Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткосрочных решений




ТЕМА 9. Управленческий учет в принятии

1. Анализ безубыточности производства. Экономическая модель безубыточности

2. Методы определения точки безубыточности

3. Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия

4. Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия

5. Производственный леверидж

6. Особенности принятия решений по ценообразованию на предприятиях с высокой долей постоянных расходов

7. Подходы к принятию решений по ценообразованию

8. Принятие оптимального решения при наличии альтернативных вариантов производства

9. Принятие решений по ценам и объемам реализации на основе сравнения релевантных расходов и релевантных доходов

10. Принятие решения по ликвидации неприбыльного сегмента производства

11. Принятие решений с условием ограничивающих факторов

12. Применение функционально-стоимостного анализа для принятия управленческих решений

 

Основная задача управленческого учета состоит в обеспечении финансовой информацией руководителей предприятия. Правильно подобранная и проанализированная информация, представленная своевременно и в необходимом объеме, поможет менеджерам принять оптимальное решение по управлению предприятием.

Подготовка информации для принятия долгосрочных и краткосрочных управленческих решений базируется на методиках и технологиях управленческого учета, внедрение которых в практическую деятельность дает предприятию безусловные преимущества по сравнению с традиционным управлением.

Основными методиками управленческого учета для принятия краткосрочных решений являются: модель безубыточности, метод релевантных издержек, концепция маржинальной прибыли, функционально-стоимостный анализ.

Решения о долгосрочных вложениях базируются на понятиях: «чистая дисконтированная стоимость», «внутренний коэффициент окупаемости капиталовложений» и пр.

 

1. Анализ безубыточности производства.

Экономическая модель безубыточности

Анализ безубыточности основан на исследовании зависимости изменений объемов произведенной продукции, расходов на ее производство, объемов доходов от продаж и прибыли. Проведенный анализ поможет принять решение по установлению цены реализации продукции, регулированию объемов реализации продукции.

Главная цель предприятия – увеличить объем производства конкурентоспособной продукции. Кроме внутренних факторов на ограниченность временного промежутка будут влиять внешние факторы: деятельность конкурентов, покупательская способность населения и пр.

Под точкой безубыточности понимают такой объем выручки и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат, т.е. это объем затрат, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Эту точку также называют «критической», «мертвой» или точкой «равновесия», встречается также название «порог рентабельности». Если предприятие реализует продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

 

 

2. Методы определения точки безубыточности

Для определения точки безубыточности на практике используются три метода: графический (бухгалтерская модель), математический и метод валовой прибыли (маржинального дохода).

Бухгалтерская модель зависимости дохода от продаж, расходов на производство и прибыли от объема производства, а также и экономическая модель представляет собой график, на котором по оси абсцисс откладывается объем производства (реализации), а по оси ординат – расходы и доходы, соответствующие объемам производства (реализации).

В отличие от экономической модели бухгалтерская модель безубыточности предполагает неизменность переменных издержек и цены продукции в течение рассматриваемого периода. Поэтому линии совокупных издержек и совокупного дохода приобретают линейную зависимость. Соответственно, на бухгалтерской модели имеется единственная точка безубыточности. Зона прибыли на бухгалтерской модели расширена и может быть ограничена только объемом производства. С увеличением объемов производства совокупные доходы растут.

Экономическая модель точнее отражает реальную взаимозависимость дохода от продаж, издержек и прибыли предприятия, чем бухгалтерская.

Математическую зависимость можно записать следующим образом:

Прибыль = Выручка – Постоянные затраты – Переменные затраты

или более детально:

Прибыль = (Цена реализации * Количество проданных единиц) - Постоянные затраты – (Переменные издержки на единицу продукции * Количество единиц).

Введем обозначения:

NP - прибыль;

x - количество проданных единиц продукции;

P - цена реализации;

B - переменные издержки;

A - совокупные постоянные затраты.

Получим формулу:

Приведем формулу в соответствии с условиями расчета точки безубыточности: прибыль равна 0, и выручка равна сумме переменных и постоянных расходов:

Точка безубыточности в единицах = Постоянные издержки: Валовая прибыль от реализации единицы продукции (где Валовая прибыль = Доход от реализации – Переменные расходы).

Точка безубыточности в единицах = А / (Рх – Вх).

Эта формула носит название формулы валовой прибыли.

Таким образом, точка безубыточности может быть рассчитана одним из двух предложенных методов.

 

 

3. Анализ зависимости прибыли от объема реализации

и расходов предприятия

С помощью предложенных формул можно провести анализ зависимости между прибылью, объемом реализации и издержками предприятия.

