подразделений негодных, изношенных специальных инструментов и приспособлений в виде лома, утиля оформляется накладными.

2) требования или лимитные карты выписываются лишь при первоначальном отпуске специальных инструментов и приспособлений со склада в кладовые подразделений. Обмен производится на основании актов выбытия (списания) по причине нормального износа специальных инструментов и приспособлений.

При выдаче специальных инструментов на срок не более месяца (на смену, неделю, иной период) применяется марочная система выдачи инструментов (одномарочная или двухмарочная).

При одномарочной системе рабочий наделяется инструментальными марками, по которым он получает инструменты в кладовой.

При двухмарочной системе используются два вида марок: с табельным номером рабочего и с номенклатурным номером инструмента.

Наряду с инструментальными марками могут применяться инструментальные жетоны, по которым устанавливают инструменты с минимальным запасом или смену, в которую выданы инструменты.

При поломке, потере или порче специальных инструментов и приспособлений составляют акт выбытия (списания) с указанием причин и виновников выбытия. Одновременно принимается решение о взыскании стоимости досрочно выбывших инструментов с виновных.

Оперативный учет специальной одежды

Выдачу работникам специальной одежды оформляют соответствующими первичными документами (требованиями и т.п.) и записями в личным карточках работников. А личных карточках записывают наименование выданной специальной одежды, ее стоимость, срок носки, процент годности на момент выдачи, дату выдачи и возврата и другие необходимые сведения.

 

6.3. Учет затрат на оплату труда

По статье «Затраты на оплату труда» планируют и учитывают оплату труда производственных рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно связанных с выработкой продукции.

Основными системами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые две системы оплаты труда имеют свои виды: простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

При повременных системах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней.

При повременно – премиальной системе оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или к другому измерителю. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели.

При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации.

Сдельно – премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламаций и т.п.).

При сдельно – прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы.

При косвенно – сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

Аккордная система оплаты труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

Расчет заработка при сдельной системе оплаты труда осуществляется по документам о выработке.

Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу.

Доплаты оформляют следующими документами:

- дополнительные операции, не предусмотренные технологией производства, - нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак;

- отклонения от нормальных условий работы – листом на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего;

- простои не по вине рабочих – листком учета простоев, в котором указывают время начала, окончания и длительности простоя, причины и виновников простоя и причитающуюся рабочим за простой сумму оплаты. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 среднего заработка работника. Простои по вине рабочих не оплачиваются и документами не оформляют.

Неисправимый, или окончательный, брак оформляют актом о браке или ведомостью о браке; кроме того, его отмечают в первичных документах по учету выработки.

Оплата часов ночной работы (с 22 до 6 ч.).

Час ночной работы оплачивается в повышенном размере, предусмотренном коллективным договором организации, но не ниже размеров, установленных законодательством. Продолжительность ночной работы сокращается на один час.

Оплата часов сверхурочной работы

Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной работы. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 ч. в год. Компенсация сверхурочных часов отгулом не допускается. Не допускаются беременные женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, работники моложе 18 лет.

Оплата работы в выходные и праздничные дни

Работа компенсируется предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме. Работа в выходные и праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере:

- сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

- оплачиваемым по часовым (дневным) ставкам – в размере не менее двойной часовой (дневной) ставки;

- получающим месячный оклад – в размере не менее одной часовой (дневной) ставки сверх оклада, если работа проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы.

 

 

Оплата очередных отпусков

Право на отпуск работникам предоставляется по истечении шести месяцев непрерывной работы на данном предприятии. За работником, находящимся в отпуске, сохраняют его средний заработок.

Оплата перерывов в работе кормящих матерей

Для кормящих матерей и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, установлены дополнительные перерывы. Время этих перерывов засчитывается в счет рабочего времени и подлежит оплате в размере среднего заработка.

Пособия по временной нетрудоспособности

Выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование. Размер пособия зависит от стажа работы сотрудника и его среднего заработка: при непрерывном стаже работы до пяти лет – 60%; от пяти до восьми лет – 80%; от восьми лет и более – 100% заработка.

