Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 8. Основы планирования. Бюджетирование




 

1. Основные понятия бюджетирования. Этапы и цели планирования

2. Виды планирования. Бизнес-план

3. Сметное планирование (бюджетирование). Разработка главного бюджета. Взаимосвязь оперативного и финансового бюджетов

4. Статистические и гибкие бюджеты

5. Основные принципы разработки бюджета предприятия

5.1. Бюджет продаж. Производственная программа

5.2. Планирование использования материалов и затрат по их приобретению

5.3. Планирование трудовых затрат

5.4. Планирование общепроизводственных расходов

5.5. Смета производственной себестоимости продукции

5.6. Смета общехозяйственных (административно-управленческих) и коммерческих расходов

5.7. План прибылей и убытков. Полная себестоимость продукции

5.8. Бюджет денежных средств предприятия

5.9. Бюджетный бухгалтерский баланс предприятия

5.10. Сметы подразделений

5.11. Контроль за исполнением бюджетов

 

 

1. Основные понятия бюджетирования

Различные виды деятельности предприятия на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

- планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;

- расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;

- капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности и т.п.

Бюджет не имеет стандартной формы.

Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.

Информация, представленная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности и т.п.).

Основные функции бюджета:

- планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

- стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

- контроль и оценка текущей деятельности;

- средства на обучение менеджеров.

Бюджетирование – динамичный процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

1) анализ исполнения бюджета прошедшего которого периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов) АН (БДК);

2) составление бюджета на отчетный период (БД(К+1));

3) контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода (К(БД(К+1));

4) анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов)

(АН (БД(К+1));

5) составление бюджета на следующий период (БД(К+2)) и т.д.

Бюджетный цикл – составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета.

Основные этапы бюджетного цикла:

- планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также его структурных подразделений;

- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений);

- оценка возможных изменений в планах, связанных с изменением условий функционирования;

- корректировка планов с учетом возможных изменений.

 

Планирование является основой для принятия управленческого решения. Процесс планирования состоит из следующих этапов:

- определение целей и задач;

- поиск альтернативных вариантов;

- сбор информации об альтернативных вариантах;

- выбор альтернативы, подлежащей реализации;

- проведение в жизнь выбранной альтернативы.

Определение целей и задач. Основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.

К достижению поставленных целей ведет производство конкурентоспособных товаров и услуг.

Поиск альтернативных вариантов. Для достижения поставленных целей необходимо определить возможные альтернативы. Поиск альтернативных вариантов, основанный на изучении влияния различных факторов на макроэкономическом уровне, прогнозировании действий конкурентов и прочих факторов, является одним из важных этапов принятия решений.

Поэтому рекомендуется прибегнуть к следующим действиям:

- выпуск новых товаров для реализации на уже существующих рынках;

- выпуск новых товаров для реализации на новых рынках;

- создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

Сбор информации об альтернативных вариантах. Данный этап представляет собой оценку альтернатив в будущей ситуации в условиях определенности и в условиях неопределенности.

Достаточно четко можно оценить производство того или иного ассортимента продукции и услуг исходя:

- из имеющихся мощностей;

- денежных средств;

- квалификации персонала.

Объектами долгосрочного планирования являются:

- организационная структура организации;

- капитальные вложения;

- производственные мощности;

- долгосрочные кредиты и займы и пр.

Для выполнения долгосрочных, стратегических решений администрация организации должна периодически принимать оперативные или краткосрочные решения. Примером краткосрочных решений могут быть следующие:

- дополнительный выпуск продукции в связи с увеличившимся спросом;

- премирование работников за более высокое, чем предполагалось, качество продукции, обусловившее возможность повышения цен;

- снижение цен, вызванное падением спроса на продукцию, т.е. решения по текущей предпринимательской деятельности фирмы.

Выбор альтернативы, подлежащей реализации. После того как произведена оценка имеющихся альтернатив, необходимо провести сравнительный анализ и обсуждение оцененных вариантов. На основании анализа и обсуждения выбирается наиболее подходящая для реализации альтернатива, обеспечивающая максимальную степень достижения целей организации.

Проведение в жизнь выбранной альтернативы. Начинается детальная разработка плана Обобщенным выражением различных видов планирования является бизнес-план. Он представляет собой расчетный прогноз функционирования предприятия, выраженный как в стоимостных, так и в натуральных показателях. Сроки бизнес-планирования устанавливаются на три года. В ходе реализации бизнес-плана он корректируется.

В последнее время все большее признание получает бюджет доходов и расходов предприятия (обобщенная финансовая смета), состоящих из отдельных, различных по своему характеру смет.

Цели планирования:

1) детализированное планирование;

2) координация деятельности каждого подразделения, обеспечивающая их взаимосвязь;

3) обеспечение необходимой информацией всех руководителей

центров ответственности;

4) стимулирование (мотивация) деятельности руководства по

достижению целей организации;

5) контроль за производством;

6) оценка эффективности работы руководителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.