На практике очень сложно изменить тот или иной показатель в выгодную сторону: производство планируется с максимальной экономией, а фактические затраты бывают несколько выше предлагаемых, цены реализации стремятся к снижению по независящим от предприятия обстоятельствам.

Для анализа зависимости особый интерес представляет соотношение прибыли и объема реализации, которое является процентным отношением валовой прибыли к доходу от реализации и носит название коэффициента валовой прибыли или коэффициента маржинального дохода.

 

 

4. Влияние структурных изменений объема выпускаемой

продукции на прибыль предприятия

С помощью математических подходов можно анализировать влияние структурных изменений объема реализации выпускаемой продукции на доход от реализации и прибыль предприятия, точку безубыточности.

 

5. Производственный леверидж

Английское слово leverage в переводе на русский означает рычаг. Производственный леверидж представляет собой экономический инструмент или так называемый рычаг управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. Чем меньше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем сильнее зависимость прибыли от изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж рассчитывается по формуле:

где Р - цена реализации;

В - переменные издержки;

х - количество проданных единиц продукции;

NP - прибыль предприятия;

A - постоянные затраты;

L – производственный леверидж;

Рх – Вх – валовая прибыль или маржинальный доход.

Изменение показателя эффекта производственного левериджа зависит от изменения цены, объема реализации, изменения постоянных или переменных затрат. Вывод: чем ниже прибыль предприятия, тем выше эффект производственного левериджа, и наоборот.

Для начала предприятие обязано покрыть свои постоянные затраты за счет валовой прибыли. Поэтому чем выше постоянные затраты на предприятии, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности и перейдет в зону прибыли. Только тогда начнет действовать производственный леверидж. При увеличении объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа снижается. Эффект производственного левериджа действует в течение короткого производственного периода. Если при изменении объема производства происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, возникает сдвиг точки безубыточности и эффект производственного левериджа проявляется по-новому. Использование механизма производственного левериджа позволяет целенаправленно и эффективно управлять соотношением постоянных и переменных затрат. Постоянные затраты в меньшей степени, чем переменные, поддаются изменению. Предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость управления своими затратами. Тем не менее, необходимо изыскивать на предприятии резервы сокращения постоянных затрат.

 

 

6. Особенности принятия решений по ценообразованию

на предприятиях с высокой долей постоянных расходов

Существует множество предприятий, на которых доля постоянных расходов очень высока. Очевидно, что принятие решений относительно цен реализации на таких предприятиях отличается определенными особенностями.

Единственная возможность снижения постоянных расходов в единице продукции при рациональном хозяйствовании – увеличение объема реализации.

Решения в области ценообразования на предприятиях с высокой долей постоянных расходов следует принимать, учитывая все возможные последствия.

 

 

7. Подходы к принятию решений по ценообразованию

Задача управленческого учета состоит в том, чтобы представить менеджеру необходимую и исчерпывающую информацию для принятия правильного решения в области ценообразования. Информация должна быть многовариантной и сопоставимой, в ней должны быть продемонстрированы положительные и отрицательные результаты, которые предприятие может получить в случае принятия того или иного решения.

Предприятие, прежде чем начать свою деятельность или составляя годовой бюджет, определяет, какую прибыль оно сможет получить. То есть в основном решает две задачи: цены на продукцию и затраты на ее производство.

Производитель может влиять на затраты производства, качество и объемы производимой продукции. При этом предприятию необходима серьезная ценовая политика, основанная прежде всего на хорошем знании ответов на вопросы:

- Какова ценность нашего продукта на рынке?

- Какие затраты может позволить себе предприятие при существующих ценах на рынке и желании получить определенный объем прибыли?

- Какой объем выпуска продукции обеспечит предприятию максимальную прибыль?

Для решения поставленных вопросов необходима информация, подготавливаемая финансистами на основании проведенных маркетинговых исследований. Принимая решение о цене производимого продукта, предприятию следует использовать одновременно затратный подход к ценообразованию и ценностный подход.

При затратном подходе к ценообразованию продукт производства определен изначально, уже существует технология его производства, рассчитываются затраты, определяется доля прибыли на единицу продукции, цена продукта и лишь затем начинается продвижение товара на рынки.

При ценностном подходе сначала исследуется цена и возможный объем продаж предполагаемого к производству продукта, а затем рассчитываются затраты и выбирается технология производства продукта.

Можно снижать цены реализации и при этом получать большие прибыли за счет увеличения объемов продаж или получать большие прибыли при снижении объемов и повышении цен. При этом неопровержимым аргументом будет служить знание конъюнктуры рынка.

На предприятии должна быть такая информационная база, которая позволит вести гибкую ценовую политику. При компьютеризации управленческого учета точка безубыточности, цена безубыточности автоматически фиксируется после каждой проведенной операции по расходам или доходам предприятия.