 

6.4. Учет расходов на подготовку и освоение производства

По статье «Расходы на подготовку и освоение производства» отражают следующие затраты:

- на подготовку и освоение новых организаций, производств и т.д.;

- на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов;

- на освоение природных ресурсов, работы подготовительного характера на разрабатываемых месторождениях в добывающей промышленности;

- другие единовременные затраты, перечень которых зависит от отраслевой специфики деятельности организации и видов производств.

В себестоимость отдельных видов продукции пусковые расходы включают по нормам погашения, устанавливаемым на единицу продукции, исходя из общей суммы расходов, длительности периода их погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.

Списание пусковых расходов оформляют следующей бухгалтерской записью:

Д-т 20 «Основное производство»;

К-т 97 «Расходы будущих периодов».

6.5. Учет расходов по обслуживанию производства и управлению

К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Счета 25 и 26 – активные, собирательно – распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражают затраты, по кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета.

Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования ведут по каждому цеху в отдельности по следующей номенклатуре статей:

1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;

2) «Эксплуатация оборудования»

3) «Ремонт оборудования и транспортных средств»;

4) «Внутризаводское перемещение грузов»;

5) «Прочие расходы».

В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного

использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции

(работ).

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется: - при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;

- при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В составе расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования существенными являются затраты на ремонт основных средств. При определении порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции следует иметь в виду, что в финансовом учете затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции следующими тремя способами:

1) фактические затраты по ремонту списывают на счета 25 «Общепроизводственные расходы» и др. с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.;

2) создают резервный фонд на ремонт основных средств с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту основных средств;

3) фактические затраты по ремонту основных средств вначале учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывают с этого счета на издержки производства и обращения.

В финансовом учете для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов (ф. № 12), которые открывают на каждый цех в отдельности.

Общие для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 26 «общехозяйственные расходы». В финансовом учете их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четыре раздела:

1. Расходы на управление организацией

1) «Заработная плата аппарата управления организацией»;

2) «Командировки и перемещения»;

3) «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»;

4) «Прочие расходы.

11. Общехозяйственные расходы

5) «Содержание прочего общехозяйственного (не административно - управленческого) персонала»;

6) «Амортизация основных средств»;

7) «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»;

8) «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»;

9) «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.);

10) «Подготовка кадров»;

11) «Организованный набор рабочей силы»;

12) «Прочие расходы».

111. Налоги, сборы и отчисления

13) «Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы»;

1V. Непроизводительные расходы

14) «Потери от простоев»;

15) «Потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах» (в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновных лиц);

16) «Недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков)» (в тех случаях, когда эти потери не могут быть взысканы с виновных лиц);

17) «Прочие непроизводительные расходы».

 

6.6. Учет непроизводительных затрат и потерь

К непроизводственным затратам и потерям относят потери от брака, простоев, недостач и прочих материальных ценностей.

Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный).

Исправимым браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправлению которых технически возможно и экономически целесообразно.

Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно и экономически нецелесообразно. Такие изделия реализуют по ценам возможного использования или используют в качестве вторичного сырья.

В зависимости от места обнаружения различают брак внутренний и внешний. Внутренними считают брак, обнаруженный в организации до отправки покупателю. Внешним называется брак, обнаруженный после отпуска продукции покупателю.

При выявлении брака работники отдела технического контроля делают соответствующие отметки в первичных документах по учету выработки. Неисправимый брак оформляются актом о браке или ведомостью о браке, в которых фиксируется несколько фактов брака.

Учет потерь от простоев

Простои могут быть вызваны внутренними причинами (т.е. по вине самого предприятия), внешними причинами (по вине поставщиков сырья и материалов, из-за прекращения подачи электроэнергии, воды и т.п.) и стихийными бедствиями.

Простои рабочих свыше 15 минут оформляют простойным листком, в котором указывают время простоя, его причины, причитающуюся рабочим за простой сумму заработной платы и другие необходимые сведения.

В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда производственных рабочих за время простоя, доплату рабочим, используемым на других работах, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье 25 «Общепроизводственные расходы».

В состав потерь от простоев по внешним причинам помимо указанных ранее затрат включают соответствующую долю общепроизводственных расходов. Потери от простоев по внешним причинам относят на виновные предприятия и организации или включают в состав внереализационных расходов, если эти потери не подлежат возмещению.

Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли организации.

Учет недостач и потерь от порчи материальных ценностей

Суммы выявленных недостач и потерь от порчи материальных ценностей по сырью и материалам и незавершенному производству предварительно учитывают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов 10 «Материалы», 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».

Недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли списывают с кредита счета 94 в дебет счетов:

- 25 «Общепроизводственные расходы» (при хранении сырья и материалов в цехах и при недостаче незавершенного производства);

- 26 «Общехозяйственные расходы» (при хранении сырья и материалов на заводских складах).

Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников списывают со счета 94 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачи и потери от порчи ценностей по вине работников списывают в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». При этом недостающие и испорченные материальные ценности оценивают по рыночным ценам.

 

6.7. Учет прочих производственных расходов и расходов на продажу

По статье «Прочие производственные расходы» учитывают расходы, не входящие ни в одну из указанных ранее статей затрат: затраты на гарантированное обслуживание и ремонт продукции, проданной с гарантией, затраты на стандартизацию и др.

В статью «Расходы на продажу» включают затраты организации на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на рекламу; на представительские расходы и иные аналогичные затраты.

Затраты на продажу подлежат ежемесячному списанию полностью на себестоимость проданной продукции или в части затрат на упаковку и транспортировку распределяются между видами отгруженной в отчетном периоде продукции исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей (например, нормативная (плановая) себестоимость).

 

7. Учет нормируемых расходов для целей налогообложения

В составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов некоторые виды затрат ограничены утвержденными в установленном порядке лимитами, нормами и нормативами для налогообложения, контроля затрат и других целей: командировочные, представительские расходы; суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных законодательством РФ; расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах установленных тарифов.

Порядок учета командировочных расходов для целей налогообложения существенно изменился с 1 января 2002 г. С этого времени не подлежат нормированию расходы по найму жилого помещения. Нормированию подлежат лишь суточные и полевое довольствие.

Суммы начисленных компенсаций отражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью налаживания и поддерживания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) организации или иного руководящего органа.

К представительским расходам относят затраты, связанные с проведением официального приема представителей, их транспортным обеспечением, буфетным обслуживанием во время переговоров и оплатой услуг переводчиков.

Расходы признаются налоговыми органами в пределах, утвержденных советом (правлением) смет на отчетный год. Общая сумма расходов по сметам и фактические расходы не должны превышать 4% расходов на оплату труда за отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Представительские расходы отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 

 

8. Учет и инвентаризация незавершенного производства

При исчислении себестоимости продукции затраты отчетного месяца корректируют на разницу в стоимости незавершенного производства на начало и конец месяца, т.е. к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного месяца и вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца.

К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки. Объем незавершенного производства определяют следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом, по данным партионного учета.

Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризация необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемещения.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включают – по ним составляют отдельные описи.

При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания.

По выявленным недостачам или излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерские записи:

- на общую сумму выявленных недостач:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

К-т20 «Основное производство»;

К-т 23 «Вспомогательное производство».

- на сумму недостач по вине работников цехов:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

- при отсутствии виновных лиц:

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»;

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» и других счетов;

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

- на сумму излишков:

Д-т 20 «Основное производство»;

Д-т 23 «Вспомогательные производства»;

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

 

9. Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка

Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы в собственном производстве или реализованы другим организациям в качестве материалов или комплектующих изделий (пряжа и суровье в текстильной промышленности, чугун передельный в черной металлургии, сырая резина и клей в резиновой промышленности и т.д.).

Для получения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства организации могут вести их собственный учет на активном счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства». По дебету 21 отражают расходы по изготовлению полуфабрикатов, списываемые со счета 20. С кредита 21 полуфабрикаты списывают в зависимости от направления их использования либо в дебет счета 20 (при использовании в собственном производстве), либо в дебет счета 90 «Продажи» (при продаже).

При использовании в учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» полуфабрикаты собственного производства приходуют по дебету счета 21 с кредита счета 40.