 

 

8. Принятие оптимального решения при наличии

альтернативных вариантов производства

Для обеспечения намеченных объемов прибыли рассматривается несколько альтернативных вариантов производства. При этом необходимо оценить преимущества одного варианта перед всеми существующими, рассчитав доходы и расходы предприятия по каждому из предложенных вариантов. Принимая решение, следует учитывать только те расходы и доходы, которые зависят от данного решения, - так называемые релевантные доходы и расходы.

Релевантные расходы и релевантные доходы – это принимаемые в расчет в процессе выработки решения расходы и доходы будущего периода.

Доходы и расходы, не зависящие от принимаемого решения, не учитываются в процессе принятия решения и не являются релевантными. В расчет должны приниматься только дополнительные доходы и расходы; те же, которые остаются неизменными при выборе той или иной альтернативы, не являются релевантными. Эффективность принятого решения зависит от выбранной альтернативы.

Таким образом, нужно очень внимательно подходить к определению релевантных расходов в процессе подготовки информации для принятия управленческого решения, не забывая при этом о влиянии качественных факторов.

 

 

9. Принятие решений по ценам и объемам реализации на основе

сравнения релевантных расходов и релевантных доходов

Для принятия решений по ценам и объемам реализации можно также использовать сравнение релевантных расходов с релевантными доходами.

Значительное снижение цены реализации – отрицательный момент принятого решения. Оно может повлечь за собой снижение доходов в случае, если наш покупатель в дальнейшем станет диктовать нам свои цены на продукцию.

 

 

10. Принятие решения по ликвидации неприбыльного

сегмента производства

Довольно часто встречается ситуация, когда на прибыльном предприятии производство отдельных видов продукции или предоставление каких-то услуг убыточно. В этом случае возникает вопрос: «Стоит ли и дальше производить данную продукцию?» Необходимо решить вопрос о продолжении либо прекращении данного вида деятельности.

Доходы от реализации, расходы по заработной плате и накладные расходы, связанные с реализацией продукции собственного производства, являются релевантными, что же касается постоянных расходов, то они иррелевантны. То есть в случае отказа от выпуска и реализации продукции собственного производства мы будем иметь валовую прибыль, равную нулю, и соответственно убыток от непокрытых постоянных расходов.

Постоянные расходы в этом случае приобретают характер релевантных расходов, которые элиминируются и распределяются между остальными видами деятельности.

 

 

11. Принятие решений с условием ограничивающих факторов

Производство любых видов продукции ограничивается теми или иными факторами. Такими ограничивающими факторами могут быть производственные мощности, рабочая сила, производственные площади, сырье и др. Если спрос на производимую предприятием продукцию превышает ее производственные возможности, следует выявить ограничивающие факторы, провести анализ их влияния и рассчитывать оптимальную структуру производства с целью получения максимальной прибыли.

На практике в случае принятия решения о собственном производстве присутствуют факторы, которые влияют на размер прибыли, полученной от реализации продукции основного производства. Это так называемые вмененные затраты.

На предприятии, котором производственные мощности используются полностью, нетрудно понять, что любое дополнительное производство априори приведет к потере прибыли, получаемой от основной деятельности. Вмененные затраты выразятся в размере уменьшения прибыли и будут равны затратам на производство дополнительной продукции. Прибыль, полученная за счет дополнительного производства, осуществленного в ущерб основному производству отрицательно влияет на финансовые результаты.

 

 

12. Применение функционально-стоимостного анализа

для принятия управленческих решений

Расширение ассортимента выпускаемой продукции в организациях приводит к тому, что в структуре производственных затрат происходит увеличение доли косвенных затрат и уменьшение доли прямых затрат. Использование традиционных методов затрат в этих условиях нерационально, так как информация о себестоимости выпущенной продукции может быть в значительной степени искажена.

Применение метода функционально-стоимостного анализа (ФСА) в таких организациях предоставит возможность их руководству получать адекватную информацию для принятия обоснованных управленческих решений.

Функционально-стоимостный анализ (Activity Based Costing) – это методология измерения стоимости и эффективности функций организации, ее ресурсов и объектов учета затрат.

В основе концепции ФСА лежит предпосылка, что для производства и поставки продукции или услуг предприятию необходимо выполнить определенные функции, требующие определенных затрат. Все затраты, которые нельзя прямо отнести на продукцию или услугу, в системе ФСА прослеживаются по функциям, с которыми связано возникновение этих затрат.

Вначале метод ФСА использовался для более точного распределения косвенных производственных затрат, затем в него были включены непроизводственные затраты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.