В балансе полуфабрикаты собственного производства отражают по статье «Незавершенное производство».

Оценку полуфабрикатов собственного производства рекомендовано осуществлять по производственной себестоимости (полной, неполной, фактической, нормативной или плановой) с добавлением к ней расходов по реализации полуфабрикатов.

 

 

10. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости

продукции работ и услуг вспомогательных производств

Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т.п.

К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно – механические и ремонтно – строительные мастерские, жестяно – баночное производство, цех производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.

Учет вспомогательных производств осуществляется на активном счете 23 «Вспомогательные производства».

В дебет счета 23 в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве» и др.).

Фактическая себестоимость производственной продукции, выполненных работ и оказанных услуг списывается со счета 23 в дебет счетов:

20 «Основное производство» - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности;

90 «Продажи» - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;

29 «Обслуживание производства и хозяйства» - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающими производствами и хозяйствами;

других счетов (08, 10, 11, 15, 21, 28 и др.).

 

11. Сводный учет затрат на производство

Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.

При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу). Учет затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют себестоимость готового продукта.

При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями и калькулируются себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.

Сводный учет затрат на производство осуществляется на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов (ф. № 12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (ф. № 13), учета потерь в производстве (ф. № 14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов на продажу (ф. № 15) и др.

Организация аналитического учета затрат на производство зависит в основном от степени централизации учета, применяемого метода калькулирования себестоимости продукции, уровня механизации и автоматизации учетных работ, организации управленческого учета. При внедрении управленческого учета учет затрат осуществляют по каждому центру затрат.

Аналитический учет затрат по счету 20 «Основное производство» ведется по статьям калькуляции по объектам учета затрат и подразделениям организаций в карточках, свободных листах или книгах различных форм.

 

 

12. Особенности учета затрат в торговых организациях

Бухгалтерский учет издержек обращения и производства предприятий торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Учет затрат в торговых организациях осуществляется в соответствии с двумя основными нормативными документами: ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.

В целях планирования, учета и отчетности издержек обращения и производства организациям торговли рекомендуется применять следующую номенклатуру статей издержек обращения и производства:

- «Транспортные расходы»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Отчисления на социальные нужды»;

- «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря»;

- «Амортизация основных средств»;

- «Расходы на ремонт основных средств»;

- «Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд»;

- «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку

товаров»;

- «Расходы на рекламу»;

- «Затраты по оплате процентов за пользование займом»;

- «Потери товаров и технологические отходы»;

- «Расходы на тару»;

- «Прочие расходы».

По статье «Прочие расходы» отражаются:

- суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и специальные внебюджетные фонды;

- амортизация по нематериальным активам;

- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

- представительские расходы;

- расходы на служебные разъезды работников в пределах пункта нахождения организации торговли;

- расходы на командировки и др.

В конце отчетного года в случае превышения фактически начисленного резерва над суммой расчета, подтвержденного инвентаризацией, производится сторнировочная запись издержек обращения и производства.

В случаях когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в году, следующем за отчетным, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется.

По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.

 

 

13. Учет затрат на содержание объектов непроизводственной сферы

К объектам непроизводственной сферы относят обслуживающие производства и хозяйства, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, - состоящие на балансе организации жилищно-коммунальные хозяйства, столовые и буфеты, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории, культурно-просветительского назначения, а также научно-исследовательские и конструкторские подразделения.

Учет деятельности обслуживающих производств и хозяйств осуществляют на счетах 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 86 «Целевое финансирование» и др.

В соответствии с действующим законодательством организации могут получить средства из федерального и муниципальных бюджетов на возмещение убыточности, капитальный ремонт жилищного фонда, премирование и другие цели.

При поступлении ассигнований из бюджета дебетируют счет 51 «Расчетные счета» и кредитуют счет 86 «Целевое финансирование».

Списание использованных средств целевого назначения осуществляют в дебет счета 86 с кредита счетов учета соответствующих затрат.

 

 

14. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

В соответствии с ПБУ 10/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

- расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;

- изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ и услуг в отчетном году;

- расходы, равные величине отчислений в связи с образованием резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей, убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.351 сек.